Сучасне православне осмислення різноманіття релігій

Автор: Поль Ладосьє

Православна богословська школа в Трініті коледжі, богословський факультет, університет Торонто, Канада

Факультет богослов’я та релігієзнавства, університет Лаваль, Квебек, Канада

Оригінал статті: Paul Ladouceur. Religious Diversity in Modern Orthodox Thought https://doi.org/10.3390/rel8050077

Переклад з англійської: архім. Сава (Гамалій)

Анотація. У цьому есе досліджуються різні погляди на нехристиянські релігії у православній думці від ранніх Отців до сучасних днів. Серед сучасних православних богословів Георгій Ходр та Анастасій Яннулатос демонструють інклюзивний або толерантний підхід до різноманіття релігій, і слідують у цьому за Юстином Мучеником та іншими ранніми Отцями. Тоді як Серафим Роуз представляє ексклюзивну або нетолерантну позицію, яка була характерна для Тертулліана. Погляди Филипа Шеррарда можна описати як релігійний плюралізм, тоді як погляди Льва Жиллє близькі до порівняльного богослов’я. Хоча офіційних православних документів про ставлення до різноманіття релігій не існує, православна думка після Другої Світової війни сходиться навколо ідей інклюзивності та порівняльного богослов’я і вважає, що нехристиянські релігії таємничо «включені» у місію Христа та у місію Святого Духа у світі, а послідовники цих релігій можуть досягти спасіння у християнському розумінні.

(більше…)

Читати даліСучасне православне осмислення різноманіття релігій

Религиозный сионизм как духовное движение. Часть 5: Сионизм и христианство

Публикуем заключительую часть исследования Андрея Дударева о еврейском движении сионизма в контексте иудео-христианского диалога. В этой части автор излагает главные идеи, которые требуют осмысления. Читайте также предыдущую часть: Критика сионизма. Вопрос отношения к сионизму в христианстве заслуживает отдельного рассмотрения. С XVII в. у части христиан сначала в Европе, а затем и в Америке начинает крепнуть убеждение, что «возвращение еврейского народа в Святую землю является исполнением пророчеств Библии». Позже количество таких христиан только увеличивалось. Их стали звать христианскими сионистами. В качестве богословского основания христианские…

Читати даліРелигиозный сионизм как духовное движение. Часть 5: Сионизм и христианство

Религиозный сионизм как духовное движение. Часть 4: Критика сионизма

Продолжаем публикацию Андрея Дударева о сионизме в контексте иудео-христианского диалога. В предыдущей части был рассмотрен вопрос мессианизма. После того, как стало понятно, что государство Израиль – это всерьез и надолго, у этого государства появились идейные оппоненты. Впрочем, идейные оппоненты сионистского движения (антисионисты) существовали и раньше. Антисионисты делятся на две большие группы: еврейские антисионисты и нееврейские антисионисты. Как уже отмечалось, в начале XX в. у сионизма среди ортодоксального иудаизма были влиятельные противники. Заметную группу противников сионизма составляли и составляют хасидские движения – преемники дворов…

Читати даліРелигиозный сионизм как духовное движение. Часть 4: Критика сионизма

Религиозный сионизм как духовное движение. Часть 3: Сионизм и мессианизм

Продолжаем публикацию исследования Андрея Дударева о сионизме в контексте иудео-христианского диалога. В предыдущей части была рассмотрена теология сионизма, теперь автор переходит к изложению мессианских концепций. В теологии сионизма тема мессианства занимает особое место. Уделим сначала внимание тем представлениям о Мессии, какие существуют в иудаизме. Надо сказать, что единой мессианской концепции в иудаизме нет. И сама тема мессианства может быть как повышена (когда в Мессии, именно как одной личности, концентрируются все чаяния народа), так и понижена (когда Мессия (др.-евр. машиах) – это помазанник Божий,…

Читати даліРелигиозный сионизм как духовное движение. Часть 3: Сионизм и мессианизм

