Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Основы веры > Почитание святынь в Православии

Основы веры

Почитание святынь в Православии


Под святынями православные христиане чаще всего понимают крест, атрибуты христианского культа (богослужения), могилы и останки святых, а так же артефакты — вещи связанные с историей Израильского народа и христианства.

Крест для христиан — это символ спасения, символ победы Господа Иисуса Христа, символ жертвы Христовой. Крест почитается с глубокой древности и неотъемлем от христианской жизни, богослужения, христианского искусства. Крест даже стал символом Самого Христа. Через почитание Креста христиане прославляют Бога и поклоняются Христу! Взирая на Крест христиане вспоминают Самого Иисуса и обращаются к Нему с молитвой.

Предметы культа — их множество, на них в огромной степени оказала влияние византийская культура. Прежде всего — это иконы. Они — не просто портреты или доски с изображениями. Они — богословие в красках. Христианам понадобилось семь веков, чтобы всерьез осмыслить иконы, как именно религиозную живопись, являющую святых, Божью Матерь или Самого Господа Иисуса Христа.

Богословие иконы сводится к тому, что на них могут быть изображены только конкретные личности и чаще всего в таком виде, как они предстают перед Богом и являют нам Божью славу. Иконы зримо, доступными средствами являют незримое — Царство Божье. Иконам чужды анатомические подробности и тем более изъяны изображенных лиц (увечья, болезни, слепота). Задача образов в другом: они — помощники в молитве.

Имя собеседника — то, что превращает наше желание в общение, наш монолог в диалог. Христиане молятся тем у кого есть имя, тем, кому можно сказать «Ты», кого можно поблагодарить или попросить о чем-то. Понятно, что о виде некоторых святых мы знаем только по устным свидетельствам, а иные святые похожи друг на друга. Молитва же — личное обращение. Для христиан недопустимо молится неизвестно кому. Поэтому обязательный атрибут иконы — надпись, именно на говорит о том, кто изображен и к кому адресована наша молитва. Икона без надписи — просто изображение.

К предметам культа относятся церковная утварь и облачения священников. Самое важное в утвари — чаша, дискос (блюдо), копие (ножичек), лжица (ложечка) — те предметы, с помощью которых совершается Евхаристия, приготовляется и раздается Причастие — Тело и Кровь Христовы. Сами по себе предметы культа — просто вещи, они могут быть использованы и по другому назначению. Но в данном случае они используются в богослужебном религиозном культе и требуют дисциплины и ответственного отношения. Те предметы, что так или иначе связывают нас с Богом или обрамляют или оформляют эту связь — требуют благоговения и дисциплины.

Мощи святых. С древности христиане почитали гробницы умерших мучеников, с большим благоговением относились к телам пострадавших за Христа — живых свидетелей христовых. Мученики — те, кто своей смертью показал, что смерти нет, что жизнь с Богом сильнее смерти, что Христос победил смерть. Нередко даже на местах погребения мучеников строились первые христианские храмы.

Почитание останков святых самих по себе, почитание тел умерших вынутых из земли и положенных отдельно произошло из-за желания иметь святые останки при храмах. В том числе — это христианская ассимиляция народных обычаев и желаний. Для нас важно, что почитание мощей может быть только персонофицированным, поименным. Не могут почитаться останки неизвестно кого.

Что касается артефактов, то их великое множество. Чаще всего речь идет о некоторых вещах и предметах быта, так или иначе связанных с жизнью святых. Однако, это может быть все, что угодно, вплоть до песочка из монастыря или масла из лампады перед иконой. Почитание артефактов и использование их в христианском культе не поддается никаким богословским объяснениям.

 

О благодати

Когда мы говорим о святынях, то главный вопрос состоит в следующем: «Причем тут Бог?». Чтобы ответить, необходимо пояснить, что же такое «Благодать»?

Для православных христиан понятие «Благодать» отнюдь не эмоциональное и не эстетическое. Оно вполне себе религиозное и имеет, как бы сейчас сказали. мистическое содержание. Благодать — это Божественная энергия или сила, которой Сам Бог касается человека или проявляется в его жизни. Бог иноприроден Своему творению, но Он в Своих энергиях проявляется в окружающем мире.

Однако, не стоит путать эту Энергию-Благодать с энергией физической. Для нашей культуры «энергия» — это сила, благодаря которой можно совершать работу: движение, преобразование вещества, нагрев и т.д. Энергия может быть выработана (преобразована из одного вида в другой), накоплена, сохранена, куда-то направлена. Самый известный накопитель электрической энергии — конденсатор.

