Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Богослужение > Литургия без Евхаристии и Евхаристия без литургии

Богослужение

Литургия без Евхаристии и Евхаристия без литургии


От переводчика: Эта статья была опубликована вчера в разделе «Точка зрения» на сайте Ясской архиепископии doxologia.ro. «Евхаристия без Литургии», о которой пишет автор, у меня вызвала ряд вопросов. Не знала, что практика великопостного причащения «по четвергам с 10.00 до 11.00» набирает обороты в Румынской Православной Церкви. Что же касается «литургии без Евхаристии» вне постов, эта практика, увы, хорошо известна из личного опыта у нас в Молдове.

Великий пост все еще остается для многих православных христиан временем приближения к Богу. В те дни каждый пытается восстановить свою связь с Ним. Однако то, как мы это делаем, свидетельствует о том, насколько мы отдалились от Его Жизни. Да и во многом с собственной жизнью разобраться не можем. Об этом я пишу в связи с тем, как большинство из нас относятся к Евхаристии.

Евхаристия стала у нас «личным делом»! Вызывает обеспокоенность то обстоятельство, что даже это «личное дело» было полностью отделено от литургии. Это характерно для Великого поста и, что еще прискорбнее, даже для Пасхальной ночи. Так, мы видим, что даже в Страстную Пятницу, когда не положено совершать литургию, причащаются сотни верующих, выкроив время между двумя поездками на рынок, переполненные мыслями о куличах в духовке или незаконченной уборке. А в ночь славного Воскресения Христова, когда мы все призваны насытиться от «Тельца упитанного», причаститься Жизни, воссиявшей нам из гроба, во многих храмах призыв священника «Со страхом Божиим, верой и любовью приступите» звучит втуне, и ни один христианин не подходит к Чаше, чтобы принять Тело и Кровь Воскресшего Господа.

И если это так бросается в глаза в дни Великого поста, это не означает, что подобного не происходит и в остальное время года. Очень грустно, когда вне постов совершается «литургия без Евхаристии», потому что о «Евхаристии без литургии» не может быть и речи («ради галочки» мы уже причастились вне литургии Великим постом и теперь ждем следующего поста, чтобы и в те дни причаститься таким же образом, обманывая себя, что мы очень хорошие христиане). А по воскресеньям мы ходим в церковь, тоже «для галочки», чтобы отметиться своим присутствием.

Это уже стало настолько естественным, что на дверях многих храмов, особенно в дни Великого поста, можно увидеть такое расписание: «Четверг, с 10.00 до 11.00 — причащение». Здесь можно было бы возразить, что это расписание для больных и немощных. Давайте будем честны, сколько больных и немощных приходят причаститься в этот интервал времени? Если и есть, то их очень немного. Большинство же из тех, кто причащается вне литургии, — люди, отнюдь не страдающие физическими немощами.

Больных, которые принимают таблетки и проходят различные курсы лечения, не следует бросать на произвол судьбы. Если у них есть силы прийти в храм, им тоже следует воздерживаться от причащения вне литургии и восстанавливать свои силы на Евхаристии непосредственно из Чаши. Для Христа не является препятствием то, что человек сделал глоток воды, чтобы запить таблетку перед тем, как пойти в храм.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Дата публикации: 31.05.2013