Наша пост-экклезиологическая эпоха

Автор статьи, профессор канонического права и декан Свято-Сергиевского богословского института в Париже, показывает, что в последние несколько веков все христианские церкви изменили новозаветным принципам церковного устройства, вместо территориального признака организуясь по признакам обрядовым, конфессиональным или этническим.

Продолжить чтение Наша пост-экклезиологическая эпоха

Город в церковных канонах и значение диптиха в Православной Церкви

Профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин рассматривает историю применения территориального принципа в церковном устройстве. Этот экскурс приводит его к определению "идеальной и, вероятно, единственно приемлемой модели взаимоотношений Поместных Церквей внутри Вселенской Церкви".

Продолжить чтение Город в церковных канонах и значение диптиха в Православной Церкви

Современные проблемы русского церковного права

Преподаватель Московской Духовной академии священник Александр Задорнов знакомит читателей с некоторыми проблемами, стоящими сегодня перед наукой церковного права - проблемами как внутреннего, так и внешнего свойства.

Продолжить чтение Современные проблемы русского церковного права

Что такое «Поместная Церковь»? К вопросу о поместности Украинской Православной Церкви

В православной экклезиологии не существует строгого и общепризнанного определения для понятия "поместная церковь". С одной стороны, в современной практике, особенно в русскоязычной церковной среде, "поместными" нередко называют Церкви автокефальные. С другой стороны, в церковной истории это выражение имело отнюдь не столь узкое значение.

Продолжить чтение Что такое «Поместная Церковь»? К вопросу о поместности Украинской Православной Церкви

Дискуссия о проблеме первенства в современном католическом богословии

25 декабря в стенах Московской духовной академии начал работу очередной Пленум Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. Центральной темой Пленума стало обсуждение проблемы православного понимания первенства в Церкви. Публикуем статью преподавателя Московской духовной академии В.В.Буреги, посвященную обзору дискуссий о проблеме первенства в современном католическом богословии.

Продолжить чтение Дискуссия о проблеме первенства в современном католическом богословии

Богословские аспекты и практика приема в Православие из инославия

Доклад на Пятой Международной богословской конференции РПЦ "Православное учение о церковных таинствах".

Продолжить чтение Богословские аспекты и практика приема в Православие из инославия

Понятие «таинство» в православном богословии

Доклад на Пятой Международной богословской конференции РПЦ "Православное учение о церковных таинствах".

Продолжить чтение Понятие «таинство» в православном богословии

Канонические основания сакраментологии

Доклад на Пятой Международной богословской конференции РПЦ "Православное учение о церковных таинствах".

Продолжить чтение Канонические основания сакраментологии

Догматическое учение о таинствах в греческом и русском систематическом богословии XVII-XIX вв.

Доклад на Пятой Международной богословской конференции РПЦ "Православное учение о церковных таинствах".

Продолжить чтение Догматическое учение о таинствах в греческом и русском систематическом богословии XVII-XIX вв.

Новозаветные корни православного учения о Таинствах

Доклад на Пятой Международной богословской конференции РПЦ "Православное учение о церковных таинствах".

Продолжить чтение Новозаветные корни православного учения о Таинствах

Святоотеческие основания православного учения о Таинствах

Доклад на Пятой Международной богословской конференции РПЦ "Православное учение о церковных таинствах".

Продолжить чтение Святоотеческие основания православного учения о Таинствах

Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви

К вопросу о каноническом статусе термина "пресуществление".

Продолжить чтение Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви

Дружба как духовничество

Доклад на Успенских чтениях, Киев, сентябрь 2007. Все религии мира требуют подчинения человека вéдомому или неведомому Богу. Христианство, ничуть не умаляя неодолимого расстояния между нами и Господом, предлагает нам дружбу Его. Православие же придает этой дружбе особое лицо, единственное выражение, которое едва ли найдешь в других христианских исповеданиях: духовничество.

Продолжить чтение Дружба как духовничество

Воскресение жизни. («Бессмертие» души)

Должны ли христиане, будучи христианами, непременно верить в бессмертие человеческой души? И что на самом деле означает бессмертие в пространстве христианской мысли? Подобные вопросы только кажутся риторическими.

Продолжить чтение Воскресение жизни. («Бессмертие» души)

Всемогущество Божие и человеческая свобода: святоотеческий подход. Бог — Отец и Вседержитель у Отцов-каппадокийцев

Доклад на Шестой международной конференции "Успенские чтения" (Киев, сентябрь 2006).

Продолжить чтение Всемогущество Божие и человеческая свобода: святоотеческий подход. Бог — Отец и Вседержитель у Отцов-каппадокийцев

Преображение мира

Доклад декана Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже на Шестой международной конференции "Успенские чтения" (Киев, сентябрь 2006).

Продолжить чтение Преображение мира

«Внутреннее благо и истинное ведение»: вера в аскетической системе преп. Максима Исповедника.

Мы укажем на несколько принципов, которые, как нам представляется, необходимо должны быть использованы для создания "богословия веры" в Православной Церкви. Главный из них - фундаментальное значение веры для всей религиозной жизни христианина. Ошибкой является то ее заниженное понимание, которое иногда можно встретить у самих православных верующих и даже богословов.

Продолжить чтение «Внутреннее благо и истинное ведение»: вера в аскетической системе преп. Максима Исповедника.