Современное представление об энергии не применимо к христианской жизни. Бог христиан — Живой и Личный. Он проявляет Себя в Своих Энергиях так, как Сам того хочет, где и когда хочет. Невозможно даже подумать о том, что Благодать Божью можно было бы собрать, хранить, направить. Духовных конденсаторов не существует! Бог Библии, Бог Евангелия — это не духи и не космос. Он не подчиняется заклинаниям и не признает амулетов, магических формул, плясок с бубнами и т.д. Нельзя призвать Благодать по своему произволению и тем более невозможно ее использовать по своему усмотрению.

Благодать проявляется прежде всего в личном общении. У Бога есть и могут быть Свои мотивы явить Свою Благодать по отношению к кому-либо. И Библия и история христиан дает нам много примеров, когда даже противники Бога встречали Его лицом к лицу и обретали от Него милость и помощь. Но все же из Библии известно и о том, кому и как Бог открывается и благоволит. Если нет нет веры, нет молитвы, нет благодарности, нет просьбы, нет всего того, что выражает личные отношения, то Бог остается в стороне, Он не являет Свою Благодать.

 

Благодать и святыни

Бог может проявить Себя и часто проявляет через свое творение, через вещество. Люди вполне материальны и вполне могут приобщиться Божьей Благодати ощутимо. Более того, именно это и происходит, к примеру, в крещении, в Причащении, в соборовании. Но, христианам чужда вера в чудотворящее вещество. Невозможно с евангельских позиций оправдать стремление получить чудо, обрести благодать через формальные действия.

Тут следует сказать о Причастии. Христиане уверены, что во время богослужения Евхаристии, после общей благодарственной молитвы хлеб и вино непостижимым образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Подробнее об этом шла речь  отдельно. Для нас важно, что это единственный и исключительный случай, определенный Самим Богом, когда вещество, если можно так выразиться, становится вместилищем Божества. Вера христиан в том, что в виде хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Но и эта встреча с Богом, приобщение Его Благодати отнюдь не магия. Приобщаться могут только «верные» — то есть христиане. Формализм тут неуместен, хотя казалось бы, чего проще: приди в храм и причастись. Причастие может быть не только на благо человеку, но и в осуждение и даже болезнь. Бог — Живой и Личный. Встреча с тем, кто пришел «подзарядиться», кто не имеет веры и доверия ко Христу Спасителю может обратиться в наказание.

Ничего подобного нельзя сказать о всех тех святынях, что мы перечислили выше. Икона ни в коем случае не «канал» передачи «духовной энергии». Икона помогает верующим обратить внимание и слова к первообразу — к изображенному святому или Богу. Бог откликается и дает свою Благодать не иконе, а человеку. Кстати, если икона имеет надпись и различимый лик, то ее древность не имеет никакого значения. С точки зрения молитвы и богослужения копия тождественна оригиналу.

Мощи, как мы знаем, бывают разные. Редко — нетленные останки. Чаще — кости или прах, или даже пепел. Мощи не обязательное свидетельство святости. Тела многих святых истлели полностью. В этом смысле, представляется натянутой попытка связать нетление и присутствие в мощах Благодати, которая переходит на людей. Мощи, прежде всего, — один из способов доброй памяти и почитания святого человека и через это прославления Бога. В ответ на молитвы Господь может явить Свою Благодать. Но может и не явить. Все зависит не от мощей, а от тех отношений, что сложились у конкретного христианина с Богом и с тем святым, перед мощами которого он находится.

Христиане имеют заповеди Божьи о крещении и о Причащении. Без ни, по всей видимости, почти невозможно обрести Благодать и спасение. Крест, иконы, мощи и богослужебные предметы очень важны, как часть православного богослужебного культа. Однако в отношении артефактов этого сказать нельзя. Христиане не имеют заповеди их почитания. А сами артефакты не имеют серьезного значения в богослужебной традиции. Тут скорее можно говорить об отсутствии запрета на такую форму богопочитания.

Христианству чужда вера в то, что вещи могут как-то «заряжаться» от прикосновения святых. Почтительное отношение к артефактам — это типичные народные обычаи, присущие всем культурам и религиям. Они отражают вполне естественное желание людей иметь в доме (а порой и в храме) нечто особенное, материальную «святыню», то, что имеет «целебные свойства» или воспринимается как «защита».

 

Об историчности

Христианство — очень персонофицировано и исторично. Библия и Евангелие открывают именно линейное развитие времени, историю общения человека и Бога. Важно и имеет значение то, что причастно к этой истории. Христианство несовместимо с выдумками и мифами (современным способом манипуляции). То, чего не было — не имеет ценности. То о чем (о ком) мы не знаем досоверно — не может служить христианству.

Это прежде всего касается артефактов. Их ценность только в реальном соприкосновении со святыми. А это проследить и подтвердить почти невозможно. Использовать в религиозном культе неизвестно что, или подлог, или случайную подмену — абсурдно, как бы псевдобогословски это не оправдывалось. Нельзя обосновать почитание неподлинных, хотя бы и очень древних артефактов.

Блог автора

Дата публикации: 21.01.2014