Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Жизнь в Церкви > Великий пост в современной Католической Церкви

Жизнь в Церкви

Великий пост в современной Католической Церкви


Практики соблюдения постов на Востоке и Западе исторически всегда заметно разнились. И сегодня предписания Католической и Православной Церквей относительно соблюдения Великого поста далеко не тождественны. Предлагаем читателям краткий обзор современных предписаний Римско-Католической Церкви относительно соблюдения Великого поста.

«Разногласие в рассуждении постов»

Соблюдение предпасхального сорокадневного поста (Великого поста) является достаточно древней церковной традицией. Бесспорные свидетельства о его существовании относятся к IV веку, а на рубеже IV-V веков «святая четыредесятница» становится повсеместным обычаем. 69-е апостольское правило (формирование корпуса «Апостольских правил» исследователи относят к концу IV века) закрепила обязательность соблюдения Великого поста для всех верных. При этом церковные писатели V века довольно ясно свидетельствуют, что общих правил соблюдения поста никогда не существовало. В разных местностях были свои традиции.

Хотя все Церкви и на Востоке, и на Западе признавали необходимость соблюдать пост перед Пасхой в течение сорока дней, все же порядок отсчета этих дней, а также правила пощения не были едиными. Классическое свидетельство об этом сохранилось в «Церковной истории» Сократа Схоластика (Hist. eccl. V 22). Приведем его полностью:

«Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно. Именно, в Риме пред Пасхой постятся непрерывно три недели, кроме субботы и дня Господня. А в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост шесть недель до Пасхи и называют его четыредесятницей. Другие же начинают поститься за семь недель до праздника и, хотя исключая промежутки, постятся только три пятидневия, однако свой пост называют также четыредесятницей. Удивительно для меня, что те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково — сорокодневным, и представляют особые свои основания для объяснения его наименования. Притом видно, что разногласие их касается не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, произошли также из воды. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу. Таким образом, у разных племен бывает различно, и представляются на то бесчисленные причины. И так как никто не может указать на письменное касательно сего повеление, то явно, что Апостолы предоставили все это воле и выбору каждого, чтобы всякий делал доброе не по страху и принуждению. Таково по Церквам разногласие в рассуждении постов» (Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 208).

Так что, хотя в Древней Церкви сорокадневная подготовка к главному празднику литургического года считалась необходимой, все же выработка унифицированных общецерковных правил прохождения Великого поста считалась излишней. Потому не удивительно, что и сегодня традиции соблюдения поста в Католической и Православной Церквах заметно отличаются. Мы здесь сосредоточимся лишь на современной католической практике. Следует сказать, что, начиная со второй половины 1960-х годов, она прошла заметную эволюцию в сторону  послабления. Но обо всем по порядку.

Пост или воздержание?

Прежде всего, в Католической Церкви существует отличный от восточной традиции порядок отсчета сорока постных дней перед Пасхой. В Католической Церкви из числа четыредесятницы исключаются все воскресные дни. Обратный отсчет от Пасхального воскресенья, таким образом, дает шесть недель и четыре дня. Именно поэтому Великий пост в западной традиции начинается в среду (так называемая «Пепельная среда»). В Православных же Церквах пост начинается в понедельник, ровно за семь недель до Пасхи.

Во-вторых (что гораздо более важно), в католической традиции стожилось особое смысловое наполнение понятия «пост». В древности на Западе под «постом» понимали полный отказ от вкушения пищи на какое-либо время. Поэтому, когда сегодня в документах Католической Церкви мы встречаем слово «пост», то следует иметь в виду, что оно подразумевает именно количественное ограничение в пище, то есть, прежде всего, ограничение количества приемов пищи в день. Что же касается качественных ограничений (то есть отказа от определенных видов пищи), то они в католической традиции обозначаются термином «воздержание». В результате не во всякий постный день католикам одновременно предписывается и воздержание (например, отказ от мяса).

