Теология духовных движений. 3. Общинно-братская и пневматологическая модели

Продолжение. Читайте также предыдущую часть или начало. 1.2.3. Общинно-братская экклезиологическая модель.  Понятие общинно-братской экклезиологической модели получило распространение благодаря деятельности о. Георгия Кочеткова. Здесь акцент ставится на том, что церковь – это, прежде всего, общины и братства верных христиан. Сам о. Георгий замечает, что терминологическое различение общинной и приходской экклезиологий впервые было внесено о. Виталием Боровым. Также о. Георгий говорит, что вызревание общинно-братской экклезиологии в тех или иных видах можно заметить у довольно широкого круга людей. “К ним можно отнести преподобных Паисия Величковского и…

Читати даліТеология духовных движений. 3. Общинно-братская и пневматологическая модели

Теология духовных движений. 2. Типология экклезиологических моделей и их краткие характеристики

Продолжение. Начало см.: Часть 1 1.2.1. Поместно-приходская экклезиологическая модель. Эта экклезиологическая модель, несмотря на то, что в настоящее время она является нормативной, рассматриваемыми нами богословами, в основном, явно или неявно подвергается критике. Мы будем воссоздавать эту модель “от противного” по работам этих авторов. Скажем ещё, что видеть церковную жизнь в категориях этой модели больше свойственно для новоначальных, т.е. для тех христиан, кто ещё только делает первые шаги в церковной жизни. Отметим, что за две тысячи лет существования христианства произошла существенная эволюция понимания образа…

Читати даліТеология духовных движений. 2. Типология экклезиологических моделей и их краткие характеристики

Теология духовных движений. 1. Модельность экклезиологии как атрибут богословского поиска

В этой работе, во-первых, приводятся исторические описания четырех духовных движений: беседников, трудового братства Н.Н. Неплюева, РСХД и Преображенского содружества малых братств, во-вторых, рассматриваются и анализируются наиболее интересные, по мнению автора, экклезиологические модели и, в-третьих, перекрестно исследуются означенные духовные движения с точек зрения приведенных экклезиологических моделей. Работа затрагивает чрезвычайно важный смысловой слой вопросов, напрямую связанных с экзистенциально-онтологическим измерением церковной жизни. Что Церковь и в чем верность ей, и в чем её жизнь, и где начинается измена? О. Александр Шмеман Если не удается сдвинуть большой…

Читати даліТеология духовных движений. 1. Модельность экклезиологии как атрибут богословского поиска

Экуменическая боль

В январе 1975 года семнадцать американских богословов, принадлежащих к большой группе Церквей США (но не являющихся официальными их представителями), встретились в Хартфорде (штат Коннектикут), чтобы выработать общее отношение к «превратным, ложным и деструктивным мнениям», которые, по словам одного из них, «представляются пагубными для современного христианства и его влияния на общество». Инициаторы и устроители встречи — профессор П. Бергер1 и пастор Ричард Джон Нойхауз2 — сформулировали эти «мнения» в виде тринадцати «тем», или тезисов. После трехдневного заседания, в ходе которого в первоначальную повестку дня…

Читати даліЭкуменическая боль

Знаменательная буря. Несколько мыслей об автокефалии, церковном предании и экклезиологии

Поводом для написания статьи послужили споры, вызванные дарованием Матерью-Церковью (РПЦ) автокефалии Православной Церкви в Америке. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф. 4:25 1 Буря, вызванная «автокефалией» Православной Церкви в Америке, является, вероятно, одним из самых значительных кризисов православной церковной истории последних столетий. Или, вернее, она могла бы стать значительным событием, если бы те, кто в ней замешан, захотели принять ее как неповторимую возможность рассмотреть и разрешить ту церковную запутанность, на которую православные слишком долго…

Читати даліЗнаменательная буря. Несколько мыслей об автокефалии, церковном предании и экклезиологии

Поместная Церковь: по следам дискуссии о ней

1. Принцип автокефалии «Современное Православие, — пишет автор одной из лучших вводных книг о нашей Церкви епископ Каллист Уэр, — это семья автокефальных Церквей»[1]. Автокефальная Церковь (в современном русском словоупотреблении она же чаще всего называется и поместной) — единственная полностью самостоятельная в решении своих внутренних дел единица мирового Православия. Для современного православного сознания автокефалия и автокефальная Церковь есть естественные и самоочевидные вещи. Мы сжились с ними и спорим лишь о том, канонична или неканонична та или иная автокефалия и какая Церковь может получить…

Читати даліПоместная Церковь: по следам дискуссии о ней

Народ Божий. Размышления о некоторых аспектах христианской экклезиологии

Известно, что тема православной экклезиологии находится в нераскрытом состоянии — ни новозаветные тексты, ни обширный корпус святоотеческих писаний не дают нам исчерпывающего определения Церкви. Образы из Писания — Тело Христово, народ Божий, невеста Христова, храм Святого Духа — формально ничего не определяют, а лишь сводят понятие о Церкви к другим понятиям, в такой же степени нуждающимся в раскрытии. Святоотеческая письменность, как кажется, ничего не прибавляет к этим определениям. Потребность в эксплицитном учении о Церкви возникает весьма поздно, и мы имеем широкий спектр определений,…

Читати даліНарод Божий. Размышления о некоторых аспектах христианской экклезиологии

По поводу богословия Соборов

Уяснение идеи «собора», его места и функции в жизни Церкви можно поистине назвать богословской задачей дня. С одной стороны, мы стоим перед вызовом «внешних»: тут и Рим с его собором, и экуменическое движение, все чаще воплощающееся в форме «соборов». С другой стороны, этого требует от нас и внутренняя ситуация самой Православной Церкви. Духа не угашайте. Дары различны, но Дух один и тот же: и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все…