Религиозный сионизм как духовное движение. Часть 2: Теология сионизма

Продолжаем публикацию исследования Андрея Дударева о религиозном сионизме в контексте иудео-христианского диалога. Читайте также часть 1. Важно сказать, что в Библии владение Святой Землей – один из ключевых элементов Божественного обетования Аврааму: «и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:8). Поэтому Страна Израиля воспринималась как дар, а изгнание рассматривалось как следствие неисполнения Божьих заповедей. Это касалось и дохристианских времен, и последнего сверхдлительного изгнания, произошедшего после Иудейских…

Читати даліРелигиозный сионизм как духовное движение. Часть 2: Теология сионизма

Религиозный сионизм как духовное движение в контексте иудео-христианского диалога. Часть 1: История сионизма

Изгнание длится в силу забвения, а в памяти – тайна искупления. Шломо Авинери Прошлое обладает лишь правом голоса, но не правом вето на наше будущее! Эдвард Кесслер Введение Тема духовных движений уже не раз заявлялась: и в специальных исследованиях, и на конференциях. Обычно под духовным движением понимают интеллектуальную, творческую, общественную, экзистенциальную инициативу группы лиц, имеющую определенную временную протяженность и соотносящую себя с той или иной религиозной традицией (нередко духовным движениям присваивают в качестве обязательных дополнительные свойства. Например, харизматичность, компенсаторность, эсхатологичность и др. См.…

Читати даліРелигиозный сионизм как духовное движение в контексте иудео-христианского диалога. Часть 1: История сионизма

А вы за кого почитаете меня?

В необъятной и трагичной проблематике отношений между христианством и иудаизмом меня особенно тронула большая статья Колетт Кесслер, опубликованная в «La Croix» 7 сентября 1989 года1. В ней поднимается обращенный к христианам волнующий вопрос: кто мы для вас в конечном итоге? Этот вопрос удивительным образом соответствует тому вопросу, который был задан Эли Визелю кардиналом Люстиже: являемся ли мы, христиане, для вас только язычниками?2 Точнее, только ли мы Исавы? У меня нет ответов на эти вопросы. Нам прежде всего необходимо долго вслушиваться в друг друга,…

Читати даліА вы за кого почитаете меня?

Из протестантов в православные священники – история отца Игоря Зырянова

В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники. Читайте:  Рассказ бывшего протестанта Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом – рассказ в интервью порталу «Православие и мир». - Отец Игорь, расскажите о своем пути к православию. Что стало определяющим в Вашем решении? - Мой путь к Православию начался, как мне думается, с вопроса, что вообще такое Церковь. В 1997 году мы с…

Читати даліИз протестантов в православные священники – история отца Игоря Зырянова

Рассказ бывшего протестанта

Господь привёл меня домой! Рассказ члена Приходского Совета прихода в честь Святого Михаила Архангела в пос. Баяндай Иркутской области  Игоря Зырянова «Почему ты перешел в Православную церковь? После восемнадцати лет  служения в протестантском собрании, двух лет пасторской  миссионерской работы, ты и твоя семья и вся ваша община перешла в православие?», – «Так как я часто слышу этот вопрос, и во избежание разных рода слухов, я решил написать, как все произошло.  В этом рассказе я не пытаюсь ответить на Богословские вопросы, которые стают перед…

Читати даліРассказ бывшего протестанта

Правда Джерри Армстронга о сайентологии

18 мая в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялось выступление Джерри Армстронга, бывшего личного секретаря Рона Хаббарда, основателя «Церкви сайентологии». На встречу пришли священники, преподаватели и сотрудники университета и многочисленные гости. Актовый Зал Университета был полностью заполнен людьми, те, кому не хватило мест, стояли в проходе. Встреча продолжалась более двух часов. Переводил выступление Армстронга А.Л. Дворкин, сотрудник ПСТГУ, специалист по нетрадиционным религиозным движениям и сектам. Секта сайентологии распространена по всему миру. Организация собирает информацию о своих членах, при помощи которой тотально контролирует все сферы их…

