Неизменное и временное в церковных канонах

Догматические определения относятся к внутренним истинам веры, они неизменны и общеобязательны, вневременны и абсолютны. Но исчерпывается ли ими область вечного и неизменного в Церкви? Наряду с догматами мы имеем и канонические определения, которые регулируют внешний порядок в Церкви и ее внешнее устройство. Куда отнести эти определения? Принадлежат ли они исключительно к области временного, а потому и изменяемого или они, так же как и догматы, включены в область вечного или по крайней мере они связаны с тем, что вечно и абсолютно в Церкви?

Продолжить чтение Неизменное и временное в церковных канонах

Прием в церковь из схизматических и еретических обществ

Церковный акт, через который происходит прием в Церковь, включает в себя таинства крещения и миропомазания и Евхаристию, в которой принятый в Церковь впервые принимает участие. Мы находим этот порядок приема в Церковь с первых времен ее существования. Однако очень рано, может быть даже в апостольскую эпоху, возник вопрос о приеме в Церковь из еретических и схизматических обществ.

Продолжить чтение Прием в церковь из схизматических и еретических обществ

Вероопределения Православной Церкви

Истина веры не рождается в догматической формулировке, а лишь при необходимости фиксируются ею. Такое соотношения "содержания" церковной истины как опытной созерцательной реальности и ее "формы" как соборно сформулированного догматического определения, очерчивающего границы этого опыта, помогает уяснить место и значение вероопределений в Православной Церкви.

Продолжить чтение Вероопределения Православной Церкви

Вечная жизнь

По окончании земной истории Царство Божие, прежде сокровенно пребывавшее в душах святых, будет со славой и силой явлено во всем видимом творении. Вся природа будет восстановлена в ее изначальных богоустановленных предначертаниях. Воскресшее человечество сможет участвовать в предвечной славе Божества не только своими душами, но и собственными одухотворенными телами, освобожденными от примешавшегося к ним через грехопадение тления.

Продолжить чтение Вечная жизнь

Вероучение в Православной Церкви

В ранней Церкви не существовало точного аналога термину "вероучение": истины христианской веры, данные в Откровении, именовались "апостольским преданием" или "преданием истины". Данные наименования предполагали не просто сумму знаний, передаваемых от апостолов, но полноту благодатной жизни во Христе, харизматическое "помазание истины", полученное Церковью в день Пятидесятницы и обретаемое христианами в опыте веры.

Продолжить чтение Вероучение в Православной Церкви

Понятие вечности в святоотеческом богословии

Библейское понимание вечности формулировалось Церковью в контексте космологии, главным образом в рамках критики оригенизма. Вопрос стоял о выборе между античной концепцией вечного космоса, связанной с цикличным пониманием времени, и библейским линейным видением истории, получившей начало благодаря творящему действию Божию.

Продолжить чтение Понятие вечности в святоотеческом богословии

Мнимый модернизм (Еще раз к вопросу о границах Церкви)

Есть две группы церковных писателей, у которых наготове ответы столь ясные и однозначные, что в их присутствии и вопрос-то перестает быть вопросом и начинает казаться какой-то глупостью, которую стыдно и вспоминать.

Продолжить чтение Мнимый модернизм (Еще раз к вопросу о границах Церкви)

Нужно молиться за всех

Спасение по учению преподобного Силуана Афонского. "После опыта адских страданий, после указания Божия "держи ум твой во аде", для Старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде", - пишет отец Софроний, вспоминая при этом разговор Старца с неким отшельником.

Продолжить чтение Нужно молиться за всех

Кафолическая церковь

Данная статья прот. Николая Афанасьева представляет собой одну из глав его недописанной книги "Границы Церкви", продолжающей его основную работу "Церковь Духа Святого".

Продолжить чтение Кафолическая церковь

Кафоличность и церковный строй

Замечания к докладу С. С. Верховского. Современное богословие уделяет много внимания природе кафолической Церкви, причем особенно подчеркивает ее евхаристическую основу и поместный характер. В крайней форме эта так называемая «евхаристическая экклезиология», как она выражена, например, профессором Афанасьевым в его книге «Церковь Духа Святого», ведет практически к отрицанию вселенского аспекта кафоличности (который подчеркивал святой Кирилл Иерусалимский) и к отрицанию иерархического строя кафолической Церкви. Говоря так, мы отнюдь не хотим отрицать положительных сторон в теории Афанасьева, достоинство которой состоит в привлечении внимания богословов к экклезиологическим проблемам, которыми долго пренебрегали.

