Часто монашество именуют равноангельным чином. Преподобные в христианской богословской традиции — земные ангелы. Почему так?
Служение Богу — это всегда жертвенная любовь, которая «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5). Здесь важно всецелое посвящение себя Богу, полная отдача своей воли Творцу, отречение от мира ради любви во Христе к живущим в нем…
Сущность монашеского подвига лежит вне земной жизни. Вектор аскезы устремлен в Горнее и этим задается тон иной (по отношению к миру) жизни.
В этом скромном исследовании будет дана попытка осмысления сходства монашества и ангелов.
Возникновение монашества
Когда чаша переполняется, ее содержимое изливается за пределы, в другие сосуды, стоящие возле нее. Первой чашей явилась Любовь Божия к человеку, а исполняются ее те, кто взял на себя монашеский подвиг — благое иго Христово, и кто увенчал себя легким бременем Спасителя (Мф. 11,30). Ведь ради любви к миру иноки слышат глас Самого Христа и, отвергаясь себя, следуют к Его благости и духовному совершенству.
Возникновение монашества в истории Церкви предваряется аскетическими подвигами великих своими добродетелями людей, живших на заре христианства. В начале новозаветного времени здесь имели место труды Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна, сорокадневный пост в пустыни Господа Иисуса Христа, бдения и покаянные слезы умиления сонма святых, искавших умиротворения душевного и желавших созерцания Света Христова в уединении.
Но как церковный институт монашеский чин возникает в IV веке. Предание святой Церкви гласит, что этот образ подвижничества и доброделания имеет сверхъестественный характер. Милосердный Господь открыл своему угоднику преподобному Пахомию Великому, подвизавшемуся в Фиваиде, послав ему через Ангела Своего необходимость созидания киновии — монашеского общежития: «Пахомий! Ты сделал свое дело, посему теперь не должно тебе оставаться в этой пещере. Пойди собери всех молодых монахов, живи с ними и управляй ими по уставу, какой дам тебе» (Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик. — С-Пб., 1850. С. 114). После этих слов Господень Ангел дал авве Пахомию медную доску с изложенным на ней уставом монашеского жития. Здесь уделяется внимание образу подвигов, устройство быта, правила общежития, сна монахов; описывается одежда иноков, правила поведения при принятии Святых Христовых Таин, разделение братии на двадцать четыре чина по количеству букв греческого алфавита, преподается образ подвигов, дано установление молитвенного правила для иноков, а также предписываются нормы поведения за трапезой.
В упомянутом нами уставе преподобного Пахомия заключается перфекционистская сущность аскезы монахов: «К высшим подвигам, — говорил Ангел, — прежде трех лет не допускай. Когда совершит он тяжкие работы, пусть вступит на это поприще» (Там же. С.116). По мнению Пахомия Великого, общежительное монашество — наиболее удобный путь к совершенствованию качеств души инока и обретения свободы духа во Христе.
Есть и другая форма монашества — анахоретская, то есть отшельническая. Ее основоположником стал преподобный Антоний Великий.
Анахоретство называют великим ангельским образом, а киновиатство традиционно по сей день называется малым ангельским образом.
Обе формы монашества возникли почти одновременно в IV веке. Обе формы подвига внешне отличаются друг от друга, но по внутреннему содержанию едины. Сущность монашества понимается Церковью «как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни» (Дебольский Г., прот. Попечение Православной Церкви о спасении мира. — С-Пб., 1894. С. 433). Для преподобного Феодора Студита вообще немыслимым было деление монашества: он считал, что монашество должно быть подобным Таинству Крещения. Жизнь после пострига уже должна устремляться ко Христу. Также как новокрещенные радуются предстоянию перед лицом Божиим, исполняются духовного ликования и монашествующие: «Радостию убо радуйся и веселием веселися, яко днесь избра тя, и разлучи Господь Бог от мирскаго жития и постави тя яко пред лицем Своим в предстоянии монашескаго чина» (Большой требник. — М., 1897. Последование великого ангельского образа, гл. 28, л. 70).
