Мысли на Рождество

Для чего мы празднуем Рождество Христово? Зачем нам нужно каждый год вспоминать историческое событие, случившееся две тысячи лет назад?


Как и всякий христианский праздник, Рождество Христово — это прежде всего праздник торжества подлинной жизни, которую дарует нам Бог во Христе. «Христос рождается прежде падший воскресити образ», — поется в предпраздничном тропаре. Мы не только «вспоминаем» то, что произошло на заре христианской истории, но реально участвуем в том, что принес нам воплотившийся Сын Божий. Он пришел, чтобы «воскресить» падший образ Божий в человеке, чтобы дать нам возможность быть детьми Божиими, царями и священниками, помазанными Духом Святым, чтобы мы в этом мире были вестниками иной, новой жизни, ведущей в жизнь вечную.


Первое праздничное песнопение рождественской службы — вечерняя стихира на Господи воззвах — говорит нам о том, что принесло человеку Рождество Спасителя:


Придите, возрадуемся о Господе, изъясняя нынешнее Таинство: разделявшая нас с Богом стена разрушена, пламенный меч обращается вспять и Херувимы отступают от древа жизни и я приобщаюсь к блаженствам рая («райской пищи» — слав.), из которого был изгнан за ослушание…


Наши прародители, Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, были изгнаны из рая, а лучше сказать — сами стали неспособными жить в райском состоянии, ибо райское блаженство заключалось не во внешних условиях, а в близости к Богу и радости непосредственного богообщения первых людей. В мир, сотворенном Богом «благим», то есть добрым и хорошим, через человека вошел грех, и через грех — смерть, которая перешла на всех людей — потомков Адама и Евы, подобно наследственной болезни. Стену греха между человеком и Богом воздвиг сам человек, извратив свою свободную волю. Скажем так, проблема здесь не со стороны Бога, а со стороны человека, природа которого, пораженная грехом как некоей неизлечимой язвой, препятствует человеку соединиться с Богом.


И для того, чтобы спасти человека, приходит Сын Божий. Он приходит к нам как совершенный человек, чтобы и мы могли перейти от рабства греху к свободе сынов Божиих, чтобы наш «и образ спасти, и плоть обессмертить», по выражению святителя Григория Богослова, то есть чтобы даровать нам полноту спасения: душе и телу.


Во Христе мы снова имеем доступ к Отцу, можем обращаться к Богу словами «Отче наш», нам даровано не только то, что утратили прародители, но и большее — реальное, теснейшее соединение с Богом через причастие Его Тела и Крови. После пришествия в мир Спасителя «Херувим отступает от древа жизни, и я райской пищи причащаюсь…» По дерзновенному слову преподобного Ефрема Сирина, древо познания добра и зла, плоды которого Бог временно запретил вкушать нашим прародителям, было образом Евхаристии — пищи, которая может даровать нам вечную жизнь, но которая же может быть «огнем попаляющим» для тех, кто причащается ее, не веруя в Тело и Кровь.


Поэтому праздновать Рождество Спасителя — это не только варить кутью, петь колядки или быть ночью на богослужении. Это прежде всего — следовать за Христом каждый день своей жизни, обращаться к Нему в молитве, читать Его слово в Писании, постоянно соединяться с Ним в божественной Евхаристии, чтобы и в нашей душе родился Христос.


С праздником, друзья! Христос рождается!


Колонка редактора для «Православия в Украине»

У этой записи один комментарий

  1. Вячеслав

    Радуйся, ой радуйся земле, син Божий народився!

Добавить комментарий