О церковном чтении

Христианское богослужение имеет свои корни в ветхозаветной синагогальной службе. У Евангелиста Луки есть рассказ об участии Господа в чтении Писаний в Назаретской синагоге. “И пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению своему, в день субботний в синагогу и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу, и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его…” (Лк 4, 16:22).


Из слов “по обыкновению” видно, что Господь и ранее, видимо с 12 лет, был постоянным участником субботних собраний, только в этот раз, прочитав отрывок из Исаии, прямо возвестил о Себе как об ожидаемом Мессии. “…И встал читать”. В синагоге обыкновенно читались определенные части из закона, при чем эти чтения сопровождались разъяснением. Читать и объяснять имел право каждый желающий, достигший 30 лет, и, как отмечает епископ Михаил (Лузин) в своем комментарии на Евангелие от Луки, с дозволения начальника синагоги и старцев. Желавший читать или говорить речь вставал, когда заявлял свое намерение, и когда читал, стоял. Затем садился и говорил свою проповедь. Господь, посетивший синагогу “по обыкновению”, прежде, конечно, был только в числе слушателей; теперь же встал читать, –  и это обратило на него особенное внимание всего собрания. “Ему подали книгу пророка Исайи”. Как видно, чтение из закона было уже окончено, когда Господь дал знак, что Он хочет читать и говорить поучение.  Слова “раскрыв книгу, нашел место…” свидетельствуют, что Господь в данном случае не захотел демонстрировать иудеям Свое божественное всеведение, а поступил как обычный человек. Книга, упоминаемая у Евангелиста, была, очевидно, свитком, так как книги, в их современной форме, появляются позднее, уже в христианские времена. И, закрыв книгу, и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него; и Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его…” Как засвидетельствовали? Согласились с Ним, что это так, что слова пророка о Мессии Он растолковал верно. Только, как видно из последующего, они не верили, что Мессия, о котором говорит пророк, есть Он, их соотечественник, которого они знали с детства. Они дивились сладости Его речи, приятности Его учения, силе и увлекательности Его толкования слов пророка.


Этот отрывок необычайно интересен  как по содержанию, так и по обилию внешних, на первый взгляд незначительных, деталей, которые позволяют в подробностях представить образ и манеру богослужебного синагогального чтения. Прежде всего мы видим, что чтение в собрании было простым, т.е. лишенным каких бы то ни было специальных акустических эффектов, и доступным, так, что любой желающий мог быть допущен к чтению, и, что особенно важно, к истолкованию священного текста. Далее, саму истолковательную проповедь (мидраш) дозволялось произносить сидя, что позволяло добиться большей доверительности и открытости проповедника и слушателей. Немаловажна также и возможность ответной реакции со стороны собрания, что могло выражаться жестами и возгласами, как одобрения и согласия, так и недовольства.


В первохристианской церкви, как мы знаем из Деяний Апостолов и из посланий апостола Павла верующие придерживались синагогального принципа чтения Писаний. Но с течением времени чтение в христианской церкви постепенно начинает терять простоту и доходчивость. В византийскую эпоху богослужебное чтение уже становится почти недоступным  большинству верных, делается более привилегией  клириков. Поэтому и образ чтения сильно изменился, в нем все больше начали появляться черты театральности и напыщенности. К сожалению, в таком же состоянии находится оно и сейчас.


В настоящее время, наконец-то, за столько столетий, наша Церковь освободилась от оков государственности и “царственной опеки”, и у нее, может быть впервые, появилась возможность вернуться к своим истинным традициям. Попробовать вернуться к прежней первохристианской простоте в молитве и чтении Писаний. Возродить возможность чтения и истолкования прочитанного всем верным. Позволить церкви одобрить или не согласиться с предложенным истолкованием прочитанного. Все это смогло бы придать службам более естественный характер и живость всей литургической жизни.


