Интервью представителя Константинопольского Патриархата митрополита Прусского Элпидофора о вопросах, связанных с возможностью предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви. Интервью опубликовано сегодня на портале Православие и мир.
Вопрос о предоставлении Вселенским Патриархатом томоса об автокефалии Единой Поместной Украинской Православной Церкви, возбужденный несколько месяцев назад властями и политиками Украины, остается в центре внимания православного мира. Об этом много говорят аналитики, эксперты, политики, церковные иерархи – как на Украине, так и в Росиии. Меньше всего слышен голос самого Константинополя, чья позиция по украинскому вопросу остается не вполне ясной. Вопреки ожиданиям и прогнозам, Синод Константинопольской Церкви на заседании 30 мая не принял томос об автокефалии Украинской Церкви. Комментарии представителей Вселенского Патриархата в СМИ носят обтекаемый характер.
Чтобы прояснить позицию Константинополя греческий журналист Афанасий Авгеринос взял интервью у одного из самых авторитетных иерархов Вселенского Патриархата – митрополита Прусского Элпидофора. Мы публикуем перевод интервью – в надежде, что это поможет разобраться в крайне сложной и больной теме украинской автокефалии, а также вызовет дискуссию. “Правмир” готов стать площадкой для такой дискуссии. Надеемся, что дискуссия будет содержательной и конструктивной. Пожалуйста, присылайте ваши отзывы и суждения.
Митрополит Прусский Элпидофор считается одним из влиятельнейших иерархов Константинопольского патриархата и одним из наиболее ревностных защитников его традиций, хотя практически никогда не выступавшим в российских СМИ. Очевидно, такого рода контакты осложняются тем обстоятельством, что видный архиерей не скрывает своей безоговорочной поддержки предоставлению автокефалии Украинской церкви, считая наиболее вероятным развитием ситуации в ближайшем будущем провозглашение ее автокефалии Вселенским патриархатом.
Наша встреча с митрополитом Прусским состоялась в Салониках на недавней международной богословской конференции, посвященной в том числе еще одному вопросу, осложнившему отношения между Фанаром и Москвой, а именно проведению Критского собора около двух лет назад. Какими бы непреклонными ни казались позиции митрополита Элпидофора, сама по себе редкая возможность беседы с ним специально для «Православия и мира» имеет свое значение в наше время, когда на кону стоит вопрос единства мирового православия.
«Вселенский патриархат убежден в том, что, чем больше существует сложностей, тем острее мы испытываем необходимость в проведении соборов и встреч и поддержании диалога, чтобы мы могли, сподобившись сошествия Духа Святого и помощи Господа нашего Иисуса Христа, преодолеть эти трудности», – говорит наш собеседник, расценив как «проявление богословской и экклисиологической неполноты отсутствие РПЦ на Святом и Великом Соборе Православной Церкви». Охарактеризовав Церкви, принявшие в конечном итоге решение о неучастии в cоборе, как «сателлитов Москвы», за исключением разве что Антиохийской кафедры, владыка утверждает, что они просто подводили аргументацию «под заранее принятое Ρусской Церковью решение взять курс на разобщение». «Общепризнанно, что неучастие Москвы и других Церквей не было вызвано их теологическими, экклисиологическими или каноническими убеждениями», – подчеркнул в этой связи иерарх.
В то же время митрополит Элпидофор полагает, что «скрепы еще не разрушены, каналы общения еще не перекрыты, но просто РПЦ должна приложить побольше усилий к тому, чтобы вновь завоевать доверие не только Константинопольского Патриархата, но и десяти Православных Церквей, которые задела закулисная деятельность с ее стороны, приведшая к неучастию и других Церквей». «Это Церковь с многочисленной паствой, с которой Вселенский Патриархат в трудные времена делил все тяготы пути Православных народов, так что закулисные действия не могут служить для нее примером зрелого поведения», – подчеркнул его Высокопреосвященство.
Отвечая на наш вопрос о созванном наконец в июне 2016 года, несмотря на все разногласия, соборе, который производил впечатление мероприятия, проводимого под высоким патронажем американского Госдепа, митрополит Элпидофор назвал эти оценки «малохудожественным вымыслом» и пояснил, что «Вселенский патриархат, неся на себе бремя ответственности по проведению собора, привлек к организации американских греков, имеющих соответствующий опыт, в том числе орден архонтов Патриархата, состоящий исключительно из церковных деятелей, служащих в Американской Архиепископии и не имеющих никакого другого отношения к государственной службе, американской или какой бы то ни было другой».
Что касается автокефалии Украинской Церкви, митрополит Элпидофор высказался категорично, на уровне несогласия даже с прежними компромиссными позициями Фанара, предполагавшими в том числе согласие остальных Православных Церквей: «Предоставление автокефалии поместной Церкви вот уже почти 1350 лет подлежит исключительной юрисдикции и компетенции Вселенского Патриарха и Священного Синода Константинопольской Церкви.
