Экклезиология общения

Предлагаем перевод отрывка из публикации на румынском языке “Соборность – общение и полнота Христова в Духе Святом. Экклезиологические аспекты богословия свящ. Думитру Станилоае”. Журнал “Tabor”, № 4, июль 2010.

parintele-dumitru-staniloae

Введение

Экклезиология свящ. Думитру Станилоае является конкретным выражением богословия, связанного с жизнью Церкви. Свящ. Думитру Станилоае возрождал и воплощал живую святоотеческую мысль в современном контексте. Его богословие не осталось на уровне повторения или накопления цитат святых отцов. В наши дни мы понимаем, что не достаточно цитировать святых отцов, если мы не усваиваем их опыт, если не живем в том же духе и не становимся для нашего времени теми же, кем они были для своего времени. Свящ. Думитру Станилоае развивал богословие, понимаемое как выражение церковного общения, мысль Церкви, обновляемую тем же Духом Святым.

Богословие свящ. Думитру Станилоае обладает глубоким мистагогическим измерением. Православное экклезиологическое богословие по существу является мистагогическим, потому что оно основано на опыте новой жизни в Церкви апостолов, мучеников и святых, известных в истории. Существует реальное общение между членами Церкви на протяжении всей истории. Это общение не исчерпывается в истории, но открыто к эсхатологии.

В своей экклезиологии общения свящ. Думитру Станилоае подчеркивает духовное и мистагогическое содержание догматов веры. Он объясняет то, как догматы веры связаны с живой Личностью Христа, и то, как они касаются конкретной жизни Церкви и ее членов. По словам свящ. Думитру Станилоае, одна из современных задач богословия состоит в том, чтобы “представить положения веры не как абстрактные определения для заучивания, но как примеры личного общения с Богом… Мы, богословы, не должны ограничиваться изучением догматов как неких общих определений, как антиномичных терминов о Личности Иисуса Христа или Святой Троицы или об отношениях между божественной сущностью и нетварными энергиями, но должны прорваться через эти догматические определения к реальности как таковой через наше непосредственное и живое соприкосновение с их содержанием, со Христом как Личностью, со Святой Троицей как общением между Лицами… Нам необходимо ощутить внутри самих себя присутствие Христа, Который через Свое воплощение и страдание на кресте пришел, чтобы жить посреди нас всегда. Через Свое сострадание к нам, в приобщении к нам через Свои Тело и Кровь, Он также делает нас восприимчивыми к страданиям и трудностям наших братьев”. Такой мистагогический подход выражает экзистенциальное измерение экклезиологии общения.

Значение соборности

Соборность выражает соборный путь хранения учения Церкви, а также путь усвоения и воплощения в жизни этого учения как жизненного общения, которое зиждется на духовном и церковном опыте. Соборность предполагает общение, в котором различия не отменяются, но, напротив, в жизненном взаимоотношении единства выявляется ценность этих различий. С этой точки зрения дары верных возделываются в опыте Церкви, в которой одновременно переживаются таинство личности и таинство общения.

Существует динамичное взаимодействие между единством и природой единства Церкви, указывающее на такое единство, которое не означает однообразие или отказ от особых призваний, но, напротив, сближение разного, воплощаемое в целожизненном общении, просвещенном благодатью.

Соборность как церковный образ бытия выражает общение, проживаемое в полноте Церкви. В этом общении, воспринимаемом как целожизненное событие, отношения между личностью и общиной, местным и универсальным, со-бытием и институцией, доводятся до эсхатологической полноты в Церкви, понимаемой как мистическое Тело Христово. Таким образом, в Церкви мы переживаем то, что апостол Павел называл “полнотой Наполняющего все во всем” (Еф 1:23).

Об издании: Ежемесячный журнал “Tabor” (“Фавор”) издается митрополией Клужа, Албы, Кришаны и Марамуреша с 2007 года.

За пять лет существования на страницах этого журнала были опубликованы статьи, эссе и рецензии более четырехсот авторов, в том числе митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), нынешнего митрополита Клужского Андрея (Андрейкуца), его предшественника на митрополичьей кафедре Бартоломеу (Анания), свящ.-проф. Василия Михока, свящ. Константина Некула, Раду Преда и многих других.

Об авторе: Адриан Лемени (род. 1971) – доктор богословия, государственный секретарь по делам религий Румынии, преподаватель догматического и фундаментального богословия на православном богословском факультете Бухарестского университета.

P. S. В русских переводах можно встретить два варианта написания фамилии Stăniloae – Станилоэ и Станилоае. Первый вариант, по всей видимости, связан с прочтением фамилии по правилам французского языка (трифтонг в конце фамилии -oae на французском читался бы как -оэ, с ударением на последний слог). Однако второй вариант точнее соответствует румынской фонетике, и именно так его фамилию произносят в Румынии.

Продолжение

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Залишити відповідь