Итак, история Церкви знает оформленный институт монашества с IV века. Прежде всего, начало монашества связывается с именами преподобных Антония и Пахомия Великих. Вектор жизни монахов издревле устремлен в горняя. Отшельничество и общежительное монашество, возникшие фактически одновременно, являют собой формы подвига, посредством которых аскеты достигают духовного совершенства.
Монашеские обеты и их сущность
После преподобного Пахомия Великого, во времена подвига которого вступление в монашество сопровождалось торжественным облачением в монашеские одежды, зародилась традиция — принятие обетов: целомудрия, послушания, нестяжания. В присутствии всей братии в храме перед святым Престолом новоначальный давал обещание соблюдать упомянутые выше обеты. Окончательное утверждение данного обычая в чине пострига связано со святителем Василием Великим (См.: Архимандрит Евлогий, магистр богословия. Великий ангельский образ в православном монашестве.// Журнал Московской Патриархии. — М.,1979. № 8).
Монашество — это крестоношение, следование за Христом (Мф. 16, 24).
В этом подвиге все зиждется на фундаменте отречения (ἀποταγή) от мира. По этому принципу приносятся монашеские обеты, которые раскрываются в таких христианских добродетелях: целомудрие, послушание и нестяжание. Преподобный Ефрем Сирин, подчеркивая значение иноческих обетов, говорит: «Несребролюбивый монах – вернейший вестник Царствия Небесного, а тот, кто недугует сребролюбием зле погибает. Украшение монаха юноши – целомудрие, приобретшее не имеющее пределов девство. Достояние монаха – послушание, приобретший его будет услышан Господом» (Прп. Ефрем Сирин. Увещание монахам (в алфавитном порядке). Т — С-Пб., 1897. С. 345).
Целомудрие (девство) (παρθενία) — подвиг чистоты, совокупляемый с особым вниманием. Прп. Неофит Затворник писал: «Если ты достиг монашеского чина, тебе не дается никакого (послабления), девством более и целомудрием и освящением ты сопричтен Богу, и горе, горе тебе, если ты явишься в этом лжецом» (Прп. Неофит Затворник. Книга поучений 2, 41:68-71).
Послушание (ὑπακοή) — это ни что иное, как отказ от своей воли ради следования за Господом (Мф.26, 24). Монашество немыслимо без послушания. «Монах, который постится, находясь под руководством духовного отца, но не имеет послушания и смирения, таковой не приобретет ни одной добродетели, и не знает, что есть монах» (Апофтегмы (сист. cобрание) 14, 8:13).
Нестяжание (ἀκτημοσύνη) в монашеской традиции ассоциируется с бедностью (πτωχεία). Пожалуй, один из сложнейших для исполнения обет, который имеет безусловный характер. Вступая в монастырь, монах не имеет собственности. Суть обета состоит в том, что и далее инок должен оставаться без личного имущества. Зонара утверждал, что нестяжание является естественным состоянием монаха. «Сопричислившие себя монашескому житию считаются как умершие для жизни. Как умершие ничего не имеют, так и от монашествующих правило требует ничего не иметь» (В толковании 6 правила Двукратного Собора. Rally-Potly II. P. 668). По слову святителя Василия Великого, подвижник призван к тому, чтобы «выполнить евангельскую меру нестяжания» (Свт. Василий. Пространные правила 16 (PG 31, 960:34-35)). В общежитии «каждая часть всего является общей для всех» (Свт. Василий. Краткие правила 265 (PG 31, 1264:7-9)).
Монахи — земные ангелы
Святой император Юстиниан писал: «На земле нет родства у монахов, которые возревновали о небесном жительстве» (Cв. император Юстиниан . Новелла 123 (P. 669:31-670:1)). Как видим, сущность монашеской аскезы заключается в поиске совершенства. Перфекционистские чаяния находят свое воплощение лишь в надмирном измерении. Монахов можно назвать земными ангелами в силу эсхатологичности их существования. Монашество являет свою инаковость по отношению к миру, который «во зле лежит» (1Ин. 5,19). Они, как и ангелы Божии, являются служителями Царя, Царство Которого «не от мира сего» (Ин. 18,36). Люди, вступающие в монашество, отрекаются от мира и его благ ради живущих в мире. Многотрудным путем лишений иноки достигают Царства Божия, где продолжают воспевать славу Триединому Богу вместе со святыми ангелами.
….