Испытание чувств

В стихотворении Рильке «Благовещение: Слова Ангела» («Часослов», 1905) опорная строчка звучит «Du aber bist der Baum»: «Но ты – Дерево» (дерево жизни, дерево райское на земле). Это не просто прославление: в сравнении с познанием по аналогии (сам архангел сравнивает себя с началом, дуновением, днем) познание Другого, познание Друга, это всегда утверждение. «Но ты именно такова, но ты неизменно такова, даже если чувства обманывают». Рильке требует резко порвать с привычным ориентированием среди образов, и научиться говорить буквально «от души». В том же 1905 г.,…

Читати даліИспытание чувств

Сопричастие радости: ангелы — благовестники Воскресения Христова

Слово «Евангелие» (греч. εὐαγγέλιον) буквально означает «благая весть». А хорошие известия не могут не приносить радости сердцу человека. Радость — то чувство, без которого немыслимо христианство. Не иначе, как только с радостью воспринимаются верующими людьми слова о том, что «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор.15, 5, 20). Богословие — это не сухая теория, а исполненная живого аскетического опыта традиция. Здесь, безусловно, всегда есть место сопереживанию Истины. Воскресение Христово — стержень всего христианства. Творение не может быть безразличным к Любви Творца.…

Читати даліСопричастие радости: ангелы — благовестники Воскресения Христова

Ангелы на земле — монашеский чин

Часто монашество именуют равноангельным чином. Преподобные в христианской богословской традиции — земные ангелы. Почему так? Служение Богу — это всегда жертвенная любовь, которая «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5). Здесь важно всецелое посвящение себя Богу, полная отдача своей воли Творцу, отречение от мира ради любви во Христе к живущим в нем… Сущность монашеского подвига лежит вне земной жизни. Вектор аскезы устремлен в Горнее и этим задается тон иной (по отношению к миру) жизни. В этом скромном исследовании будет дана попытка осмысления сходства…

Читати даліАнгелы на земле — монашеский чин

Размышления о богословии слушания. Часть 2

Публикуем заключительную часть эссе Анны Голубицкой о богословии слушания. Читайте также первую часть. Подобно тому, как среди живописцев нередко бытует мнение, что академическое образование «убивает» живое чувство образа, цвета, композиции, так часто и в святоотеческой традиции мы находим, что теологические штудии «огрубляют» чувство Бога Живаго, ослабляют слух. Древние отцы пишут по этому поводу: «Чтение тонких исследований о Боге иссушает слёзы и прогоняет от человека умиление» [цит. по 6 С.29]. Однако, тут мы вступаем на тонкую грань, где может оказаться табуированной всякая попытка богоузнанавания.…

Читати даліРазмышления о богословии слушания. Часть 2

«Я слышу не слова, а Голос»: Размышления о богословии слушания

«Братие, Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа будет почтено молчанием, ведь Слово Божие зачалось в Пресвятой Деве от одного слушания. Ему слава во веки. Аминь» Из проповеди Кира Панополитанского [цит. по 12] В 1989 году в кинопрокат вышел совместный проект ФРГ и Италии, биографическая драма, снятая Лилианой Кавани, - «Франциск». В почти 3-часовом фильме есть эпизод, когда святому Франциску Ассизскому вдруг начинает казаться, что Господь перестал обращаться и разговаривать с ним, замолчал. Тогда, силясь пробить стену мнимого равнодушия Божия, святой слёзно, почти…

Читати далі«Я слышу не слова, а Голос»: Размышления о богословии слушания

Русское богословие за рубежом

В 1975 году отец Александр Шмеман опубликовал обзор русской богословской мысли в эмиграции. Статья была напечатана в сборнике под ред. Н.П. Полторацкого "Русская религиозно-философская мысль ХХ века" (Питсбург, 1975). Вводные замечания По сей день не существует еще общего обзора восточноправославного богословия послепатристической эпохи, однако общепринятым можно считать мнение, согласно которому развитие этого богословия определили два основных фактора: угасание и исчезновение древних центров и, следовательно, навыков богословствования, с одной стороны, а с другой, и как результат этого, — длительное «западное пленение» православной богословской мысли.…

Читати даліРусское богословие за рубежом

Тайна личности – приоритет современного богословия

Благодаря многочисленным исследованиям и книгам, рассматривающим вопросы экклезиологии, учение о Церкви стало доминирующей темой ХХ века. Минувшее столетие даже было названо "веком Церкви". Эту идею подтвердил и митрополит Каллист (Уэр): "На мой взгляд, доминирующей темой в православном богословии прошлого века была экклезиология. Какая тема станет преобладающей на протяжении нового столетия, которое нам открывается? Я не притязаю на пророческий дар, но мой ответ таков: вне всякого сомнения, экклезиология будет продолжать привлекать наше внимание. Но в то же время я убежден, что главный интерес в богословских…

