Сопричастие радости: ангелы — благовестники Воскресения Христова

Слово «Евангелие» (греч. εὐαγγέλιον) буквально означает «благая весть». А хорошие известия не могут не приносить радости сердцу человека. Радость — то чувство, без которого немыслимо христианство. Не иначе, как только с радостью воспринимаются верующими людьми слова о том, что «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор.15, 5, 20).

Богословие — это не сухая теория, а исполненная живого аскетического опыта традиция. Здесь, безусловно, всегда есть место сопереживанию Истины.

Воскресение Христово — стержень всего христианства. Творение не может быть безразличным к Любви Творца. Небо и земля славословят Бога Слова. Радостную весть человечеству о том, что воскрес Христос приносят именно ангелы. . .

Священное Писание свидетельствует о том, что ангелы явились провозвестниками Воскресения Господа Иисуса (Мф. 28,1-15; Мк. 16,1-11; Лк. 24,1-12; Ин. 20,1-18).

Ангельское ликование о Воскресшем Спасителе отображено в литургических текстах, в особенности — в гимнографии праздника праздников — Воскресения Христова.

Вот, к примеру, святое благовествование от Матфея — евангелиста, которого на иконах изображают вместе с ангелом: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф. 28,1-7).

В богослужении, источником которого является Священное Писание, поется о том же, что возвещает Евангелие. Взору молящихся предстают мироносицы, которые глубоким утром встретили Ангела Божия и от него услышали, что не нужно искать Начальника Жизни среди мертвых. Пустой гроб и пелены — доказательство Воскресения Спасителя человеческого рода: «Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете, яко человека; видите гробныя пелены, тецыте, и миpy проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий» (Ипакои Пасхи, глас 8).

Пасхальные стихиры вторят ангельскому повелению из Евангелия и ипакоя — Ангел призывает к проповеди о Воскресении Нетленного Христа Подателя Жизни: «Мироносицы жены, утру глубоку представша гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете живаго с мертвыми; что плачете нетленнаго во тли; шедше проповедите учеником Его» (Стихира на утрени Святой Пасхи, глас 5).

Воскресение Христово — это исполнение многих пророчеств, заключающих Таинство Восстания от мертвых Спасителя. Церковь вспоминает пророчество Аввакума (Авв. 2,1-3). Именно Ангел возвещает спасение миру, которое совершено Воскресением Всемогущего Господа Иисуса Христа: «На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миpy, яко воскресе Христос, яко всесилен» (Ирмос пасхального канона, песнь 4).

Согласно Преданию Святой Церкви, первой причастницей Божественной радости стала Пресвятая Богородица. Но прежде исполнились слова святого Симеона Богоприимца — «оружие прошло душу Пречистой» (Лк. 2,34). Матерь Божия пережила наибольшую утрату и горе, когда Ее Божественный Сын был оклеветан, избит и даже распят. При подножии Голгофы содрогалось от боли Ее сердце. Она стала свидетельницей смерти Своего единственного Сына… Благость Божия касается Девы Марии. Она, страдавшая и болезновавшая больше всех о Крестных муках Христовых, сподобилась сугубой радости о Воскресшем. Именно Пречистой Деве благовествует великое событие не только Ее личной надежды, но и повод к торжеству всего человечества. Церковь воспевает: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся» (Запев на 9 песни ирмоса пасхального канона). То есть, ангел возвестил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся, вновь говорю: Радуйся, Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив мертвых. Люди, торжествуйте».

Ангел возглашает радостную весть о Воскресении Христовом и спасении мира от власти греха, проклятия и смерти по причине духовно-нравственной чистоты своего естества. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает это качество бесплотных сил: «Как в ясный полдень небо бывает чистым, не затеняясь никаким облаком, так и природа ангелов пребывает светлой и блистательной, не омрачаясь никакой похотью» (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., — С-Пб., 1895. Ч.1. С.303).

Церковь приводит своих верных чад к мысли: чтобы прославить Воскресение Иисуса Христа, необходимо стремиться к осмыслению и переживанию этой Великой Тайны. Для этого необходимо пребывать в духовной чистоте. Сам Господь называет Боговидцами тех, кто чист сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8).

После прошествия периода весны духовной — спасительного поприща Великого Поста — мы молитвенно взываем о том, чтобы Бог сподобил нас прославлять Господа Воскресшего чистым сердцем: «Bocкрeceниe Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Стихира на полунощнице Святой Пасхи, глас 6).

Значение Воскресения Христова никак нельзя умалить. Венец седмичного круга богослужения — воскресный день — малая Пасха.

Велико ли значение ангелов в возвещении вести о Воскресении Спасителя?

Литургический опыт Церкви дает основательный ответ на поставленный вопрос. Ангелы упоминаются в пяти из восьми воскресных тропарей Октоиха.

Силы небесные поют о чуде Воскресения и прославляют Жизнодавца и благоговейно преклоняются перед тайной домостроительства спасения: «Камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный, Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче» (Тропарь воскресный, глас 1).

Умилительным вторым гласом Церковь воспевает умерщвление ада и воскресение умерших и вновь ангелы Божии славословят Христа: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе» (Тропарь воскресный, глас 2).

Воскресение Христово является поводом для духовного ликования ангельского мира. Господь подарил Милость Свою — подал избавление вселенной. «Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость» (Тропарь воскресный, глас 3).

Ангелы предстоят у гроба Спасителя: «Ангельския Силы на гробе Твоем, и стрегущии омертвеша; и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе» (Тропарь воскресный, глас 6).

И, наконец, апостолы принимают светлое воскресное благовестие от Ангела: «Светлую Воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость» (Тропарь воскресный, глас 4).

Итак, по Промыслу Божию ангелам выпало послушание первыми сообщить миру о Воскресении Христовом. Святые ангелы соделали причастными этой великой радости Пресвятую Богородицу, мироносиц и, конечно, учеников Христовых — апостолов. Последние продолжили проповедь, оставляя это благое известие о Торжестве Жизни и веселие нескончаемыми.

Залишити відповідь