Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Богослужение > От бедного монаха: Что нужно для хорошей литургии?

Богослужение

От бедного монаха: Что нужно для хорошей литургии?


Несколько лет назад мы публиковали размышления из переписки с духовными друзьями архимандрита Лаврентия (Манкузо, †10.06.2007), основателя монастыря Новый Скит в Кембридже (США), после многолетнего изучения традиции древней Церкви вместе с братией перешедшего в православие. На основании научных исследований о.Лаврентий стремился привести богослужение в своем монастыре к соответствию древней практики. После ухода на покой и до самой смерти о.Лаврентий оставался духовным руководителем для многих друзей по всему миру. Одно из его писем, рассылавшихся под общим названием «От бедного монаха», мы предлагаем сегодня читателям «Киевской Руси».

 

Необходимо подчеркнуть важность литургической молитвы и то, как следует ее совершать. Многие говорят: «Я иду в церковь, но ничего оттуда не выношу». Нам не следовало бы так уж сильно ожидать непременно вынести что-то из присутствия на литургической молитве, особенно на Евхаристии, — не следует ожидать возврата наших инвестиций от того, во что нам самим следует прежде всего вкладывать. Но давайте также не забывать, что литургия может стать для нас настолько полезным упражнением, как ничто другое. Так что будем держаться верного пути во всех аспектах литургической молитвы.

Однако, если литургия совершается как угодно, но не благоговейно, не красиво и не вдохновляюще, таинство не может «пробиться» к нам. Похоже, если литургия будет совершаться красиво и благоговейно, мы действительно сможем надеяться «что-то из нее вынести». Но у этого предположения есть подтекст…

К сожалению, когда мы говорим, что литургия должна совершаться красиво, мы говорим о духовной красоте, равно как и о красоте, которой должны быть отмечены всё последование и каждое из действий литургии. И, конечно, если мы не знаем, как молиться, если мы не получили хотя бы небольшое образование в области литургических действий, мы на самом деле не сможем соответствовать этому требованию. Следует понимать, что рубрики [предписания богослужебного устава. — Пер.] важны только для того, чтобы дать нам руководство к совершению красивого богослужения. Сами по себе рубрики — еще не конец. Важный аспект любого литургического участия — молитва с помощью «литургического языка». «Литургическим языком» можно назвать всё, что приводит к правильному и соответственному совершению богослужения.

Это значит, что как священнослужители, так и те, кто участвует в литургии в качестве собрания, должны быть подготовлены к службе. Никому не следует позволять читать или петь небрежно или некорректным образом. Слишком часто мы разрешаем читать или петь просто потому, что эти люди пришли, или потому что им нельзя поручить что-то большее (включая пение!). Участие в литургической молитве требует от нас отдачи не только всего лучшего, что мы имеем, но и того лучшего, что наша традиция предполагает для этого богослужения. Как говорится, если ты не можешь это сделать — не делай, пока не сможешь! (Мы не будем касаться того, чему следовало бы учить в семинариях.)

Богослужение (Евхаристия или службы суточного круга) должно стать источником нашего вдохновения. Не думаю, что мы можем забрать вдохновение с собой после службы, если сама служба не была вдохновляющей.

Часто мы слышим, как люди говорят: «Какая прекрасная была служба!» — в то время как на самом деле она была просто ужасной. Дело в образовании… или в его недостатке. Но образование — нелегкий труд! От литургии ожидают, что она будет красива… и недостаточно просто прочитать или пропеть (!) службу, чтобы получить желаемое. Это — или встреча со Всемогущим, или пародия. Встреча с Господом в литургической молитве — это весьма тонкий опыт… его не достичь, если не прилагать все усилия. И мы не можем ожидать, что люди (особенно сегодня) «присоединятся к церкви», если наши церковные службы не зиждутся на образовании и правильном их совершении.

Пер. с англ. прот. А. Дудченко

 

Дата публикации: 02.07.2012