Читати даліПравда Джерри Армстронга о сайентологии

Между баптистами и Православием

Предлагаем вниманию читателей запись из блога жж-пользователя nesinitsa, в которой автор рассказывает о своем сложном пути поиска религиозной традиции. Будем рады откликам, а также свидетельствам людей, имеющих сходный опыт. Эти записи не являются попыткой убедить в правильности выбираемой конфессии или неправильности оставленной как некоторые книги, написанные сменившими одно направление христианства на другое. Не факт, что я вообще это сделаю. Объяснительная записка для себя, прежде всего и для вас, друзья. Хочется разобраться с путаницей в голове и сердце, разложив всё по полочкам. Итак, открываем шкафчик:…

Читати даліМежду баптистами и Православием

О что споткнулось православное сектоведение

...Завтра нам предъявят все наши сегодняшние "научные критерии" и с их помощью сделают те же выводы и заключения, которые сегодня делаются о сектах.

Читати даліО что споткнулось православное сектоведение

Освобождение от страха. Открытое письмо мусульманского журналиста Магди Аллама о своем обращении в христианство

Накануне Пасхи по западной пасхалии в Риме принял крещение известный мусульманский публицист, заместитель главного редактора ведущей итальянской газеты "Коррьере делла сера" Магди Аллам. Таинство св. Крещения совершил Папа Бенедикт XVI в Соборе св. Петра.

Читати даліОсвобождение от страха. Открытое письмо мусульманского журналиста Магди Аллама о своем обращении в христианство

Позволим ли мы апостолу Павлу помолиться о нас?

Отказ от почитания святых имеет основой отсутствие истории у любой протестантской группировки. И как следствие такого "обрезания"- атрофированность самого понятия святости.

Читати даліПозволим ли мы апостолу Павлу помолиться о нас?

Вальдорфская школа. Впечатления матери

Рудольф Штайнер - ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения - Антропософии, был, как сейчас сказали бы, контактером. Причем контактером весьма талантливым. Во всяком случае, он получил от своих астральных учителей целую собственную философскую систему. И еще - новую систему образования. На основе откровений Штайнера были созданы в 20е годы первые антропософские школы. Вся педагогика в них основана на той информации, которую Штайнер получил от "духов"…

Читати даліВальдорфская школа. Впечатления матери

Секта “Анастасия”. Личный опыт и анализ

Я начну, пожалуй, с самой личности Мегре. Тогда будет проще перейти к книгам. Тем более, с Мегре мне довелось встретиться лично…

Читати даліСекта “Анастасия”. Личный опыт и анализ

Осторожно, секта Олега Моленко!

В последнее время в ряде православных рассылок почтовыми службами размещается реклама сайта "истинного православного священника Олега Моленко". Назойливость этой рекламы вынуждает дать следующее предостережение.

Читати даліОсторожно, секта Олега Моленко!

Десятина в Библии и в современном протестантизме

Что же пришло на смену десятине в Новозаветное время? Апостол Павел не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели пусть каждый... откладывает из своего заработка часть денег».

Читати даліДесятина в Библии и в современном протестантизме

Православный центр помощи пострадавшим от влияния тоталитарных сект и культов

Православный центр во имя прп. Феодосия Печерского создан при Синодальном отделе благотворительности и социального служения Украинской Православной Церкви.

Читати даліПравославный центр помощи пострадавшим от влияния тоталитарных сект и культов

Есть ли у Бога Имя?

Секта “Свидетелей Иеговы” утверждает: “В глазах Бога имена важны, и Он наделил человека желанием различать людей и предметы с помощью имен. Разве было бы последовательно со стороны Создателя всего этого Самому остаться без Имени? Конечно нет!..”

Читати даліЕсть ли у Бога Имя?