Мусульмане оскорблены карикатурами, которые одна газета сделала из пророка Мухаммада. Христиане недавно объединились, чтобы запретить рекламную афишу, композиция которой напоминает картину да Винчи, изображающую Тайную вечерю. Здесь нет места входить в сложность споров, но стоит напомнить один существенный факт для христиан: Христос принял карикатуру, которую из Него сделали, чтобы явить через неё парадоксальный знак победы.
Христиане приняли в качестве отличительного знака их веры сам предмет насмешки, наложенный на Христа, – крест. Крест издевательский – он говорит о позорном наказании, об унижении осужденного, он саркастически несёт мотив осуждения: «Иисус Назорей, Царь иудейский». Крест указывает на место, куда можно придти и безнаказанно насмехаться: «Спаси себя сам», «сойди же» – мурлычут глупцы всех мастей в адрес распятого. Крест – это карикатура: с большими руками, с излишне длинными ногами он пародирует тело, он несёт расчленённый остов тела человека, который должен был перед этим – какая ирония! – его нести сам. Он являет всё убийственное шутовство, приведшее к распятию: терновый венец, делающий из Иисуса ничтожного царя, оскорбления солдат, которые одели Иисуса в смешную хламиду, фальшивые поклонения, чередующиеся с ударами, пародия на суд, лукавства…
С первых веков христианская мысль пошла в наиболее карикатурном смысле, чтобы эту карикатуру упразднить. Крест, смехотворный и наводящий стыд, в христианской традиции называется царским скипетром, троном победителя, царством правды, древом жизни, древом познания, знаменем победы, трофеем славы, единственной надеждой и ещё многими другими эпитетами. Табличка «царь иудейский», написанная в насмешку над Иисусом, возникает вновь на литургии как признание безоговорочного Символа веры: в самом деле, Иисус – царь, сын Давидов, и Его крест – отрасль Иессея, отца Давида, которая должна явить спасителя Израиля.
Карикатура, едкая ирония, унижение, насмешки, – всё это было неизбежным, но всё было воспринято и преображено изнутри. Для римлян, которые слышали, что первые христиане выдавали крест как знак победы, это было непристойным. Они говорили, что утверждения христиан были воистину хулительными: настаивать, что крест как предмет осуждения и унижения может быть воспетым и возвеличенным до поклонения ему, было для них немыслимым и невыносимым. Здесь приходили к полному опрокидыванию ценностей; в конечном итоге именно христиане слыли бесстыдными и карикатурными, принимая без стеснения поводом для радости то, что считалось бесчестием. Брать карикатуру в качестве эмблемы славы – это глубокая ирония, богословский юмор, приводящий к отступлению смерти.
Христианская вера основывается на этой уверенности, которую ничто человеческое в конечном счёте не может задеть. Слабая, попранная, униженная плоть становится источником жизни, которая сильнее всего. Христиане не боятся карикатуры. Делать из Христа карикатуру? Но это уже сделано, и эта карикатура, как я только что отметил, была принята настолько, что стала самим выражением веры: крест, казнённое тело, насмешливые реплики о царстве были приняты, повторены, умножены, даже утверждены как истинные, принятые с радостью и в точности возвещенные так, как об этом хотели сказать.
Я не претендую дать полный ответ на то, что можно сказать по поводу карикатур на Христа и на христианскую веру. Я хочу здесь отметить, что христианин не должен бояться шутовских рисунков и непочтительных слов. Христос сильнее всех, Он смеётся над насмешниками; более того, Он преображает крайности, чтобы явить Свою жизнь с избытком во славе. Конечно, это не значит, что всё должно быть принято, что всему надо аплодировать без различия, но это развивает определённый стиль и способ жизни: не пускать крики на все четыре стороны, не просить бесконечно быть защищёнными от тех, кто говорит гадости.
Однажды я был при окончании мессы с рукоположением. Одна дама, проходя и видя меня и других братьев в церковных одеждах, спрашивает меня, что происходит. Я отвечаю, что братья из ордена доминиканцев только что стали священниками. Это было время, когда много говорили о священниках-педофилах; и вот, эта дама мне говорит с ядовитой иронией: «Священники? Но вокруг них наверняка должно быть много маленьких детей». Я ей ответил той же мерой: «Детей? Я не знаю. Но при вашем отсутствии было бы поменьше дураков». «Как вы смеете?» – сказала она. – «Это я прежде всего должен вам задать этот вопрос» – ответил я.
Когда мы следуем за Христом, мы учимся также жить при насмешках, при карикатурах, при презрении. И я думаю, что это дар Святого Духа. Выходит так, что можно играть теми же самыми словами, которые обозначали убийство, их обратить и сделать из них повод для торжества.
Филипп Лефевр
Оригинал: Caricaturer Dieu в издании La Cour Dieu.
Перевод с французского священника Филиппа Парфенова
Что за каша? И “да”, и “нет”, и “за”, и “против”… Исключительно гуманистическая статья. И никакого богословия.
Замечательная статья! Необычная мысль, и очень трезвый христианский взгляд на происшедшее.
Спасибо о.Филиппу за перевод