Тайна личности – приоритет современного богословия

Благодаря многочисленным исследованиям и книгам, рассматривающим вопросы экклезиологии, учение о Церкви стало доминирующей темой ХХ века. Минувшее столетие даже было названо “веком Церкви”. Эту идею подтвердил и митрополит Каллист (Уэр): “На мой взгляд, доминирующей темой в православном богословии прошлого века была экклезиология. Какая тема станет преобладающей на протяжении нового столетия, которое нам открывается? Я не притязаю на пророческий дар, но мой ответ таков: вне всякого сомнения, экклезиология будет продолжать привлекать наше внимание. Но в то же время я убежден, что главный интерес в богословских исследованиях будет перемещаться от экклезиологии к антропологии”. Хотя исследовательские усилия будут направлены в русло антропологии, богословы продолжат заниматься экклезиологией и другими направлениями догматики, тем более что человек обретает полноту в общении или в церковной общине.

Античная философская мысль – и в ее платоновском, и в аристотелевском измерениях – неличностна. В трудах таких философов, как Рене Декарт, Иммануил Кант, Николай Гартман, Иоганн Фихте, западная мысль нового времени свела тайну личности в основном к психологическим категориям. Благодаря трудам Мартина Хайдеггера, Мартина Бубера, Жана-Поля Сартра, Габриэля Марселя, Эммануэля Мунье проблема личности была заново переосмыслена в философии. Христианство оформило свое учение о личности через призму двух событий особого значения – формулировка тринитарного и христологического догматов. Тема личности, всецело основанная на евангельском откровении, была сформулирована в терминах богословия святыми отцами IV века. Однако, как отмечал Оливье Клеман, это было сделано на уровне божественного бытия, но не столь же ясно на уровне бытия человеческого. Таким образом, богословы, которые занимались этой областью антропологии, переместились в пространство тринитологии и христологии – в этот подлинный контекст вопрошания в том числе и о человеческой личности.

Даже если большинство богословских исследований ХХ века были сосредоточены на вопросах экклезиологии, антропология также представляла интерес, не достигая при этом масштабов экклезиологии, в особенности из-за разрушительных последствий постпросвещенческих идеологий. Такие богословы, как свящ. Думитру Станилоае, архим. Иустин (Попович), свящ. Георгий Флоровский, Владимир Лосский, митрополит Иоанн (Зизиулас), митрополит Каллист (Уэр), Христос Яннарас и другие показали подлинный христианский смысл человеческой личности, пребывающей в общении с Богом и ближними. Эти подходы богословов в своей совокупности знаменуют переход от экклезиологии к тайне личности.

Есть целый ряд причин, по которым необходимо переместить этот богословский акцент с экклезиологической реальности на личностную. Постмодернистское общество сталкивается с такими явлениями, как секуляризация и глобализация, всевозможные формы насилия, индивидуализм как чрезмерное культивирование личности, научно-технический прогресс, превративший человека в машину, и множество других унизительных форм, посягающих на тайну личности, на ее достоинство и уникальную ценность. Православная церковь, глубоко укорененная в библейской и святоотеческой почве, верно прославила тайну человеческой личности в общении с Богом и с ближними. Нынешний тупик, в котором оказался современный человек, настоятельно требует более глубокого вопрошания в этой области тайны личности, еще большего углубления в ее смысл через утверждение апофатизма линости и выявление новых вариантов решения.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

От переводчика: P. S. К сожалению, пока не удалось найти более подробных сведений об этом авторе. В Ziarul “Lumina” – этом авторитетном периодическом издании Румынской патриархии – насчитывается около полусотни его статей, преимущественно на богословские и религиозно-философские темы.

Залишити відповідь