Читати даліТайна личности – приоритет современного богословия

Литургическое богослужение – настоящая богословская кафедра Церкви

Подлинная парадигма богословия в пространстве православного христианства всегда была гармоничным сочетанием богословия благодатного и богословия научного. Христианской общине совершенно необходимо академическое богословие, связанное с церковным приобщением к Богу. Если же академическое богословие не подкреплено духовно-литургическим измерением, оно становится бесплодным, превращается в бесполезную спекуляцию, в интеллектуальный спектакль. Источником академического богословия должно быть богословие благодатное. Христианские мыслители осознали, что человек приобщается к истине, становится ей причастным. Поэтому необходимо, чтобы всякое усилие на поприще академического богословия имело в своем основании живые отношения с Богом, возможные в…

Читати даліЛитургическое богослужение – настоящая богословская кафедра Церкви

Богословие – тайна общения, переживаемого в Церкви

Окончание статьи румынского богослова Адриана Лемени об экклезиологических аспектах богословия отца Думитру Станилоае. Предыдущая часть. В экклезиологии свящ. Думитру Станилоае соборность понимается как реальное общение и полнота Христа в Духе Святом. С этой точки зрения богословие связано с литургией, с конкретной жизнью Церкви. Богословие становится тайной общения, переживаемого в Церкви, которая понимается как Тело Христово. Церковное богословие есть совесть Церкви, ее осмысление самой себя и своих проблем. Богословие – это всегда приглашение вкусить и увидеть, это обещание, которое надо исполнить в общении и…

Читати даліБогословие – тайна общения, переживаемого в Церкви

Соборность – общение в евхаристической общине

Публикуем продолжение статьи Адриана Лемени "Экклезиология общения", в которой автор рассматривает аспекты учения о Церкви выдающегося румынского богослова о.Думитру Станилоае. Начало здесь. Свящ. Думитру Станилоае настаивает на том, что соборность является выражением общения, которое зиждется на тайне совершенного общения Святой Троицы. Это общение распространяется на творение и структурирует все бытие. В этом общении можно участвовать через литургическую жизнь внутри евхаристической общины. В Божественной литургии с особой силой переживается тайна личности как единственной и неисчерпаемой ценности бытия, а также тайна вечного общения. Христианство как…

Читати даліСоборность – общение в евхаристической общине

Соборность – общение и полнота во Святом Духе

Продолжаем публикацию статьи Адриана Лемени "Соборность – общение и полнота Христова в Духе Святом. Экклезиологические аспекты богословия свящ. Думитру Станилоае" из румынского журнала "Tabor" (№ 4, июль 2010). Читайте также часть 1. Свящ. Думитру Станилоае настаивает на той соборности, которая принимается как общение и полнота в Святом Духе. Исходя из представления апостола Павла о различных дарах членов Тела Христова, исходящих от Одного и Того же Духа и питаемых Им, свящ. Думитру Станилоае, следуя святоотеческой точке зрения показывает, что дары верных в Церкви раскрываются…

Читати даліСоборность – общение и полнота во Святом Духе

Экклезиология общения

Предлагаем перевод отрывка из публикации на румынском языке "Соборность – общение и полнота Христова в Духе Святом. Экклезиологические аспекты богословия свящ. Думитру Станилоае". Журнал "Tabor", № 4, июль 2010. Введение Экклезиология свящ. Думитру Станилоае является конкретным выражением богословия, связанного с жизнью Церкви. Свящ. Думитру Станилоае возрождал и воплощал живую святоотеческую мысль в современном контексте. Его богословие не осталось на уровне повторения или накопления цитат святых отцов. В наши дни мы понимаем, что не достаточно цитировать святых отцов, если мы не усваиваем их опыт,…

Читати даліЭкклезиология общения

Вызов знания

Уже трудно припомнить, когда именно различные описания кризиса человеческой личности, или, как говорят, «идентичности», вошли в наш речевой обиход. Кажется, все вокруг нас на свой лад говорит о том, что человек оказывается перед опасностью, исходящей от него самого. С давних пор он состоит лояльнейшим подданным империи коммуникаций как некой деспотически хаотической сверхдержавы, по виду кем-то даже и управляемой, на самом же деле живущей по собственным, неписаным, не зависимым ни от кого законам. Дымящееся варево из разных «политик», утопий, викторин, мифов, товаров, желающих быть…

Читати даліВызов знания

«Да» быть человеком или «пиршество живых»

Я тот, кто жил во времена мои, Но не был мной. Я младший из семьи Людей и птиц, я пел со всеми вместе. И не покину пиршества живых – Прямой гербовник их семейной чести, Прямой словарь их связей корневых. (Арс. Тарковский, Рукопись). Из дневника Дага Хаммаршельда, генерального секретаря ООН, найденного после гибели его автора в Африке в сентябре 1961 года: «Троицын День, 1961. Я не знаю Кто – или что – поставил мне вопрос. Не знаю, когда он был поставлен. Я даже не…

