Окончание статьи румынского богослова Адриана Лемени об экклезиологических аспектах богословия отца Думитру Станилоае. Предыдущая часть.
В экклезиологии свящ. Думитру Станилоае соборность понимается как реальное общение и полнота Христа в Духе Святом. С этой точки зрения богословие связано с литургией, с конкретной жизнью Церкви. Богословие становится тайной общения, переживаемого в Церкви, которая понимается как Тело Христово. Церковное богословие есть совесть Церкви, ее осмысление самой себя и своих проблем. Богословие – это всегда приглашение вкусить и увидеть, это обещание, которое надо исполнить в общении и жизни. Следовательно, богослов является свидетелем веры как опыта sui generis церковного общения.
В Церкви Христовой мы раскрываем онтологическое единство и экзистенциальную солидарность в красоте целожизненного общения, основанного на том, что каждый живет не для самого себя, но для Христа и ближнего. В церковном общении мы заново раскрываем для себя евхаристическое видение как парадигму обновленного в Боге единства – того единства, которое является не однообразием, но взаимным примирением и взаимной диаконией. Изоляция разрушается, и даже природа, пребывающая в надежде на свое освобождение, расцветает в космической литургии.
В экклезиологии свящ. Думитру Станилоае существует глубокая связь между Христом и Святым Духом. В соответствии с этой внутренней связью между христологией и пневматологией в экклезиологии, общение со Христом переживается во Святом Духе и через Него. Церковное общение предполагает такое единство, которое сохраняет различия и извлекает из них пользу. Соборное видение Церкви и ее единства стало важным свидетельством и вкладом православия. Именно соборное видение Церкви, в большей степени, нежели юридическое видение, помогло углубиться в размышления о тайне Церкви.
Кафоличность Церкви как полнота истины, понимаемая как божественно-человеческая кинония (κοινωνία) жизни и любви, помогла ясно выявить кафоличность каждой поместной церкви, укорененной в апостольской вере. Открытие заново кафоличности поместной церкви в общении с другими церквами, которые исповедуют ту же веру, помогает преодолеть противостояние между поместным и вселенским измерениями Церкви.
Экклезиология свящ. Думитру Станилоае может служить хорошим основанием для реального диалога в современном контексте между различными богословскими и культурными традициями. В своей экклезиологии свящ. Думитру Станилоае показывает, что церковное общение являет присутствие Святой Троицы в жизни Церкви. С этой точки зрения мы можем вместе размышлять целостным образом над общением и примирением. Кафоличность, понимаемая как общение, предполагает одновременно единство и тождество Церкви. Богословское осмысление церковного общения должно сопровождаться участием в жизни Церкви, которое позволяет общаться со всеми святыми. Они открыты к преображающему действию тринитарного общения, о котором затем свидетельствуют в мире.
Соборность как церковное общение означает полноту Церкви как духовное единство, переживаемое в Теле Христовом. В этой экклезиологии общения Господь наш Иисус Христос есть “глава Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём” (Еф 1:22-23).
Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой