Станут ли новости об убийствах священников в России привычными, зависит не только от состояния общества, но и от церкви, которая должна научиться называть грех своим именем.
Во вторник вечером по “Живому журналу” пронесся слух: в России убит еще один священник. Через час информация подтвердилась: новость об убийстве стали публиковать информационные агентства. Протоиерея Александра Филиппова, настоятеля Вознесенской церкви села Сатино-Русское Подольского района, застрелили после того, как священник сделал замечание людям, справлявшим нужду в подъезде жилого дома.
Оказалось, что священник был не в рясе, а значит, нападавшие могли не знать, что перед ними батюшка. Но меняет ли это дело существенно? Да, если бы на месте отца Александра оказался простой мирянин, новость об убийстве прошла бы в новостных лентой почти незамеченной и уж точно не попала бы на страницы православных изданий. Смерть священника заметнее, чем смерть многих других, но только вот перед Богом жизнь каждого человека одинаково ценна.
Если недавнее убийство отца Даниила Сысоева можно объяснять идеологическими причинами, то нынешняя подмосковная трагедия вскрыла настоящую язву общества. Оказывается, некоторые из живущих рядом могут вот так запросто вытащить пистолет и пристрелить за замечание не гадить, а быть людьми. И это происходит в стране, где не утихает риторика о “православном государстве”.
А вот еще случай, не попавший в новостные ленты. Осенью этого года достаточно известный настоятель одного из киевских храмов, монах, бывший в Москве по служебным делам, подвергся нападению в подъезде жилого дома в центре российской столицы. Нападавшие били со знанием дела: удар по шее “отключил” батюшку, не причинив серьезных увечий. Причиной нападения стало банальное ограбление: телефон самой простой модели и пара тысяч рублей – всё, что удалось найти. При этом игумен был в монашеской одежде, что не остановило нападавших.
Кто-то однажды сказал, что прежде чем стать христианином, надо стать человеком. Это справедливо не только для каждого отдельно взятого индивидуума, но и для общества в целом. Пора осознать: пост-советский мир и близко не стоит с идеалами “Святой Руси”. Вот несколько иллюстраций. Сегодня Россия лидирует в мире по количеству брошенных детей. Главная причина оставления детей – алкоголизм. Средний уровень потребления чистого алкоголя в России на начало 2009 года – 18 литров на человека в год (по данным Минздравсоцразвития), при том что эксперты Всемирной ассоциации здравоохранения признают относительно безопасным уровень 8 литров. Народ фактически уничтожает себя на глазах. Примечателен и тот факт, что Россия занимает первое место по числу абортов среди всех своих соседей: количество рожденных детей примерно равно количеству абортов, в то время как в среднем по СНГ показатель абортов в два раза ниже количества родов. Неудивительно, что в таком обществе ценность человеческой жизни стремится к нулю.
Но, с другой стороны, около 70% населения России считают себя “православными”. Социологов давно не поражает тот факт, что треть так называемых “православных” вовсе не верит в существование Бога, половина никогда не читали Священное Писание, а 68% “православных” никогда не причащались. Не будет удивительным, если окажется, что и убийцы отца Александра считают себя “православными”. Как считали себя вполне “благонадежными” верующими и те, кто две тысячи лет назад в Иерусалиме кричали: “Распни, распни Его!”
Но есть сила, способная изменить общество, – сила Христова. Совершаемая в немощи, проповедуемая Церковью, которая призвана быть благовестницей этой преображающей силы. И если, с одной стороны, задача Церкви – проповедовать Царство Божие, то, с обратной, она призвана и обличать грех. Очень важно: назвать грех грехом. Это сделал отец Александр Филиппов – и ценой обличения стала жизнь. Это же совершал в свое время и святитель Филипп Московский – и тоже поплатился. Еще не утихло обсуждение фильма Павла Лунгина, а уже сама жизнь предоставила параллели к этой картине.