Читати даліПо поводу богословия Соборов

О понятии первенства в православной экклезиологии

1. Под первенством или «приматом» мы разумеем в настоящей статье такую власть, которая превышает власть епископа, ограниченную его епархией. История Церкви и каноническое предание знают первенство областное — в группе церквей или епархий (церковная провинция, митрополичий округ), первенство в так называемых автокефальных Церквах — патриарха, архиепископа и т. д.; первенство, наконец, вселенское — Рима, Константинополя1. В православном богословии давно уже назрела необходимость выяснить природу и функции всех этих видов первенства и прежде всего сам принцип первенства. Вопрос поставлен жизнью, ибо в церковной практике…

Читати даліО понятии первенства в православной экклезиологии

Патриархальная структура и единство Церкви

Автор: Теодор Николау, профессор православного богословия Мюнхенского университета Мерилом нашего христианского самосознания, несомненно, является восстановление церковного единства. Так как единство — это исполнение наивысшей христианской заповеди, то любовь это важная часть нашей веры («в единой... Церкви») отображающая таинство Триединого Бога. Именно в этом отображении раскрывается образ единства Церкви. Бог — единая сущность или природа; так же и Церковь — Тело Христова, одухотворенное Св. Духом — едина. Церковное единство выражается в исповедании единой веры, единой любви и в праздновании одной и той же Св.…

Читати даліПатриархальная структура и единство Церкви

Задачи православного богословия сегодня

Духа не угашайте.
Пророчества не уничижайте.
Все испытывайте, хорошего держитесь.
1 Феc. 5:19–21

1

Что мы имеем в виду, говоря о задаче православного богословия сегодня? Начать с этого вопроса нужно потому, что угадываемое в нем и кажущееся подозрительным с православной точки зрения богословское направление, похоже, преобладает сейчас на Западе. (більше…)

Читати даліЗадачи православного богословия сегодня

Церковь, эмиграция, национальность

Церковные события последнего времени особенно остро напоминают нам о том основном вопросе, на который рано или поздно нужно будет дать ответ. И нам думается, что пора церковному сознанию поставить его перед собой во всем его объеме. До сего времени все наши церковные устроения здесь, в Западной Европе, имели и имеют временный характер, ибо связаны с фактом эмиграции, фактом временным по самой своей природе. Но теперь становится все более и более очевидным, что если русская эмиграция, как и всякая эмиграция, есть явление, может быть,…

Читати даліЦерковь, эмиграция, национальность

Экклезиология: Хомяков и Арндт

Вниманию читателей предлагается доклад игумена Петра (Мещеринова), озвученный на ежегодном съезде Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД) 5-6 ноября 2010 в Луази (на севере от Парижа). Тема съезда: "Свидетельство Церкви сегодня" в память поэта и богослова Алексея Степановича Хомякова по случаю 150-летия его кончины (23 сентября 1860).

Читати даліЭкклезиология: Хомяков и Арндт

“Желающий пусть берет воду жизни”: Размышление на день Богоявления

Крещение Господне, День Богоявления, Праздник Светов… Множество смыслов и прочтений этого великого дня порой ускользают от нашего внимания. В своем богословском размышлении иеромонах Иосиф и диакон Августин предлагают читателям сайта по-новому осмыслить празднуемое Церковью торжество.

Читати далі“Желающий пусть берет воду жизни”: Размышление на день Богоявления

Свидетель в евхаристической антропологии

Рассматривая общие черты возвращения фигуры свидетеля в современную культуру и стоящие за этим изменения самой культуры, автор вскрывает богословские последствия такого возвращения и демонстрирует связь свидетельства и евхаристического гимна в контексте богословия общения и определяемой им евхаристической антропологии.

Читати даліСвидетель в евхаристической антропологии

Благоволение пред очами Твоими… Посещение Троицы: от патриарха Авраама до преподобного Андрея

Размышление, которое мы предлагаем, родилось при чтении книги бенедиктинского монаха и отшельника Габриэля Бунге, посвященной иконе Пресвятой Троицы.

Читати даліБлаговоление пред очами Твоими… Посещение Троицы: от патриарха Авраама до преподобного Андрея

Загальна характеристика сучасної православної теології

Часто доводиться чути, що нібито існує єдина правильна православна теологія, і ніякого суттєвого різноманіття в православній теології немає і не повинно бути. Така установка мені особисто завжди подобалась. Хочеться відчувати спокій, знати, що все стабільно. І я шукав єдиної правильної православної теології. Але насправді ніякої стабільності в православній теології немає.

Читати даліЗагальна характеристика сучасної православної теології

Задачи православного богословия в Украине на современном этапе

Последние двадцать лет были особым периодом в жизни Украинской Православной Церкви. Изменился мир, в котором мы живем. И изменилась Церковь, которая с одной стороны, всегда сохраняет верность вечной истине Православия, а с другой - всегда ищет пути донести эту истину до своих современников.

Читати даліЗадачи православного богословия в Украине на современном этапе

Церковь в современной православной мысли: Крещальная экклесиология

Представляем вниманию читателей перевод доклада американского канониста и историка Церкви протоиерея Джона Эриксона, прочитанного в ходе Виндзорского совещания по вопросам православной экклесиологии в декабре 2009 года.

Читати даліЦерковь в современной православной мысли: Крещальная экклесиология

Роль епископа Рима в общении с Церквами в первом тысячелетии

Документ Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу. Айос-Николаос, Крит, Греция, 27 сентября - 4 октября 2008.

Читати даліРоль епископа Рима в общении с Церквами в первом тысячелетии