Первый день “Успенских чтений” собрал множество людей, неравнодушных к современной богословской мысли

В воскресенье, 24 сентября, в актовом зале Киево-Печерской Лавры состоялось праздничное открытие международных VI-х Успенских чтений “Человеческая целостность и встреча культур”. Первое заседание конференции собрало множество гостей, так что в переполненном зале сложно было найти место даже в проходе.


Первый день конференции начался с приветственного слова Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира к участникам VI Успенских чтений, которое зачитал управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан. С докладами выступили митрополит Минский и Слуцкий Филарет (“Мироустройство личности”), митрополит Гор Ливанских Георгий Ходр (“Церковь и политика”) и профессор Христос Яннарас (“Филиа, агапэ и эрос в церковной перспективе”). Заседание вел руководитель научно-издательского объединения “Дух и литера” профессор Константин Сигов.


Исправь себя – и исправишь мир


В начале своего выступления митрополит Филарет, отметив, что человек является образом и подобием Божьим, поставил вопрос: касается ли это утверждение только праотца Адама, или всех нас? “Каждый человек по своей природе имеет троичную сущность по образу Святой Троицы: Дух – Божий, душа – живая и тело – земное”.


Богословие, культура и наука формируют земной образ человека и его самого как личность. Падение морали в обществе приводит к эрозии личности человека. Вследствие этого он впадает в грех, который не только крайне негативно отражается на духовном состоянии души, но и находит свой отпечаток и на природе. Природа – большой и священный дар Божий, который Всевышний завещал беречь человеку. А мы, будучи покоренными грехами корыстолюбия, гордыни, алчности, не только не бережем Завет Господний, но и открыто осмеливаемся его отбрасывать, что проявляется в сознательном и целеустремленном разрушении природы. Таким образом, человек перестал быть хранителем не только природы – дара Божьего, но и своей души. В то же время целостность личности достигается благодаря теплому и рациональному отношению человека к другому творению Божьему. “Древние говорили: познай себя, и познаешь мир, – а Православие говорит: исправь себя, и исправишь мир” – отметил владыка.


“Существуют понятия “личность” и “лик”, – сказал митрополит Филарет. – Каждый человек является личностью, однако не каждый имеет лик, который достигается богоугодной жизнью, достижением святости”. Сегодня же базовые основы более чем тысячелетней европейской христианской цивилизации под угрозой, ведь глобализация, которая в полной мере развернулась на этом континенте, опирается на секулярные ценности – религиозный плюрализм. Таким образом, встала аксиома – останется Европа христианской, или Старого мира не станет вообще. “Ввиду этого, христианские общества должны проявить солидарность, забыв о властных амбициях и духовно-пастырских соревнованиях, – сказал владыка. – Истинно верующие люди, которые хорошо знают свою религию, всегда найдут между собой понимание”.


“Истинно верующий человек должен быть культурным, а, следовательно, справедливым, – сказал митрополит Филарет. – Справедливость не имеет ничего общего с насилием, которое проявляется при отсутствии любви. Таким образом, теряя базовые культурные ценности, человек разрушает свой земной образ, чем создает внутренний дисбаланс, который приводит его к пропасти. Чтобы предотвратить это, необходимо поддерживать духовное равновесие в мире души и природы”.


Церковь – это организм, исключающий любые элементы насилия


Митрополит Гор Ливанских Георгий Ходр затронул не менее важную и актуальную для современности тематику – проблему соотношения между градом человеческим и градом Божьим – Церковью. “Град человеческий – это управление на основе принуждения, а Церковь – это организм, построенный на основе любви, которой и определяется в ней власть, – сказал митрополит Георгий. – Государство применяет уголовное право (тюрьмы, смертная казнь), вместо этого Церковь, руководствуясь каноническим правом, которое не имеет юридической силы, исключает любые элементы насилия”.


