От бедного монаха: В чем значение литургии?

Продолжаем публикацию заметок о литургии основателя монастыря Новый Скит архимандрита Лаврентия (Манкузо), которыми автор делился в переписке с духовными друзьями в 2005 году, за два года до своей кончины.

Давайте продолжим наши размышления о «великолепии» литургии.

Литургия — не практична. У нее нет иной цели, кроме как просто прославлять Всемогущего. В литургии возносится благодарение Богу за всё, что Он открыл нам в течение истории спасения. Она «делает нас Церковью» и являет присутствие Христа посреди нас… «где двое или трое». Это уникальное время для каждого из нас, и на самом деле в жизни не бывает иного священного времени. Действительно, как сказал один священник: мы должны быть благодарны за возможность восхвалять Бога, прославлять Его величие. Евхаристия, в особенности, – это нечто большее, нежели остальные богослужения, поскольку это Таинство. Соответственно, это должна являть вся «атмосфера» литургической молитвы. И если она делает это очевидным — когда литургия является сама собой и совершается как должно — тогда уже отпадает необходимость жаловаться, что «я ничего из этого не выношу». Тогда литургия будет влиять на нашу жизнь — с такой силой, как ничто другое.

Но некоторые серьезные раздумья показывают, что так не может случиться, до тех пор пока мы не изучим предмет и не подготовимся к совершению этого таинства веры. Это означает, что клирики не могут быть только служителями таинств… они должны учить народ, в чем суть этих таинств. А наш народ должен с надлежащей готовностью отвечать — пониманием и своей подготовкой к службам. Но так бывает крайне редко где. В лучшем случае за должное принимается ответ «мы уже всё это проходили», а значит, нет необходимости повторять это снова. Не так, совсем не так! Но это вопрос не одной ночи. Это занимает время, требует терпения, и проще говоря, это непросто. Но это можно и нужно делать. Очень просто, слишком просто говорить людям, что они обязаны приходить в церковь на Евхаристию. От нас требуется больше чем просто присутствие.

Евхаристия, Божественная литургия — центр нашего христианского культа. Конечно, есть и другие обряды, составляющие жизнь христианина, но они могут изменяться в зависимости от времени, места и потребностей, а Божественная литургия остается нашей первостепенной службой. Все-таки все прочие службы и обряды связаны с литургией, и должны быть такими в нашем сознании.

Все это не имеет ничего общего с магией. Но чтобы войти в это, со стороны каждого из нас требуется вера. Это — дар нам от Самого Христа, взращенный и упорядоченный в христианских семьях от самого начала истории христианства. Таким образом, в Церкви существует много способов совершения литургии, будь то на Востоке или на Западе, но все они требуют понимания, внимания, рвения и всех упомянутых нами ранее качеств. Так что, хотя литургия — не одно и то же, что личная, приватная молитва, все же это разновидность молитвы, и должна совершаться так же добросовестно и с верой, как и всякая молитва. В самом деле, литургическая и личная молитва питают друг друга… если мы их совершаем, как должно.

Пер. с англ. прот. А. Дудченко по книге “Being good” Responding to Our Faith. Notes from a Poor Monk by Archimandrite Laurence Mancuso. Стр. 200. Заметка №174.

Предыдущая заметка: Что нужно для хорошей литургии?

Залишити відповідь