Жесты благословения в византийской иконографии

Вопросы о Восточных церквах 12:


Вопрос:
Уважаемый отец Тафт,


Я пишу Вам, чтобы задать вопрос о литургической практике. Я обнаружил два разных благословляющих жеста на иконах, изображающих Христа. На одной, Христос соединяет большой палец с безымянным и мизинцем – вместе, а указательный и средний палец выпрямлены; внутренняя сторона ладони обращена к смотрящему.


На втором благословляющем жесте, Христос соединяет только большой палец и безымянный вместе, и обычно обращает ладонь в сторону от смотрящего по направлению к своей Пречистой Матери. Второй жест обычно присутствует наряду с иными иконографическими деталями, наводящими на мысль о грядущих Страстях.


Относится ли этот жест к заупокойным обрядам, когда священник благословляет тело умершего или совершается для утешения живущих?
Подобные вопросы возникли у меня после посещения выставки икон. Если бы Вы поделились своими комментариями и предложили библиографию, которая помогла бы мне осветить вопрос, был бы Вам очень признателен.


Ответ:
Я специально не занимался исследованием данной проблемы, и, конечно, я не искусствовед и не знаток византийской или русской иконографии. Но я думаю, что первый из описанных Вами способов благословения является старым обычаем, а второй – новейшим. Изменение обычая произошло из-за раскола “старообрядцев” или “староверов” в XVII в. в России. По этой теме – масса литературы, главным образом на русском языке. Спор касался обрядовой практики в Русском православии. При московском патриархе Никоне (1652 – 1658) Русская церковь произвела реформы, чтобы приспособить русскую обрядовую практику к греческим обычаям. Последователи старых обрядов, именуемые “раскольниками”, хотели придерживаться древней русской практики, которая вероятно соответствовала раннему греческому ритуалу, но который сами греки позже изменили.


Я думаю, что символическое значение имеет положение пальцев, а не то, куда направлена ладонь. И я сомневаюсь, что положение ладони имеет какое-либо отношение к погребальным обрядам, хотя я только так думаю.


Об истоках посмотрите общий труд: Paul Meyendorff, Russia, Ritual, and Reform. The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press 1991, где указана обширная библиография по теме. Недавно по этому вопросу вышла работа Бориса Успенского “Крестное знамение и сакральное пространство” (Москва: Языки русской культуры, 2004).


© Перевод на русский язык, Голованов С.В., 2007 г.

Залишити відповідь