Льстивые гаванионитяне

Великий покаянный канон Андрея Критского содержит в себе множество просто невероятных образов, раскрывающих смысл Писания, то есть несёт в себе не только молитвенно-духовную, но и смысловую нагрузку, поэтому замечательно, когда мы его не только слушаем в храме и «бьём поклоны», но читаем самостоятельно, соотнося со словами Святого Писания.

Один знаменательных образов, упоминаемых и раскрываемых преподобным Андреем, есть образ «льстивых гаванионитян».

Когда евреи вошли в Землю Обетованную, им было заповедано Господом истребить все народы, жившие там, за нечестие их. После полного разрушения Иерихона и Гая – больших городов ханаанских – многие хананеи объединились, «дабы единодушно сразится с Израилем» (Нав. 9:2), . «но жители Гаваона, (находившегося совсем рядом, примерно в 13 км к северу от Иерусалима) услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый. Они пришли к Иисусу в стан Израильский в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз. (Нав 9:3-6) Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества». (Нав 9:14,15)

Преподобный Андрей Критский трактует образ гаваонитян как «лестные» (льстивые) помыслы. «Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи»(песнь 6 Великого канона). У нас есть явные враги наши – серьёзные и явные грехи, которые мы осознаём и с которыми более или менее у нас получается справляться, а есть и такие вот «гаваонитяне» – мелкие грешки, мыслишки, которые якобы и не грехи вовсе, и живут далеко, и хлебы их высохли и заплесневели, и мешки, и одежды их ветхие… Хотя на самом деле вот они, рядом, и путь от них до серьёзного греха – полшага. И часто важно вооружаться не только и не столько против греха явного, но противостать грешкам тихим, мелким, способным к мимикрии. И со страстями – «амаликом» бороться надо, и «гаваонитян» испытывать, спрашивая о них Господа, а не союзы заключать со льстивыми помыслами. И тогда только мы сможем полноценно обрести Землю Обетованную, заповеданную нам Господом.

Залишити відповідь