В Киеве показали, какими бывают православные кресты

12 мая в столичном выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» прошла выставка «Образ Креста» организованная компанией «Ангел Хранитель», позиционирующей себя как «православная». В ходе выставки можно было увидеть воочию, как развивался православный нательный крест от древности до наших дней, сообщает «Киевской Руси» представитель организатора Елена Савенко.

Исторический экскурс оказался возможен благодаря коллекции днепропетровского историка и археолога Виктора Векленко. Оценить творчество современных мастеров помогли работы всемирно известного мастера мелкой иконной пластики из Санкт-Петербурга Юрия Федорова.

На второй день выставки состоялся круглый стол, посвященный истории и значению православного нательного креста. Участие в форуме приняли Юрий Федоров и Виктор Векленко, а также управляющая компанией «Ангел Хранитель» Александра Бондаренко и клирик Днепропетровской епархии УПЦ архимандрит Спиридон.

Отец Спиридон рассказал о значении нательного креста для православного христианина и объяснил понимание почитания Креста в Православной Церкви.

«Идея организации такого мероприятия появилась, когда в Днепропетровск была привезена частица Животворящего Креста Господня, – рассказала Александра Бондаренко, – это событие подвигло нас рассказать, показать людям всю глубину главного православного символа. Мы нашли профессионалов своего дела – Виктора Алексеевича Векленко, Юрия Анатольевича Федорова и таким образом появилась наша первая выставка православных крестов».

Историк и археолог Виктор Векленко презентовал присутствующим свой многолетний труд – первую в Украине книгу о нательных крестах «Нательные кресты Самари – Богородицкой крепости».

В книге Виктора Алексеевича научно описаны более сотни найденных на месте Самари нательных крестов ее обитателей, что еще раз подтверждает факт высокой религиозности наших предков. Данный труд получил высокую оценку не только гостей, но и специалистов. Высоко оценила книгу Светлана Витальевна Гнутова – российский исследователь крестов, заведующая отделом прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, крупнейший специалист в области ставрографии

В процессе общения многие участники форума задавались вопросом: насколько трудно сегодня создавать действительно нательные святыни, а не просто украшения? По этому поводу Юрий Федоров отметил: «Первое с чем сталкиваешься, изучая древние памятники церковного искусства, это мощная духовная сила, исходящая от них. Второе, и это поражает не меньше – богословская глубина порой очень простых и лаконичных предметов. Правда раскрывается она только в контексте всего церковного искусства и даже шире – через Священное Писание и Литургию».

«Как у художника, у меня появляется естественное желание воссоздать, но не увиденный предмет, а, то чувство, которое он производит, – рассказал Юрий Федоров. – Так появляется что-то новое, но обязательно в русле традиции. Мне очень нравится фраза святителя Игнатия (Брянчанинова): «Крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного богословия. Вне Креста нет познания Христа». Для меня это самый важный аспект мировосприятия, который я продолжаю изучать. К слову сказать, моя работа как художника – это ведь тоже способ изучения, познания. Я должен помочь людям прийти к истине через образы. Но самое важное – чтобы форма служила выражению сути. В сегодняшнем мире зачастую господствует дизайн. Только форма, и никакого духовного содержания».

Залишити відповідь