В-третьих, во второй половине ХХ века в Католической Церкви произошло очень важное переосмысление самой сути предпасхальной подготовки. После Апостольской конституции папы Павла VI «Paenitemini» (от 17 февраля 1966 года) период Великого поста понимается как особый покаянный период церковного года. Именно покаяние как главное содержание этого периода отныне вынесено на первый план, в то время как пост и воздержание отодвинуты на второй. Этот подход ясно отражен в действующем Кодексе канонического права (1983 года). Так, в каноне 1249-м сказано, что всем членам Церкви «предписываются покаянные дни», в которые необходимо «особым образом предаваться молитве, исполнять дела благочестия и милосердия, отрекаться от самих себя, верно исполняя свои обязанности». Такими покаянными днями являются все пятницы года, а также время Великого поста. Кодекс предписывает воздерживаться от мяса «во все пятницы всего года (кроме тех, на которые приходится то или иное торжество»). Воздержание же и пост (то есть не только отказ от мяса, но и ограничение в количестве приемов пищи в день) обязательны в Пепельную Среду и в Великую Пятницу (каноны 1250-1251). Воздержание от мяса обязательно лишь «для тех, кому исполнилось четырнадцать лет», а пост — «для всех совершеннолетних лиц, вплоть до начала шестидесятого года жизни» (канон 1252). Конференция католических епископов в каждом регионе может уточнить порядок соблюдения поста и воздержания, «а также полностью или частично заменить пост и воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия» (канон 1253). Этим, собственно, и ограничиваются общеобязательные предписания относительно порядка проведения Великого поста в современной Римско-Католической Церкви.

Общие правила и личные «постановления»

На практике католики, живущие в странах постсоветского пространства, придерживаются примерно следующих правил прохождения Великого поста. В будние дни четыредесятницы совершеннолетние члены Церкви принимают пищу не более трех раз в день (причем лишь одна трапеза должна быть «фундаментальной», а две другие — легкими). В Пепельную Среду, во все пятницы Великого поста, а также в Великую Пятницу и в Великую Субботу к этому ограничению в количестве приемов пищи (посту) прибавляется еще и отказ от мяса (воздержание). Другие продукты (яйца, молоко, масло, сыр, рыбу и т.д.) в дни воздержания вкушать не запрещается. В воскресные дни никаких ограничений в приеме пищи нет.

Еще одной особенностью католической практики соблюдения Великого поста являются так называемые «великопостные постановления». Перед началом поста каждый верующий, испытав свою совесть, принимает свое индивидуальное постановление относительно того, в чем он будет упражняться в предпасхальный период. Например, если кто-то видит в себе излишнюю страсть к телевидению, он может принять постановление в течение Великого поста отказаться от просмотра телепрограмм. Кто-то может отказаться от курения или от быстрой езды на мотоцикле, а кто-то от конфет и других сладостей. То есть, каждому католику на время Великого поста рекомендуется взять на себя особые обязательства, способствующие его духовному росту. Это может быть не только отказ от чего-то, но и обязательство положительного характера. Например, человек может решить отдавать часть своего заработка на дела милосердия.

Как мы видим, в канонических документах Католической Церкви содержатся ясные указания лишь относительно приема пищи в покаянные дни. Относительно других ограничений обязательных предписаний в Кодексе канонического права нет. Например, в современных документах Католической Церкви (Кодексе канонического права, Катехизисе Католической Церкви) мы не встречаем запрета на физическую близость супругов в период Великого поста. В отличие от Православной Церкви Римско-Католическая Церковь допускает совершение Таинства брака и в великопостный период. Однако, если брак заключается в день, который является покаянным (особенно в Великий пост), священник должен напомнить молодоженам об особом характере этого дня. В Католической Церкви запрещается заключать браки лишь в Великую Пятницу и в Великую Субботу (см.: Обряди укладання подружжя. К., 2008. С. 14).

Даже из столь краткого обзора видно, что современная практика соблюдения поста в Католической Церкви куда более мягче по сравнению с православной традицией. В некоторых аспектах (например, в отношении «великопостных постановлений») католическая практика явно сближается с пониманием поста, характерным для некоторых протестантских конфессий (например, для лютеран). Но все же следует признать неверным расхожее в православной среде мнение о полном отсутствии постов в современном католицизме. Католическое отношение к посту имеет свою историю и свою внутреннюю логику.

Религия в Украине

 

Дата публикации: 05.04.2011