Читати далі«Да» быть человеком или «пиршество живых»

Евхаристическое существование Иисуса из Назарета

От переводчика Для православного богословия миссии в XX веке тема литургии и, в частности, евхаристии стала одной из центральных. Как писал о. Александр Шмеман «Взаимоотношение Церкви-полноты и Церкви-миссии нигде не раскрывается с такой ясностью, как в Евхаристии – центральной части литургии, таинстве самой Церкви» (Прот. А. Шмеман. Миссионерский императив // Православная миссия сегодня. СПб., 1999. С. 75). Несмотря на то, что, согласно многим авторам, исключительное внимание к литургии в миссионерском контексте характерно именно для православия (см. например, глава «Литургия в православной миссиологии» в…

Читати даліЕвхаристическое существование Иисуса из Назарета

Теология духовных движений. 8. Анализ Преображенского движения и выводы

Окончание. Читайте также предыдущую часть или начало 2.2.4. Преображенское движение. Сложность, с которой нам приходится сталкиваться при анализе Преображенского движения, заключается в том, что пока ещё отсутствует историческая дистанция для подведения итогов и расстановки акцентов. Преображенское Содружество православных братств — самое молодое из всех рассматриваемых нами в этой работе духовных движений. Оно продолжает занимать активные позиции в жизни русского православия, представляя собой заметное явление в церковной жизни. Как дальше будут развиваться события и какие плоды в результате деятельности движения созреют, покажет время. 2.2.4.1.…

Читати даліТеология духовных движений. 8. Анализ Преображенского движения и выводы

Теология духовных движений. 7. Рассматриваемые духовные движения в пространствах предложенных экклезиологических моделей

Продолжение. Читайте также предыдущую главу или начало 2.2. Рассматриваемые духовные движения в пространствах предложенных экклезиологических моделей. Теперь, после того как мы попытались предложить типологию отдельно взятых экклезиологических моделей и дали исторические описания некоторых духовных движений, присутствовавших на исторической сцене в двадцатом веке, попробуем увидеть, как эти духовные движения выглядят с точки зрения предложенных типов экклезиологий. Рассуждение, также как и в предыдущем пункте, будем вести в хронологическом порядке.   2.2.1. Беседничество. 2.2.1.1. Взгляд на беседничество с точки зрения поместно-приходской экклезиологии оставляет неохваченной большую, если…

Читати даліТеология духовных движений. 7. Рассматриваемые духовные движения в пространствах предложенных экклезиологических моделей

Теология духовных движений. 6. РСХД и Преображенское содружество

Продолжение. Читайте также предыдущую главу или начало 2.1.3. Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД). РСХД – это духовное движение, возникшее в эмигрантской среде в послереволюционное время. К рождению РСХД привели следующие факторы. Это приток в церковь студенческой молодежи – в чрезвычайных условиях эмиграции быстро взрослеющей и ищущей оснований жизни. С другой стороны, старшее поколение церковной эмиграции не могло не задуматься о будущем церкви и неизбежно искало общения с молодежью, стремясь передать опыт и традиции церковной жизни. Наконец, к 1922 из России были высланы ведущие…

Читати даліТеология духовных движений. 6. РСХД и Преображенское содружество

Теология духовных движений. 5. Неплюевское Трудовое Братство

Продолжение. Читайте также предыдущую главу или начало 2.1.2. Неплюевское Трудовое Братство. Хронологически по времени возникновения вслед за беседниками идет Неплюевское братство. Вдохновителем и создателем этого духовного движения является Николай Николаевич Неплюев (1851–1908). Он, будучи по происхождению дворянином и помещиком, решил принять на себя лично нравственную вину своих предков-дворян перед народом и посвятить свою жизнь заботам о его просвещении и благосостоянии. Начавшаяся в нем внутренняя работа по осмыслению современного положения вещей с христианской точки зрения привела к созданию стройной религиозно-философской системы, изложенной в книгах…

Читати даліТеология духовных движений. 5. Неплюевское Трудовое Братство

Теология духовных движений. 4. Беседничество

Продолжение. Читайте также предыдущую главу или начало Глава II. Духовные движения в РПЦ в ХХ веке в различных экклезиологических парадигмах 2.1. Краткие исторические описания рассматриваемых духовных движений Исторические описания духовных движений мы будем вести по хронологии. И начнем с беседничества, которое из всех нами выбранных движений возникло первым.   2.1.1. Беседничество. Считается, что движение беседников восходит прямо к преп. Серафиму Саровскому. Любопытно, что по словарю Даля одно из значений слова “беседник” – народный проповедник. Согласно исследованиям К. Серебренитского, можно обнаружить связь между заволжским…

Читати даліТеология духовных движений. 4. Беседничество