Продолжить чтение Кафоличность и церковный строй

Иерархия и народ в Православной Церкви

(По поводу книги прот. Н. Афанасьева Служение мирян в Церкви». Изд.. Религиозно-Педагогического Кабинета при Православном Богословском Институте в Париже. 1955 г., 78 стр.).

Продолжить чтение Иерархия и народ в Православной Церкви

Рим и Православие: по-прежнему ли существует проблема «авторитета»?

То место, которое в нынешнем столетии Православная Церковь стала занимать в экуменическом диалоге, всегда было особым. Это неизбежно, так как основные предпосылки и задачи экуменического движения обусловлены историческими чертами западного христианства, римо-католичества и протестантства. Теперь, однако, это положение постепенно меняется, потому что понятия «Восток» и «Запад», хотя и сохранили свое значение в области богословской традиции, утеряли большую часть своего географического и культурного значения.

Продолжить чтение Рим и Православие: по-прежнему ли существует проблема «авторитета»?

Бог не имеет свободы выбора. Теологический этюд

Бог не имеет свободы выбора. На первый взгляд это положение может показаться противоречащим тому (несомненно верному) христианскому представлению о Боге, которое утверждает в Нем абсолютно свободное Существо. Однако если мы задумаемся над тем, что такое «выбор» и как он в действительности соотносится со «свободой», то в конце концов будем вынуждены согласиться с этой простой истиной.

Продолжить чтение Бог не имеет свободы выбора. Теологический этюд

Смысл Предания

Апостольская керигма возвестила миру об историческом событии, происшедшем «при Понтийском Пилате» в определенное время и в определенных условиях. Это уникальное событие было, с одной стороны, исполнением всей истории Ветхого Завета. С другой стороны, оно было единственным источником всеобщего спасения всех последующих поколений. По основному смыслу Нового Завета искупительный акт Христа был совершен однажды и навсегда.

Продолжить чтение Смысл Предания

Православное богословие в новом веке

Предлагаем вниманию читателей отрывки из доклада Председателя Синодальной Богословской комиссии РПЦ митрополита Филарета на Симпозиуме «Русские богословские традиции: вчера и сегодня» в Свято-Владимирской богословской семинарии, Крествуд, Нью-Йорк

Продолжить чтение Православное богословие в новом веке

Опыт ада как путь к Небесному царству

В начале века, в 1905 году, в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне преподобный Силуан молился в своей келье, но бесы мешали ему достигнуть чистой молитвы. Он сидел на табурете и говорил: "Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы мне не дают. Научи, что я должен делать, чтобы они отошли от меня". Он получил ответ в душе: "Гордые всегда страдают от бесов". - "Господи, - говорил Силуан, - скажи, что я должен делать, чтобы смирилась душа моя?" - В его сердце прозвучал тогда ответ Бога: Держи ум твой во аде и не отчаивайся.

Продолжить чтение Опыт ада как путь к Небесному царству

Апокалипсис и проблемы Церкви

на исходе XX века мы вновь перед вопросом: где мы? История кончается, или еще только начинается? Многие, кстати, по-прежнему уверены, что в Библии написано о конце света в 2000 году. И вновь отвечает нам Господь наш Иисус: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти". Но наше дело вопрошать, и мы вопрошаем.

Продолжить чтение Апокалипсис и проблемы Церкви

Время и «знаменья конца»

Разговоры о конце времени и вычисление сроков наступления этого конца - эти два излюбленных занятия многих наших собратьев-христиан - имеют в своей основе искаженное представление о природе Священного Писания.

Продолжить чтение Время и «знаменья конца»

«Что не допускает открыться» антихристу и кто есть «удерживающий»

Ученые записки. Сборник статей факультета теологии. Минск, 2002. Сс. 32-35.

Продолжить чтение «Что не допускает открыться» антихристу и кто есть «удерживающий»