Причастие как волшебная “пилюля”?

Вот такой вопрос мне задали пару дней назад на “Ликар.инфо”:

Здравствуйте. У нас верующая семья, мы регулярно ходим в храм. Причащаем дочку с рождения практически каждую неделю (ей 3 года). Церковь у нас под боком, и когда мы идем туда в воскресенье нас видят практически все местные мамочки.

Недавно одна из них поставила меня в тупик вопросом. «Что толку что ты ребенка по церквях тягаешь. Ты с ней за три года пять раз в больнице лежала, из болячек не вылазишь, в сад отдать не можешь. Малая нервная (после бесконечных больниц и уколов). Сводила бы ты ее к бабке лучше. Вон я свою свозила, так горя теперь не знаю. Не болеет совсем, с нервами все в порядке».

Я ответила, что бабка не мой вариант. Как вообще реагировать? Действительно, почему мой ребенок, который регулярно причащается, болеет, а у родителей, которые бегают по бабкам – нет.

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Христос воскресе!

Спасибо за действительно серьезный вопрос. Дело в том, что на самом деле никто нам не обещал беззаботную и безболезненную жизнь. Случается такое, что мамы воспринимают Причастие для своих детей как своего рода «пилюлю» от болезней, беспокойства и пр. Но это недопустимый утилитарный подход к Причастию! Ведь давайте вдумаемся: что такое Причастие? Согласно Новому Завету и вере Церкви, это есть Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и причащающиеся соединяются с Самим Господом. Можно ли это воспринимать как СРЕДСТВО, а не как ЦЕЛЬ? Как средство для здоровья, благополучия и пр.? Нет и еще раз нет. Причащение – таинство, которое делает нас едиными с Богом. Конечно, не «автоматически» – для того, чтобы причащаться, надо реально быть христианином, исполнять Божии заповеди каждый день. И вот, можно болеть или быть здоровым, но быть при этом с Богом. В недуге или здоровье – со Христом. Что уже дальше – это уже Бог Сам решит, даровать ли благодатную помощь в выздоровлении этому человеку или действовать через обычные врачебные средства (медицину).

Еще бывает часто так, что родители причащают детей, а сами при этом подолгу не причащаются. И это тоже непонятно: для чего же они причащают детей, если сами же своим примером показывают детям, что взрослым причащаться не надо?! Ребенка учить вере лучше всего собственным примером жизни, а не рассказами. Методика «делай как я» всегда эффективнее чем «делай, как я сказал». Вот так и с причащением.

Что касается болезней. Болезни – следствие того, что наша природа человеческая повреждена грехом. Не всегда это «наказание» за какой-то конкретный грех (хотя может быть и так, но тут судить могут только сами люди, знающие свою жизнь, а не кто-то внешний). И лечиться от болезней надо комплексно: исцеляя душу и тело. Такой подход в таинстве Соборования (Елеосвящения): там просят о всецелом исцелении человека, о прощении грехов и выздоровлении от телесных недугов. И кроме молитвы и церковных средств, важна медицина – ведь ЧЕРЕЗ ВРАЧЕЙ ДЕЙСТВУЕТ ТОТ ЖЕ БОГ.

А вот «бабка» – это путь в никуда. Это путь магии, тьмы или шарлатанства. Для христианина это – измена Богу, один из самых серьезных грехов наравне с убийством или прелюбодеянием.

В ходе обсуждения этого ответа в моем блоге хорошее дополнение предложил отец Виктор Кулигин:

Я бы добавил, что “бабка” как и прочая магия, не решает проблему смысла жизни. Никакая бабка не дает ответа на вопрос, почему мы умираем (по болезни или просто старости), что будет дальше, зачем мы живем в этом мире. Зачем рождаться и жить, если придется умереть, кто мы и зачем мы?.. Причастие – оно как раз и об этом.

Бабка – это как анальгин при остром аппендиците – сомнительная польза и плачевные последствия.

 

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Gahan

    Соотношение врачей и бабок?
    Было время когда Церковь запрещала ходить ко врачу иудею или еретику. Почему? Потому что от них можно было вылечиться, но “заразить” душу, ибо в те времена люди запросто говорили о вере и такой врач начинал человеку проповедовать свое учение. И неокрепший христианин мог “заразиться” от этой проповеди лжеучением.
    Сейчас врачи лечат только тело (ну по крайней мере насколько я знаю), не говоря с пациентом о религии, магии и пр.
    Придя же к бабке будет трудно удержаться от массы колдовских и прочих вещей, от магического взгляда на жизнь и природу. И “заразить” душу больше вероятности!
    Вопрос в конце концов в том: чьей силой лечит бабка? Если она призывает что-то потустороннее, то стоит задуматься – заговорив грыжу не покалечу ли я душу?
    HelDylan, “настораживают постоянные ответы священников «всё вокруг от бесов» по поводу и без”.
    Ну за ВСЕХ священников трудно отвечать, по крайней мере автор пишет конкретно “Болезни – следствие того, что наша природа человеческая повреждена грехом. Не всегда это «наказание» за какой-то конкретный грех (хотя может быть и так, но тут судить могут только сами люди, знающие свою жизнь, а не кто-то внешний). И лечиться от болезней надо комплексно: исцеляя душу и тело”. Что Вас тут возмутило?? Как видите далеко не “всё” и не “от бесов”. Да, человек поврежден грехом и Церковь об этом постоянно говорит, но это важная часть ее проповеди, что же поделать. Ведь Христос нужен только больным…

    P.S. и в конце концов человеку, который озабочен только своим здоровьем, своей красотой и молодостью, посещением врачей ради совершенства отдельных частей тела, Церковь так же скажет: “Подумай. о том ли ты заботишься прежде всего?” Человек способен извратить что угодно (и даже многое то, что присутствует в Церкви!!), но есть вещи, которые способны, если хотите, быстрее и резче отвернуть от Бога.

  2. HelDylan

    Полностью согласна с отзывами, да и настораживают постоянные ответы священников “всё вокруг от бесов” по поводу и без.., типа -отвяжитесь, а сами благославляют на участие в “битву экстрасенсов”…

  3. dergubinn

    Почему такой наезд на “бабку”?
    Почему через врачей Бог заведомо действует, а через “бабку” – заведомо нет? Или, может быть, врач “дает ответ на вопрос, почему мы умираем (по болезни или просто старости), что будет дальше, зачем мы живем в этом мире” (С)? Или сентенция про анальгин при остром аппендиците совершенно не подходит к врачам?

    Подозреваю, что автор совершенно не думал о соотношении врачей и “бабок” с точки зрения духовной жизни. Подозреваю, что автор просто выдал штамп.
    Или, как вариант, автор очень-очень хорошо подумал и сознательно придерживается политики двойных стандартов.

    1. webpadre

      Да, конечно, Дух дышит, где хочет. Мне рассказали о таком реальном случае: у бабки в доме одни иконы, читает она не заговоры, а молитвы, денег не берёт, велит молиться о здравии врагов наших, и к ней приходит местный священник лечить поясницу и освящает источники в которые она водит окунаться людей. Конечно, могут быть и такого рода бабули, как эта, но это ведь исключение, а не правило. Как правило, то, что предлагают “бабки” и “целители” – это или магия или просто шарлатанство, что в любом случае зло.
      С уважением, автор.

Залишити відповідь