Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Богослужение > Литургия: всегда все и всегда вместе?

Богослужение

Литургия: всегда все и всегда вместе?


В древней Церкви каждая литургия была собранием всех верных ради того, чтобы вкусить Трапезу Господню. Согласно типичному нынешнему приходскому уставу, храм нужен для «удовлетворения религиозных потребностей». Об индивидуализации приходского благочестия размышляет чтец Всехсвятского прихода РПЦ в столице Португалии Игорь Каратаев.

«Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пьете за трапезою Моею в Царстве Моем…» (Евангелие от Луки 22:29-30). Эти слова Христа относятся не только к апостолам, но и к нам, «верующим в Него по слову их» (ср. Евангелие от Иоанна 17:20). Все мы, «избранные святые» (ср. 1Послание Петра 2:9), званые на эту священную трапезу, каждый раз, когда «собираемся в Церковь» (1Послание к Коринфянам 11:18), этим своим собранием свидетельствуем, что Царство приблизилось и, незримое «миру сему», уже пребывает посреди нас, уже действует в мире (см., напр.: Прот. Николай Афанасьев. Трапеза Господня. Киев, 2003). Совершая Евхаристию, мы приобщаемся этому Божественному Царству, которое на земле единожды и навсегда явил и даровал на Тайной Вечере Христос. Когда, подходя к святой Чаше мы молимся: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» – мы собраны в том же Царстве, за той же трапезой, которую тогда Христос совершил с теми, кого «до конца возлюбил» (Евангелие от Иоанна 13:1). Бог создал мир любовью. Любовью не оставил его, когда тот отпал в грех и смерть. По любви послал в мир Своего возлюбленного Сына. И вот теперь, за этой трапезой, являет и дарует эту любовь как Свое Царство, а Царство – как «пребывание» в любви: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас, пребудьте в любви Моей»  (Евангелие от Иоанна 15:9).

Перед этой тайной божественной любви человек останавливается в недоумении. Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? – пророчески вопрошал Давид. И вот ответ: «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Псалом 115:3-4). Однако все ли мы можем о себе сказать так? К сожалению, нет. В древней церкви христиане причащались всегда все и всегда вместе, поэтому «формой» евхаристии была трапеза, исполнением ее – общее причащение. Однако, постепенно, влиянием духа «мира сего», этот благой обычай был оставлен и утвердилось прямо противоположное – причащаться стали не все и не вместе, но каждый для себя и каждый в отдельности. Евхаристия стала восприниматься уже не как исполнение Церкви, явление Царства Божия и новая жизнь, а как вкушение «вещественной святыни», стала средством индивидуального освящения и спасения. Обмирщаясь, церковное сознание все более проникается этим духом, так что мы уже не удивляемся, когда нас называют «мирянами», согласно уставу общины, приходящими на богослужение, чтобы «удовлетворить свои религиозные потребности» (Устав Всехсвятского прихода г. Лиссабона). Этому есть много причин. Одна из них – постепенная утрата верными своего благодатного дара, полученного в святом крещении – смерть Господню возвещать, воскресение Его исповедовать, доколе Он придет (ср. 1Послание к Коринфянам 11:26).

В современном словоупотреблении «служит» только священник, за мирян и даже вместо них. Это неверное понимание. Евхаристия по своей природе есть собрание Церкви, и в этом собрании все до одного посвящены и все служат – каждый на своем месте, в едином священнодействии. Служит не священник, и даже не священник с верными, а Церковь, которую все они вместе составляют и являют во всей полноте. В Церкви человек не подчинен человеку (верные – клиру), но все подчинены друг другу в служении взаимной любви. Священник имеет власть, но это Христова власть, также как и послушание верных – послушание Христово. Священство же верных состоит в том, что все мы посвящены в служение Христово миру и исполняем его в приношении жертвы Христа за мир.

Здесь можно сделать одно примечание. Как всем известно, священник, совершая Евхаристию, не может не причаститься, иначе подлежит извержению из сана. Увы, совсем иначе – в отношении верных. Они как будто бы уже не являются «священными» членами Церкви, о чем свидетельствует их уничижительное определение как мирян, а не как лаиков, членов народа Божия, их причащение зависит только от их усердия. Больше того, редкое причащение даже рекомендуется частью духовенства.

Многие думают: миряне, как люди, «плоть носящие и в мире живущие», настолько осквернены этим миром, что «достойны» приобщиться Царству Божию лишь несколько раз в году после трехдневного поста. Тогда как Христос всегда призывает к Себе: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея 11:28), и – «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Евангелие от Иоанна 6:37). Итак, вот Христос стоит у двери нашего сердца и стучит. Если отворим Ему, то Он войдет и будет ужинать с нами (ср. Апокалипсис 3:20).

Имеющий уши слышать, да слышит.

Чтец Игорь Каратаев

Лиссабон. Всехсвятский приход РПЦ

 

Дата публикации: 20.07.2011