Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Богослужение > Как причащаться: часто или редко? Часть 2

Богослужение

Как причащаться: часто или редко? Часть 2


Как бы мы могли в наши дни вернуться к нормальной евхаристической практике? Разумеется, только через правильное понимание смысла Евхаристии в христианской жизни. Однако это предполагает, что священники и миряне сознательно решают жить по Евангелию по максимуму, являясь ответственными и просвещенными, а не теплохладными, готовыми в любой момент ко всякого рода компромиссам.

Это окончание статьи. Начало читайте здесь

Углубление в евхаристическое богословие первых веков христианства, а также знание истории того, как развивались практики причащения, соответствующие этому богословию в большей или меньшей степени, зачастую становившиеся «традициями», поможет нам изгнать из наших умов множество предрассудков или даже суеверий о Таинстве Евхаристии.

Нам следует осознавать, что не все «традиции», сложившиеся в тот или иной период истории, имеют богословское обоснование. Могут существовать такие «традиции» (например, причащение один или четыре раза в год или даже в шесть недель), которые неоправданны с богословской точки зрения, имея, скорее, сентиментальную подоплеку.

Что же касается «достоинства» для принятия Евхаристической трапезы, то нам следует знать, что никто никогда не может утверждать, что он достоин причаститься. Ведь мы «все много согрешаем» (Иак. 3:2). «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1, 8). «Знаю, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — что все мы заслуживаем наказания и порицания, и что никто не может похвалиться тем, что имеет чистое сердце. Но не в том беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что не имея его, мы еще и не приходим к тому, что может сделать его чистым» (Слово 6. «Об учении и наставлении»).

Конечно, бывают грехи серьезные и менее серьезные. «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (I Ин. 5, 17). В случае смертного греха (убийство, в том числе аборт, блуд или другие плотские грехи, ненависть, воровство, употребление наркотиков, магия, ереси…) нам надлежит исполнить епитимью, наложенную после исповеди, и некоторое время не причащаться. Но если мы не имеем смертных грехов, то нам следует осмеливаться приступать к причастию как можно чаще. Естественно, с сокрушенным и смиренным сердцем, со слезами (св. Симеон Новый Богослов говорит, что никто да не приступает к причастию без слез) и с сознанием собственной греховности, но и с желанием принять через Святые Тайны помощь для духовного возрастания и борьбы со страстями. Ибо без частого причащения мы не можем становиться лучше, укрепляться в любви и совершеннее подражать Христу.

Частое причащение при условии необходимой подготовки преображает нас в Самого Христа. Как пишет святой Максим Исповедник, наше естество, пронизываемое огнем Божества, само становится огнем, подобно тому, как раскаленное железо становится огнем, при этом сохраняя собственную природу.

Поскольку справедливо ставится вопрос о подготовке к причастию, следует отметить, что не существует отдельного правила для священников и отдельного для мирян. Все должны готовиться, соблюдая пост по силам (как предписывает Церковь, по средам и пятницам, а также в течение четырех многодневных постов), с воздержанием для супружеских пар, с сугубой молитвой и особенно с осознанием собственного недостоинства. Телесный пост поможет нам углубить в себе голод по «Хлебу Жизни», который есть Сам Христос в Евхаристии. Мы призваны желать причащения, мы не можем без этого жить. И если на литургии мы не причастились, то мы должны осознавать свой грех в том, что мы отказали Христу, не приготовившись принять Его, предпочтя еду, отдых, мирские удовольствия, работу… Частое причащение отнюдь не означает привыкание и обесценивание его. Напротив. Чем больше молишься, тем лучше становиться твоя молитва. Чем чаще причащаешься, тем больше стремишься ко Христу, тем усерднее трудишься ради Него. Дурное привыкание может возникнуть у того, у кого нет веры и страха Божьего.

Нам также следует знать и то, что подготовка к причастию занимает не один-два дня, но все время. Во все дни мы призваны воздерживаться от греха, направлять свои мысли ко Христу, быть в мире со всеми нашими ближними, понуждать себя к творению добра. Эта подготовка завершается участием в вечерне и утрене, а также в самой литургии. Вся литургия по сути является подготовкой к причащению.

Учитывая крайне тяжелое положение в нашей Церкви относительно причащения верующих, призываем досточтимых священников подробно объяснять мирянам необходимость более частого причащения Божественных Тайн. Литургия, на которой никто не причащается, — это по сути нонсенс и полное противоречие содержанию литургических молитв и песнопений. Как можно петь «Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, дабы нам воспевать Славу Твою, ибо Ты удостоил нас сопричастия святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим таинствам» или «Станем благоговейно! Причастившись божественным, святым, непорочным, бессмертным, небесным и животворящим, страшным Христовым таинствам, достойно возблагодарим Господа!», если никто не причастился? С какой совестью мы можем систематически отвергать призыв Спасителя на каждой литургии: «Со страхом Божьим, с верой и любовью приступите»? Христос, пришедший исцелить больных, хочет исцелить и простить и нас, приобщаясь к нам в Божественных Тайнах. А мы Ему отказываем? Вот уж поистине мы не осознаем, чего себя лишаем, когда избегаем или откладываем причащение!

Благочестивым священникам следует побуждать к регулярному причащению, в первую очередь, детей (которые до семи лет могут причащаться без исповеди и евхаристического поста) и пожилых людей. Таким образом, не будет больше литургии без причащения. Кроме того, чтобы верные могли как можно сознательнее участвовать в Божественной литургии, воспринимать ее жертвенный характер, надлежит читать вслух хотя бы анафору. Не будем забывать, что в древности эти молитвы, образующие саму сердцевину Литургии, от которых зависит понимание и проживание литургии, читались вслух для всех. Священник, призывая Духа Святого на общину и на предлежащие Дары, получал в ответ свидетельство верующих о преложении Даров в Тело и Кровь Христовы через произнесение молящимися тех «аминь», которые сейчас произносит один только предстоятель, что совершенно неестественно. А верующие тем временем стоят пассивно, многие даже не знают, что происходит в эти моменты. Если же священник после того, как певчие закончат петь, читает громко евхаристический канон, то верующие могут следить за последовательностью молитв, понимая их глубокий смысл и полноценно участвуя в них. Литургия станет продолжительнее всего минут на десять, но зато какими будут плоды!

На наш взгляд, только через литургическое возрождение, с акцентом на регулярное причащение, мы можем надеяться на подлинное духовное возрождение и самые прекрасные плоды для Церкви и нашего народа. Ибо тогда Христос будет действовать в нас и менять нас по Своему образу и подобию.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Дата публикации: 26.05.2013