Несколько слов в защиту Бога от богословов

Слова о Боге призваны стать иконой, ведущей нас к Богу. Но бывает и иначе: они становятся идолом. Человек вытесывает из слов, как прежде из дерева или камня, некий образ Бога - по собственному вкусу, разумению и умению - а потом начинает истово ему покланяться, порой даже и приносить ему человеческие жертвы. Как же это получается?

Продолжить чтение Несколько слов в защиту Бога от богословов

Евхаристия и Церковь в видении отца Николая Афанасьева

Если есть здесь что-то загадочное, то оно заключается не столько в о. Николае как личности, сколько в истории его работы в области экклезиологии. Чуть ли не с самого начала своей академической карьеры он интересовался отношением канонов к современной структуре и жизни Церкви…

Продолжить чтение Евхаристия и Церковь в видении отца Николая Афанасьева

Метафизика и православное богословие

Очень часто в разговорах с людьми, которые интересуются богословскими вопросами, мне приходится опровергать мнение, что Православие имеет отношение к метафизике…

Продолжить чтение Метафизика и православное богословие

Существует ли «частичная благодать?»

Экклезиология архим. Рафаила или сходная с ней позиция архиеп. Илариона (Троицкого), или еще прежде свят. Игнатия (Брянчанинова), как мне представляется, имеет не только существенный недостаток, входящий в противоречие с жизненным опытом многих из нас, но и определенную мину замедленного действия…

Продолжить чтение Существует ли «частичная благодать?»

Актуальные аспекты эсхатологии Сергея Аверинцева

Энциклопедическая статья "Эсхатология" за подписью "С.Аверинцев" была опубликована в последнем, пятом томе обширной "Философской энциклопедии" в 1970 году в Москве и сразу стала событием…

Продолжить чтение Актуальные аспекты эсхатологии Сергея Аверинцева

Образ воскресения человеческих тел по учению святых отцов Древней Церкви

Пожалуй, нигде в православной догматической традиции мы не найдем столько недоговоренностей и тайн, сколько в области христианской эсхатологии. Ведь то, чему еще только надлежит открыться, осуществиться в нашем бытии, пока что сокрыто от нас в грядущем дне Второго Пришествия Христова…

Продолжить чтение Образ воскресения человеческих тел по учению святых отцов Древней Церкви

Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена

Так уж повелось, что апокатастасис обычно связывают с неудачной попыткой некоторых древних богословов создать эсхатологическую доктрину всеобщего спасения и распространить её на падших ангелов. Но как было на самом деле, и какой смысл он имел в Священном Писании, у раннехристианских отцов, о нем говоривших, и у Оригена, за него осужденного, мне и хотелось бы проанализировать в этой статье.

Продолжить чтение Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена

Эсхатологическая экклезиология: выходя за пределы традиционной евхаристической экклезиологии

В своем докладе я коротко рассмотрю следующее: а) важность эсхатологии и значение евхаристической экклезиологии Афанасьева; б) следствия эсхатологической экклезиологии для правильного понимания Евхаристии; и в) доктринальное, миссиологическое и каноническое значение эсхатологической экклезиологии.

Продолжить чтение Эсхатологическая экклезиология: выходя за пределы традиционной евхаристической экклезиологии

Апокалиптическое время в эсхатологии

В библейской и христианской традиции пророчество отражает наиболее существенную реальность, погружение в которую размывает границу между временем и вечностью, прошлое, будущее и настоящее соотносятся не в строгом порядке земного времени…

Продолжить чтение Апокалиптическое время в эсхатологии

Интерпретация Откровения Иоанна в современном русском богословии

Во-первых, следует различать апокалиптическое богословие и эсхатологию в целом; то есть нужно учитывать специфические особенности апокалиптического религиозного сознания в отличие от других выражений эсхатологии. Во-вторых, необходимо принимать в расчет существование двух направлений в современном русском богословии…

Продолжить чтение Интерпретация Откровения Иоанна в современном русском богословии

Эсхатологии Заветов

В настоящем докладе я хотел бы поставить следующие вопросы и попытаться дать на них ответ: 1. Что есть ветхозаветная эсхатология? 2. Что есть новозаветная эсхатология? 3. Что между ними общего и отличного?

Продолжить чтение Эсхатологии Заветов

Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника

Св. Максим Исповедник, несомненно, один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангельской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину…

Продолжить чтение Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника

Церковь в пути

В очень важном смысле христианское богословие - это всегда эсхатология, и содержание эсхатологии уже дано. Это несколько затемняется нашим языком "первого пришествия" и "второго пришествия", как будто они относятся к разным вещам…

Продолжить чтение Церковь в пути

Эсхатология: конец времени или освобождение от времени?

Когда Церковь говорит о "последних" событиях, то показывает свою веру-доверие и надежду на Христа. Она говорит не о том, что знает как исторический опыт, а о том, на что уповает.

Продолжить чтение Эсхатология: конец времени или освобождение от времени?

Тринитарная сущность Церкви

В последнее десятилетие активно обсуждается связь между тринитарным богословием и экклезиологией. Это интригующая тема и, возможно, странное противопоставление. Часто отмечается, что хотя исповедание веры в "единую Церковь" содержится в большинстве древних символов веры вместе с "единокрещением", о самой Церкви редко размышляют прямо…

Продолжить чтение Тринитарная сущность Церкви

Евхаристия и умная молитва

Мы находим существенную двойственность в христианской жизни и в особенности в молитвенной жизни. С одной стороны вся наша духовная жизнь зиждется на личном отношении к Богу, но вместе с тем, по своей природе христианство соборно и человеческая личность немыслима без отношения и общения с другими личностями.

Продолжить чтение Евхаристия и умная молитва

Проблема объективации духа и его реализации

(О критике Н.А. Бердяевым исторического пути христианства). Среди современных православных часто можно встретить в лучшем случае либо слегка высокомерно-снисходительное отношение к его трудам, которые, если даже и были сперва с интересом прочитаны когда-то, на заре воцерковления например, теперь считаются пройденным этапом, особенно не заслуживающим внимания и воспоминаний…

Продолжить чтение Проблема объективации духа и его реализации

Пределы Предания

Православное богословие должно держаться своей патристической основы, но должно также идти "далее" Отцов, чтобы ответить на новую ситуацию, созданную столетиями философского развития. И в этом новом синтезе или реконструкции западная философская традиция, скорее чем греческая, должна снабдить богословие его концептуальной структурой…

Продолжить чтение Пределы Предания

Таинства Церкви: введение в изучение

Первоначально Церковь не знала какой-то строгой классификации таинств и не выделяла, даже терминологически, какого-то определенного числа таинств из бесчисленных действований Святого Духа. И на христианском Востоке, и на христианском Западе все относящееся к благодатной жизни, к открывшемуся Царству Божию выражалось греческим словом misterion.

Продолжить чтение Таинства Церкви: введение в изучение

К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской

Тема этой работы одновременно и узка, и широка почти до неисчерпаемости, поскольку речь должна коснуться чрезвычайно долгой и сложной предыстории тех символов, понятий, идей и мифологем, которые запечатлены в этом посвящении храма и в этой надписи.

Продолжить чтение К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской