Кто написал Библию?

Книгу под названием «Кто написал Библию» Ричарда Элиотта Фридмана я читал по рекомендации моего друга, библеиста Андрея Десницкого. Это самая увлекательная книга по библеистике, которую мне приходилось читать до сих пор. Автор на основании собственного анализа и данных библейской науки пытается приподнять завесу тайны над одними из самых трудных вопросов, связанных с авторством главных книг Библии. Выводы могут кого-то ошеломить, а кому-то раскрыть горизонты.

who_wrote_the_bible

Вопрос об авторстве касается прежде всего пяти первых книг Библии, которые в еврейской традиции называются Торой, или Пятикнижием Моисеевым. Причем в самом тексте этих книг об их авторе ничего не сказано. Но постепенно сформировалась очень устойчивая традиция считать эти книги написанными самим великим пророком Моисеем.

Однако сам текст первых библейских книг содержит в себе яркие свидетельства того, что это не произведение, изначально написанное одним автором, но скорее сведение воедино разных историй. Так, с самого начала Бытия мы встречаем две истории о сотворении мира и человека. Во многом эти истории повторяют друг друга, но в некоторых местах сильно отличаются. Так, в первом варианте истории творения Бог сначала создает растения, затем животных, а затем мужчину и женщину. Во втором варианте (вторая глава Бытия) Бог сначала создает мужчину, потом появляются растения, затем, чтобы человек не был одинок, Бог создает животных, и наконец, после того, как человек не нашел себе достойного помощника среди животных, Бог создает женщину. Точно так же мы встречаем две истории о Ное и потопе, две истории о завете Бога с Авраамом и пр. Примечательно, что все эти истории имеют одно характерное отличие друг от друга: в одной из них автор всегда называет Бога словом «Элохим», а в параллельной истории Бога называют священной тетраграммой «ЙХВХ» (обычно сегодня это имя транскрибируют как Яхве). Таким образом, похоже, что в основе первой библейской книги лежат два отдельных произведения, которые кто-то разделил на части и скомпоновал воедино.

Впервые обратили внимание на эту особенность в XVIII веке. Три человека — немецкий священник Виттер, французский врач Астрюк и немецкий профессор Эйкхорн — независимо друг от друга написали об этом книги. Эйкхорн назвал первого гипотетического автора «Элохистом», а второго — «Яхвистом», в соответствии с тем именем, которое они употребляли для обозначения Бога. Вскоре после этого другие ученые обнаружили, что в рассказах «Элохиста» тоже встречаются повторы, и открыли третий гипотетический источник — так называемый Священнический, или Жреческий кодекс. В итоге во всех первых четырех книгах Пятикнижия были обнаружены и выделены рассказы, относящиеся к Яхвисту, Элохисту и Священническому кодексу. Особняком стояло Второзаконие, текст которого написан совершенно в ином стиле, чем тексты первых четырех книг Торы. Его назвали четвертым источником — «Девтерономистом» (то есть букв. «автор Второзакония»). Тут еще нужно отметить, что по стилю и языку книга Второзакония оказывается ближе шести последующим книгам Библии, чем четырем предыдущим. Книга Иисуса Навина начинается там, где остановилось Второзаконие. Она развивает темы, которые начаты во Второзаконии, и это относится к вопросам, впервые упомянутым в нем. Ключевые фрагменты в книгах Иисуса Навина, Судей, 1–4 Царств используют терминологию, которая исходит из Второзакония и связана с конкретными фрагментами во Второзаконии. Таким образом, у всех этих семи книг (Втор, Нав, Суд, 1-4 Цар) может быть один автор.

Дальше появился Велльгаузен. Именно его имя чаще всего вспоминают сегодня в связи с гипотезой о четырех источниках Пятикнижия. Он использовал наработки предшественников,

сопроводив их собственными исследованиями. Его книги оказали чрезвычайно большое влияние в Европе.

Такая научная работа была встречена ожесточенной критикой как со стороны христианской церкви (в данном случае прежде всего Католической, поскольку все это происходило в Западной Европе), так и со стороны еврейских религиозных кругов. Казалось бы, для христиан такая враждебность особенно странна, ведь и Новый Завет начинается с историй четырех разных авторов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна — об одном и том же. Почему же и Тора не может состоять из произведений различных авторов?

В своей книге Фридман очень увлекательно вводит читателя в эту проблематику, показывает на примерах тексты разных авторов Пятикнижия. Более того, он пытается даже установить имя авторов, и отчасти это ему удается. Все это похоже на захватывающую детективную историю. Не буду пересказывать выводы автора, лучше прочитайте это сами!

Попутно стоит отметить описанное в книге интересное исследование автора о том, что первое передвижное израильское святилище — Скиния — продолжила существование в построенном при Соломоне Храме. Размеры Скинии, реконструированные автором, идеально вписываются в пространство между крыльями херувимов во Святом святых.

Русский перевод книги легко гуглится в сети. Интересно, что первоначально перевод был выложен на сайте «Наука и религия» (atheo-club.ru), то есть как бы на сайте атеистическом (сегодня эта ссылка у меня не открылась). Но выводы, к которым приходит автор, вовсе не вписываются в русло атеистической пропаганды. Фридман пишет: «Для тех, кто считает Библию священной, это может означать новые возможности толкования, и это может означать новый трепет перед великой цепью событий, лиц и веков, которые были так неразрывно собраны вместе для создания несравненной поучительной книги».

Книгу Фридмана можно рекомендовать верующим для более глубокого понимания сложной истории библейского текста. Эта книга может стать лучшим популярным введением в библейскую критику.

Залишити відповідь