Однако, Вселенский Патриархат, несмотря на свое право самостоятельно наделять автокефалией, не игнорирует остальные поместные Церкви, как это засвидетельствовано самой историей Церкви до сего дня. В случае с Украиной это возложено на специальную делегацию, наносящую визиты и проводящую встречи с Предстоятелями Православных Церквей в целях распространения объективной картины состояния вопроса и, разумеется, в целях развенчания распространяемой дезинформации и вводящих в заблуждение сведений».
«Критерием и целью для Материнской Церкви в данном случае служит не автокефалия сама по себе, поскольку таковая не является самоцелью», – подчеркнул иерарх и заключил: «Однако, ей отдается предпочтение с церковной точки зрения, как наилучшему и наиболее каноническому решению в данный момент, потому что только это сможет послужить единению православного народа Украины, который, как известно, полностью разобщен».
На вопрос, в чем же состоит эта «распространяемая дезинформация», был дан следующий ответ: «То же самое мы слышали и десять лет назад, в 2008 году, когда готовили официальный визит Вселенского Патриарха Варфоломея на Украину при президенте Ющенко и митрополите Киевском Владимире (Сабодане). Тогда Русская Церковь развернула точно такую же информационную кампанию среди всех остальных Церквей, угрожая расколом, Армагеддоном, концом света, утверждая, что Патриарх едет на Украину, неся раскол и т. д. и т. п. Однако, ничего из этого не произошло, так что и в настоящий момент у меня не вызывают беспокойства вся эта риторика со стороны Московского Патриархата».
В ответ на указание на то, что Украина погружена в гражданскую войну, в которой правительство подвергает артобстрелам целые области, а у самого президента, который и подал прошение об автокефалии, руки обагрены кровью своих сограждан, владыка ответил, что как архиерей и как человек церкви не поддастся искушению комментировать политические расклады и политических деятелей. «Это выходит за рамки моей компетенции и моей должности», – заявил иерарх и пояснил, что «решение церковного вопроса не усугубит и без того наихудшее положение, которое, как вы и описали, существует в данный момент на Украине, но, напротив, полагаю, что оно может способствовать умиротворению, единению и успокоению страстей вокруг религии».
При этом владыка подчеркнул, что прошение о предоставлении автокефалии, поданное президентом государства не является его личной просьбой: «Мы искажаем всю суть, рассматривая этот вопрос с такой точки зрения. Президент Украины принес в Фанар прошение украинского народа после одобрения его парламентом подавляющим большинством голосов. Следовательно, автокефалия не представляет собой предмет желаний лично президента страны, и Вселенский Патриарх в данный момент призван вопрос, который касается не только лидера этой страны».
Нельзя было не спросить Его Высокопреосвященство о том, что же это за упомянутые им «церковные власти», которые обратились с просьбой об автокефалии, в то время как ни одна признанная и каноническая Церковь на Украине не выдвигает таких требований, так что по нашему мнению его позиция вполне может вызвать различные формы противодействия.
«Если кто-либо антиканоничен, это не означает, что он не существует», – ответил митрополит Прусский и разъяснил: «Тот факт, что он объявляется раскольником, не отнимает у него права просить о своей реабилитации и об урегулировании своего ущербного положения у своей Церкви, а сочтя, что именно его Церковь ставит его в несправедливое положение, обратиться ко Вселенскому Патриарху, направив ему церковную апелляцию, так называемое “экклито”. Именно потому, что на Украине существуют раскольники и неканоничные, которые пытались обратиться к своей церковной юрисдикции и оказались отвергнуты, они могут, по нашему мнению, вполне правомерно обратиться во Вселенский Патриархат для рассмотрения вопроса и пересмотра их положения с вынесением не подлежащего обжалованию решения.
На данный момент, разумеется, Патриархат не приступал к рассмотрению апелляции, поданной кем-либо с Украины. Вероятно, в будущем Патриархат перейдет к рассмотрению дел по таким уже поданным апелляциям. Однако, что касается прошения об автокефалии, поданного канонической Церковью, я полагаю, что не следует делать акцент именно на этом соображении. Я бы предпочел поставить вопрос в другой плоскости: может ли сегодня каноническая Церковь на Украине подать прошение об автокефалии, даже если захочет? Всем нам известно, каким образом обстоят дела в Московской Патриархии. Кто дерзнул бы на такой шаг, оказался бы извергнут из Церкви по самой упрощенной процедуре».
Наряду с ведением полемики на острие дискуссии об отношениях Константинопольского Патриархата и об автокефалии, митрополит Элпидофор остается одним из наиболее деятельных иерархов на турецкой территории и в чисто мусульманской среде. Во всяком случае, он даже характеризует возрождение христианства в Турции как «громадный исторический успех и как дерзновение Константинопольского Патриарха Варфоломея». «Он стал первым Патриархом после Малоазийской катастрофы 1922 года, дерзнувшим вновь открыться – если мне позволено так выразиться – Востоку, Малой Азии и тем землям, что заключают в себе колыбель христианства – города, где учил апостол Павел во время своих путешествий, и где пастырствовали великие Отцы Церкви, такие как Григорий Богослов, Василий Великий, Свт. Николай Мирликийский и другие».