Чтец Игорь Каратаев,
г. Лиссабон

Цей запис має 10 коментар(-ів)

  1. Игорь

    Вся статья представляет собой занафталиненный набор лозунгов обновленцев 80-летней давности. Ну вот например:

    "В настоящее время, наконец-то, за столько столетий, наша Церковь освободилась от оков государственности и "царственной опеки", и у нее, может быть впервые, появилась возможность вернуться к своим истинным традициям"
    Точно в стиле незаьвенного протопресвитера Шмемана.
    Да, воистину теперь в либеральном обществе есть полная «свобода» для Церкви: «свобода» не быть услышанной ставшим уже воистину содомским обществом, «свобода» от государственной поддержки проповеди Слова Божия, «свобода» от защиты от лжи сектантов и порнографистов…

    В Византийской и Русской империях человеку не давали такой «свободы» падать, и потому там был минимизирован разврат и пьянство, оккультизм и порнография. Наркомании же фактически не было вовсе…

  2. Православный Лесосибирск

    Спасибо, очень интересная статья!

  3. иван

    вот, точно, и каноны и строго по расписанию! Главное процесс. А то что ты вычитываешь (слово-то какое: не молишся Богу, а вычитываешь, отрабатываешь) какую-то абракадабру, ни слова не понимая, вот где труд и подвижничество! Можешь своему ближнему западло сделать, и готов ко Причастию, главное каноны вычитать

  4. vlad

    У кого читаемое истолковывается? Я так понял, что речь не о проповеди "привязанной" к чтению из Евангелия?

  5. Аввакум

    Если еще ко всему этому добавить и основательную порчу богослужебных текстов. Можно наладить чтение в аккустическом смысле, но если в этом случае прихожане заинтересуются содержанием текстов – пиши пропало.
    Ну, парочку смачных примеров:
    Задостойник Пятидесятницы "Радуйся Царице, матеродевственная славо, всяко бо удобообращательная благоглаголивая уста…" Легче с китайского перевести..

    Или:Глас 4, песнь 1 "Моря чермную пучину, невлажными стопами древний пешешествовав израиль, крестообразныма моисеовыма рукама, амаликову сило победил есть.." У моря как мне кажется может быть синяя пучина, черная пучина, но не красная (чермная). А у Моисея руки были нормальные, а не "крестообразные"

    Или глас 6, песнь 8: Из пламене преподобным росу источил еси и праведного жертву водою папалил еси: вся бо твориши Христе токмо езе хотети…"Противоречит библейской истории 3 царств 18: 34-38. Не вода попалила жертву, а огонь попалил воду и жертву.
    И таких "перлов" в текстах иожно насобирать вагон. Не дай Бог прихожане начнут разбираться с их содержанием – караул просто.

  6. АРХМ АВВАКУМ

    Тема затронута интересная. Да, церковное чтение требует очистки от псалмодического нытья, и шаблонно торопливых бездушных чтецов. Но, и сами люди собранные в церкви, в подавляющей массе своей, тупы и немыслящи. Им, по большому счету ясное вразумительное чтение и не нужно. Остается только форма, формальность. "Се остается дом наш пуст!"

  7. Павел Малый

    Понимать необязательно, обязательно каноны вычитывать и причащаться по расписанию.

  8. иван

    когда мне какой-нибудь болван говорит что-то типа "ты не понимаешь, зато бесы понимают", так и хочется в ответ на такую тупость сказать какую-нибудь грубость. Это, стало быть, мы для бесов службу служим, а нам, православным, понимать необязательно?

  9. Karambit

    Уважаемый господин чтец,
    Вы и в самом деле за возрождение древних традиций? Да ВЫ большой оригинал…
    Как- то с архиереем (да и не с одним), заговорил о возможности (даже не всеобщей необходимости) возродить пение канона по Библейским песням "Поим Господеви", получил рекомендацию читать "как все". Говорят: устарело. Ветхозаветное, мол… Когда же я возразил, дескать, девятая песня- вся Новозаветная- архиереи Божии улыбаются снисходительно, "группа поддержки" из особо приближенных батюшек покрывает мой блеющий одинокий голосок дружным хохотом, так и не удостившись узнать, а над чем, собственно, они смеются?

  10. Павел Малый

    Ага, вернуться наши к простоте! Стой себе дурак дураком, "ты не понимаешь, зато бесы понимают", – и тако веруем.

Залишити відповідь