Продолжаем публикацию статьи Адриана Лемени “Соборность – общение и полнота Христова в Духе Святом. Экклезиологические аспекты богословия свящ. Думитру Станилоае” из румынского журнала “Tabor” (№ 4, июль 2010). Читайте также часть 1.
Свящ. Думитру Станилоае настаивает на той соборности, которая принимается как общение и полнота в Святом Духе. Исходя из представления апостола Павла о различных дарах членов Тела Христова, исходящих от Одного и Того же Духа и питаемых Им, свящ. Думитру Станилоае, следуя святоотеческой точке зрения показывает, что дары верных в Церкви раскрываются во Христе через Святого Духа.
Свт. Василий Великий утверждает, что Святой Дух целостен в каждом и целостен повсюду. Существует общая жизнь верных, общая восприимчивость, и каждый переживает на своем опыте эту восприимчивость целого организма.
По словам апостола Павла, “страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены” (1 Кор 12:26). Единство мистического Тела Христова переживается в Духе Святом, “ибо и мы все в одном Духе были крещены в одно тело” (1 Кор 12:13).
В связи с этим свящ. Думитру Станилоае показывает, что личные дары возделываются не обособленно, ради эгоистичного самоутверждения, но раскрываются в служении и укреплении общения. Свящ. Думитру Станилоае утверждает: «Дух Христов не наделяет каждого члена Церкви всеми Своими дарами обособленно, точно так же, как и при творении все качества не были обособленно даны каждому человеку. В таком случае не было бы общения. Общение отнюдь не ограничивает личную жизнь, но обогащает ее, а через это обогащается жизнь всего вокруг. Общение и полнота – вот два значения этого свойства Церкви, которое обозначается термином соборности или кафоличности” [1].
Соборность, переживаемая как полнота в Духе Святом и как межличностное общение, являет единство, воплощаемое в различиях лиц, которые не отвергаются, но принимаются путем сближения. Таким образом, каждый открыт к деланию целого, и, наоборот, целое проявляется в делании каждого. Чем в большей мере Христос Своим Духом присутствует в Церкви, тем реальнее духовная действенность всей Церкви в ее верных.
Свящ. Думитру Станилоае связывает соборность с полнотой Церкви, переживаемой во Христе через Святого Духа. Как и свящ. Георгий Флоровский, румынский богослов подчеркивает, что выражение Ekklesia Katholiké не использовалось в Предании Церкви в количественном смысле, в значении географической экспансии. Скорее, смысл данного выражения указывает на полноту апостольской веры и учения, на верность Церкви ее Преданию в отличие от еретических тенденций.
Полнота Церкви, понимаемая качественно, способствует укреплению духовной жизни, духовному росту во Христе, “пока мы все не придем к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой, …чтобы, говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос” (Еф 4:13-15). Полнота Святого Духа в Церкви не статична, но динамична. По словам свящ. Думитру Станилоае, это “эсхатологическая полнота целостного опытного переживания Бога в ней и ее всецелого приобщения к Нему в устремленности к тому состоянию, когда Бог будет все во всем. Собственно говоря, в этом и состоит назначение Церкви. Это вхождение в полноту должно быть усвоено всем творением” [2]. В связи с этим, свящ. Думитру Станилоае подчеркивает: «Церковь – это все, это цельность, полнота, потому что в ней пребывает Христос, Который есть все во всем. Эта полнота пока существует не как данность, а как заданность, но она движется к своей полной актуализации в эсхатологии. Поэтому у Церкви есть все спасительные дары для ее полного раскрытия в эсхатологии, дары, ведущие все творение к обожению. Поэтому Церковь обладает всем учением, которое в этой заданности включает в себя все знание, необходимое для спасения. Православная Церковь есть Церковь полноты, так как она не сузила учение как выражение этого присутствия Христа в полноте. У Православной церкви есть все силы приносить праведные плоды ради того, чтобы верные достигали совершенства» [3].
Полнота Церкви как церковный опыт, зиждущийся на вероучении в Духе и Истине, раскрывает сердцевину внутреннего аспекта соборности, внутреннего измерения церковного общения. Не пространственный универсализм является определяющим для соборности, но целостность веры, переживаемая в общении евхаристической общины. Таким образом, единство жизни Церкви зиждется на Христе едином и объединяющем, Которого можно познать и к Которому можно приобщиться Духом Святым.
Так, соборное единство не институционально, но христоцентрично и пневматологично. «Единство Церкви не является единством институционального характера, но при этом оно не раздроблено на индивидов с различными верованиями или пониманиями. Это есть онтологически-пневматическое единство жизни во Христе и Святом Духе. Это единство со Христом и во Христе зиждется не только на утверждении общей веры, которая может иметь субъективный характер. Это единство переживается в единой силе, которая ниспосылается верным и Церкви от пребывающего в ней Христа. Верные испытывают это на своем опыте в той же силе, которая им дается для непорочной жизни. И чем усерднее их усилия к обретению подобной жизни, тем сильнее опыт переживания силы Духа Христова” [4]. Единство относится к хранению той же веры, воплощаемой в жизни во Христе через Святого Духа. Вера Церкви, выражающая убежденность в этом действенном присутствии Христа в Церкви и в ее членах, неотделима от определенного опытного переживания этого действия Христова. В этом опыте догматы непоколебимы. Именно поэтому догматическое единство Церкви – это единство, которое зиждется на том же опытном приобщении ко Христу, действующему через Духа Святого …Единство в твердой вере, основанной на внутреннем опытном переживании всею Церковью всех дел Христовых, тесно связано с достижением спасения, обретаемого через Церковь [5].
Соборность Церкви обусловлена единством Христа и Святого Духа. Эта соборность предполагает и личные усилия, усвоение духовного и церковного образа жизни, в котором существование преображено в опыт благодати. Соборность предполагает логику дара и любви, межличностного общения, благодаря которому преодолеваются недостатки потребительского и индивидуалистического менталитета, господствующего в современном обществе.
[1] Pr. Prof. Dr. Dumitru Stăniloae, Teologia Dogmatică Ortodoxă, vol. 2, ed. a II-a, Editura Institutului Biblic şi de Misiune al Bisericii Ortodoxe Române, Bucureşti, 1997, p. 188.
[2] Ibidem, p. 190.
[3] Ibidem, p. 191.
[4] Ibidem, p. 172.
[5] Ibidem, pp. 173-174.
Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой
Соборность это СОБРАННОСТЬ верных вокруг Христа.