Во времена первых христиан святые отцы категорически откинули возможность последователей Иисуса Христа принимать участие в войнах. Апостол Павел писал, что христианин должен избегать службы в армии и участия в политических структурах. Однако со временем на Востоке Православные Церкви постепенно прониклись национализмом и начали благословлять оборонные войны. Таким образом, размылась граница между нацией и государством. После того, как христиане перестали быть меньшинством в некоторых странах, остро встала проблема их участия в войнах. “Война может быть законной, если она имеет оборонительный характер и начата после исчерпания дипломатических методов урегулирования спора, – отметил владыка Георгий. – При этом я призываю, в первую очередь, не к патриотизму, а к любви, ведь нужно защищать своих ближних – жен, детей, родителей”.


Христианские нации должны жить в мире и согласии. А если нация представлена несколькими культурами и религиями, то задание Церкви – поддерживать между ними мир. Христиане должны работать ради благополучия народа и при этом не стремиться добыть политическое или культурное преимущество. “Церковь не может быть государством в государстве. Она выполняет две основные функции – сохранение нации (ее консолидация) и опека над бедными и отверженными”, – отметил митрополит Георгий. Поэтому в Конституции Церковь не может указываться, иначе это приведет к слиянию ее с государством и таким образом возникнет так называемый церковный национализм. Это, в свою очередь, противоречит самой природе Церкви, которая всегда с Христом и в Христе.


Филиа”, “агапэ” и “эрос”


Известный во всем мире богослов профессор Христос Яннарас предложил участникам и гостям Успенских чтений глубокий анализ эволюции понятий, связанных с греческими словами “филиа”, “агапэ” и “эрос”. Все три слова близки по значению и означают понятие любви. У греков все они сначала имели почти тождественное значение. Первое изменение состоялось во времена Платона, который дал слову “эрос” новое значение – любовь как прославление человеческого бытия, существования.


С приходом христианства слова “филиа” и “агапэ” также эволюционировали, указывая на новые реалии, которые раньше были неизвестными и недоступными. После Воскресения Христова реальность Бога – это реальность отношения любви Отца, Сына и Духа. Отец проявляется в отношении к Сыну, как и Сын в отношении к Отцу. Отец через Сына добровольно воплотился в человеческую природу, а Христос добровольно отдал себя в жертву ради спасения земных людей. “Таким образом, слово “агапэ” стало означать не качество поведения, а способ существования. Это не идеология, не мораль и не религия – это глубокое изменение в способе существования”, – отметил Христос Яннарас. Таинства являются воплощением церковного способа существования, среди которых главное – Евхаристия – является нашим способом общения-сопричастия с Богом.


Начиная с пятого столетия в трудах святых отцов и церковных писателей, в частности в Ареопагитическом корпусе, для обозначения любви Божьей употребляется понятие “эрос”, а не “агапэ”. Сам Бог в собственной внутритроичной жизни определяется как “всеизобилие эроса”, по словам святого Максима Исповедника: “Любовь есть сам эрос, потому что написано, что Бог есть любовь”. Эта Божья любов-эрос проявляется как “экстаз”: большая любовь Творца “выливается” в созданный мир. По словам профессора Яннараса, именно понятие любви-эроса является наиболее точным термином, который может употребляться для обозначения Божьей любви и любви человека к своему небесному Отцу.


* * *


Конференция “Успенские чтения” продолжит роботу 25-27 сентября. Кроме отмеченных выше участников в ней принимают участие ректор Свято-Сергиевского богословского института в Париже архимандрит Иов Геча, игумен Михаил Ван Парейс из Крестовоздвиженского монастыря (Шеветонь, Бельгия), священник Владимир Зелинский (Брешия, Италия) и другие богословы и философы из Украины и заграницы. Организаторами Успенских чтений выступили Киево-Печерская Лавра, Киевская духовная академия, Национальная Академия Наук Украины, Институт философии, Национальный университет “Киево-Могилянская Академия”, Национальный заповедник “София Киевская” и научно-издательское объединение “Дух и литера”.


Виталий Разицкий, Православие в Украине

Залишити відповідь