Владыка не преминул признать, что «в правление господина Эрдогана меньшинства переживают свои лучшие времена в Турции». По его словам, их положение во многом улучшилось и представители меньшинств впервые стали считаться и восприниматься как полноправные граждане. «Религиозным лидерам и нашему Патриарху оказывается уважение властями Турции, которые не проявляют по отношению к ним ни подозрительности, ни враждебности, ни злопыхательства, но, напротив, окружают их почетом и предупредительностью, что, не скрою, льстит нам и вызывает у нас чувство радости и удовлетворения.
Еще одним фактором, способствующим возрождению христианства на турецкой территории, является, конечно, присутствие православных славянского происхождения, которые заключают смешанные браки, живут и работают в Турции, подпитывая своим участием оскудевшую было жизнь приходов и митрополий, среди которых и Прусская митрополия, насчитывающая около 1000 семей. Для богослужебных целей на пожертвования, сбор которых я организовал за рубежом, в Греции и в других странах, были выкуплены два византийских храма в окрестностях Пруссы. Один из них представляет собой Архангельский собор в районе Сиги («Тишина») IX века, а другой – храм Богородицы Всецарицы XIV века в Триглии», – рассказал владыка.
Митрополит Элпидофор также заведует и знаменитой Богословской школой на острове Халки в Мраморном море, остающейся закрытой по решению турецкого правительства с 1971 года, несмотря на постоянные воззвания и протесты, направленные на возобновление ее работы, что восстановило бы православных верующих в их правах, предусмотренных Лозаннской конвенцией.
«Поскольку Богословская школа, существующая около 170 лет, расположена в монастыре с более чем тысячелетней историей, мы, в ожидании этого благостного события, решили возродить духовную жизнь обители. Подключилась наша молодежь, набралась братия, монастырь заполнился насельниками, а наша Церковь получила дюжину новых клириков», – поведал митрополит Прусский.
«На данный момент для меня имеет большое значение мозаика храма Богословской школы Халки, над которой работает Иван Мастеропулос, выдающийся мастер греческого происхождения, родившийся в Москве и являющийся на данный момент ведущим специалистом в мире в области византийской мозаики», – сообщил митрополит, добавив, что «есть и некоторые итальянские мастера, которым, однако далеко до Мастеропулоса и по уровню мастерства, и по качеству работы». По словам владыки, ему пришлось провести целые исследование, чтобы прийти к конечному результату.
«Прежде чем сделать окончательный выбор в пользу Мастеропулоса, я попросил его сделать на пробу апсиду жертвенника. Когда Патриарх Варфоломей увидел ее, он просто онемел, долго разглядывая ее и восторгаясь. Это действительно что-то несравненное, так что мы запустили процесс. Есть один благодетель, но стоимость очень велика, потому что прежде всего там нужно украсить весь храм», – поделился своими впечатлениями наш рассказчик, не скрывая блеск в глазах от предвкушения приятной перспективы.
Следующей целью, по его словам, является библиотека Богословской школы. «Это одна из значительнейших православных библиотек в целом, поскольку прежние преподаватели Богословской школы на о. Халки учились в Санкт-Петербурге, были русскоговорящими, и их собственные библиотеки, по большей части русскоязычные, хранятся сейчас в целости на острове Халки. У нас в руках огромное богатство, мы уже приступили к оцифровке книг, которые мы обрабатываем одну за другой. На первом этапе мы составляем электронный каталог, а на конечной стадии выполняем реставрационные и консервационные работы, направленные на обеспечение сохранности изданий в будущем. Это отдельная огромная работа, бюджет превышает миллион евро, которые мы ожидаем от наших жертвователей», – рассказал митрополит, добавив, что работы ведутся при участии Церковной Академии г. Фессалоники и Мюнхенской Библиотеки.
Ловлю себя на том, что и мне, и, видимо, моему собеседнику было бы куда приятнее с самого начала обсуждать такие вот великие дела созидания и веры. Вероятно, наши мысли совпали и он произнес: «Мне не кажется нерешаемой эта проблема, которая возникла и на данной стадии проявляет себя. Думаю, что вполне можно навести мосты и снова начать сближение. Это может произойти, достаточно только пересмотреть критерии, на основе которых мы действуем и принимаем решения, точнее вернуться к чисто церковным и богословским критериям, на основании которых мы строим наши отношения и делаем свой выбор. При наличии трезвости и дистанцированности от любого мирского и государственного вмешательства или рекомендаций, которые мы, вероятно, получаем от других центров принятия решений, не являющихся церковными, но стремящихся сыграть свою роль в игре и превращающих Церковь и церковные структуры в средства для достижения тех или иных целей, у нас будет мир между Церквями. Но если мы будем оставаться в зависимости от вышеупомянутых центров власти, то Церкви обречены на столкновения постольку, поскольку сталкиваются между собой интересы государств».
Дай-то Бог, чтобы эти благие пожелания звучали не только в упрек, но и как призыв к совместным действиям всех сторон. Аминь.