Теология духовных движений. 5. Неплюевское Трудовое Братство

Продолжение. Читайте также предыдущую главу или начало

2.1.2. Неплюевское Трудовое Братство.

Хронологически по времени возникновения вслед за беседниками идет Неплюевское братство. Вдохновителем и создателем этого духовного движения является Николай Николаевич Неплюев (1851–1908). Он, будучи по происхождению дворянином и помещиком, решил принять на себя лично нравственную вину своих предков-дворян перед народом и посвятить свою жизнь заботам о его просвещении и благосостоянии. Начавшаяся в нем внутренняя работа по осмыслению современного положения вещей с христианской точки зрения привела к созданию стройной религиозно-философской системы, изложенной в книгах и многочисленных статьях. Главной идеей, которую Н.Н. Неплюев проводил в жизнь, была идея свободного человеческого единения, “всемирного братства во имя Христово”. Он считал, что прямая обязанность людей его круга (крупных помещиков, людей состоятельных и образованных) заняться просвещением русского народа, постепенно эволюционно двигаясь от капитализма к христианскому обществу, живущему на началах любви. Любопытно, что в “Братьях Карамазовых” Ф.М. Достоевского один из персонажей говорит, что в будущем богатые устыдятся своего богатства и сами пойдут навстречу бедным, добровольно делясь избытком своего состояния.

В 1880 Н.Н. Неплюев поселился в родовых поместьях, находившихся в местечке Янполь и хуторе Воздвиженск Глуховского уезда Черниговской губернии. С помощью матери и родных сестер, борясь с непониманием со стороны отца – предводителя дворянства Черниговской губернии, великосветских знакомых и “прогрессивной общественности”, увлеченной новейшими социалистическими теориями, Н.Н. Неплюев начинает свое дело. Он создает приют из десяти крестьянских детей из беднейших семей и лично занимается их воспитанием. Искренним стремлением Н.Н. Неплюева, его главной педагогической сверхзадачей было воспитание “нового человека”: свободного, “сознательного христианина, обладающего сильной волей к добру, любящего Бога и ближних” (здесь и далее см.: Авдасев / список литературы см. в последней части публикации).

В 1885 в Воздвиженске им была учреждена мужская сельскохозяйственная школа, а в 1891 открыта и женская – Преображенская. Школы пользовались огромной популярностью среди крестьян. В них, наряду с качественным сельскохозяйственным образованием, давалось особенное религиозно-нравственное воспитание, прививалось “понимание” художественных ценностей.

В августе 1889 состоялся первый выпуск школы. Из шести человек, получивших аттестаты, трое не захотели расставаться со своим воспитателем, и для них была организована особая сельскохозяйственная община – “Первое трудовое братство”, на созидание которого Н.Н. Неплюева благословил знаменитый старец Троице-Сергиевой лавры Варнава. Каждый выпуск школ давал Братству новых членов, оно росло, возделывало взятую у Неплюева в аренду землю, строилось и благоустраивалось. В 1893 в Воздвиженске был сооружен и освящен храм во имя воздвижения Креста Господня, той же осенью сыграли первую в Братстве свадьбу.

Трудовое братство – “явление уникальное в истории славянских народов по сочетанию своих нравственно-производственных функций – подлежало официальному оформлению”. И светские, и, особенно, духовные власти опасались Неплюева, ведомого сильным религиозным чувством, и всячески препятствовали его начинаниям. После многих трудностей в 1893 был утвержден “Устав Православного Крестовоздвиженского Трудового Братства”. 16 сентября 1894 указом Александра III ему были дарованы права юридического лица, а 22 июля 1895 состоялось торжественное открытие Братства. Устав Братства предусматривал два основных разряда братьев: полноправные (меньшинство) и приемные. Полноправные являлись хозяевами всего братского имения: они участвовали в выборах и устанавливали уклад жизни Братства. Приемные братья на равных правах участвовали в доходах Братства, но не участвовали ни в выборах, ни в решении важнейших вопросов жизни. Полноправные братья составляли Думу – высший орган управления Братством. Председателем Думы пожизненно был избран Н.Н. Неплюев. Он считался блюстителем Братства. Поименный список членов братской Думы окончательно утверждался покровителем Братства – епископом Черниговским и Нежинским. Существовала и особая категория участников Братства – члены-соревнователи. Это были люди, которые жили на стороне, но деятельно исповедывали братские идеалы. Первым членом-соревнователем Братства стал известный русский проповедник, священник Григорий Петров (1868–1925).

Члены трудового Братства объединялись по видам деятельности в большие “братские семьи”: семья учителей, хлебопашцев, молочников и т.д. Братские семьи жили общинами в отдельных больших домах, где каждой “личной семье” предоставлялась просторная комната, а несемейные жили по несколько человек в одном помещении. Во главе семьи стоял старшина, избираемый из ее среды. Дети членов Братства воспитывались в “детских садах”, а с восьмилетнего возраста учились в школах: приготовительных (начальных) и профессиональных. Вступление и выход из братства были свободными.

В 1900 в Петербурге был издан первый большой религиозно-философский труд Н.Н. Неплюева “Что есть Истина?”, за которым последовала публикация его произведений “Христианское мировоззрение” и “Христианская гармония духа”, ранее вышедших в Лейпциге и Берлине.

К 1900 братчиков было сто пятьдесят человек, а вместе с воспитанниками школ общее количество “неплюевцев” превышало триста человек. Они проживали уже в двух обустроенных ими хуторах: Воздвиженске и Рождественске. В декабре 1901 Н.Н. Неплюев передал в дар Братству свое недвижимое имущество, состоящее более чем из 8 тыс. гектаров земли с лесом, постройками и заводами.

После кончины Н.Н. Неплюева, наступившей 21 января 1908, обязанности Блюстителя приняла его сестра М.Н. Уманец, а почетным членом Трудового братства стала давняя сторонница дела Неплюева принцесса Е.М. Ольденбургская. Численность братства к тому времени возросла до 500 человек. Продолжая исповедывать завещанные основателем христианские нравственные начала, Братство активно существовало и развивалось. Оно неуклонно крепло и экономически, применяя в своей хозяйственной деятельности эффективные аграрные технологии и передовое техническое оборудование.

После революции 1917 продолжатели дела Н.Н. Неплюева пытались приспособиться к новым условиям. В марте 1919, оставаясь своеобразным оазисом христианской культуры, Братство преобразуется, а, по сути, просто переименовывается в “Первую украинскую советскую коммуну”, которая, по мнению романтических идеологов коммунизма, представляла собой в социальном и культурном отношениях “совершенно исключительный, единственный уголок на земном шаре” и “являлась предвестником светлого будущего нашего сельского хозяйства”. Но в 1924 атеистические власти репрессировали руководителей Трудового Братства и превратили его в колхоз. Последовавшее в 1929 насильственное выселение братчиков из мест их постоянного проживания – хуторов Воздвиженска и Рождественска – обернулось не только ломкой их судеб, но и полным забвением дела Н.Н. Неплюева, его имени и его идей.

Продолжение

Залишити відповідь