В обществе, где грех узаконен, Церковь должна свидетельствовать о правде Божией. Иначе может оказаться, что грех однажды станет нормой и внутри видимой церковной ограды. А свидетелем против греха вовсе не обязательно должен быть священник или лицо духовное: Церковь Божия – это все мы, собранные под Главою Христом. А значит, оздоровление общества и искоренение греха надо начинать с себя. И лучшая “прививка” против того, чтобы убийства священников вошли в “норму”, – деятельная христианская жизнь в повседневности. Когда наберется “критическая масса” таких деятельных христиан – наступят перемены и в обществе.
Специально для портала “Православие и мир“
"Святая Русь…Это сакральная теория, поддержанная сонмом святых, официальная наша доктрина"
Интересно. О.Георгий Коваленко отрицает, что это официальная доктрина РПЦ. Вот вам и двоедушие, двуличие, двоесловие. Говорим 10, а 22 в уме.
Жду богословского обоснования вашей сакральной теории.
"Вы не принадлежите к нашей Церкви, если не де-юре, то де-факто. Так что вам до нее?"
Это все Ваши контраргументы? Уважаемый Прокруст, пусть Бог судит о том, какой церкви я принадлежу. Не Ваше право отделять пшеницу от плевел.
Я сужу по своей совести (пусть и ущербной и несовершенной). И моя совесть отвергает всякие иллюзии из серии "Святая Русь".
"именно из-за этой ценностной ориентации нашей истории…"
Если ценностная ориаентация не совпадает с образом жизни, то в Писании такие люди называются гробами окрашенными. Или просто лицемерами. И пока мы будем талдычить, что хоть мы все и грешники, а Русь – святая, – будем и дальше катиться в пропасть. С цыганами, медведями и бубенцами. Вообще, нашли самодостаточную евангельскую категорию – Русь…Еще скажите – "Русь-соспасительница". Икону св.Руси напишите.
"Если вам все это не нравится – вон из нашей Церкви"
Уважаемый хозяин Церкви, у вас там скоро вообще никого не останется – с такими миссионерскими способностями. Все уйдут к харизматикам.
"Святой преподобный Лаврентий Черниговский: «Россия, Украина, Беларусь -это и есть святая Русь».
И где ж он это говорил?
Наши политические православные даже трагические смерти священников используют для своих политических нападок на Русь, на ее святых, на Патриарха. Если вам все это не нравится – вон из нашей Церкви, с вашей политикой. Когда убивают людей, тем более священников, надо о них молится, а не выдвигать ксенофобские идеи, не имеющие ничего общего со Христом!
Святой преподобный Лаврентий Черниговский: «Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь».
Патриарх Кирилл: Многочисленные святые ― иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины ― учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды. То есть речь идет о формировании глубинных, базисных духовных ценностей, которые стали реальностью в исторической жизни нашего народа. Несмотря на различные перипетии эти ценности были неизменными ориентирами для национальной жизни на все времена, поэтому народ наш и стал называться народом-богоносцем. Не потому, что весь народ был святым ― грешников у нас было не меньше, чем в других странах, ― а именно из-за этой ценностной ориентации нашей истории. Именно потому и земля наша стала называться Святой Русью.
"Русь есть и будет Святой, невзирая на падшесть очень многих ее насельников".
Глупость несусветная. Откуда у земли святость, как не от людей? Самосвятость земли – язычество чистейшее. Ну, а называть народы Европы дегенеративными, не видя собственной перверсии (укорененной причем)- это уже за гранью добра и зла. Христианство тут и не стояло.
От таких взглядов на самое себя – и все беды РПЦ. Впрочем, можно все беды как раз назвать достижениями – и все будет в собственных глазах прекрасно.
А то, что священников убивают прямо на улицах Игорь считает нормальным явлением, да? Это не дегенераты, значит.
Опять нелепая полемика о. Андрея с Патриархом. Русь есть и будет Святой, невзирая на падшесть очень многих ее насельников. Как верно отмечают даже враги Руси, например, Хантингтон, ненавистник Церкви, именно Россия была и будет оплотом Православия. Под влиянием безбожной революции, идеология и финасирование которой пришли с Запада, прошло одичание части населения. Все же русский народ не опустился до уровня дегенеративных народов Европы, где священников, обличающих греховность педерастов сажают в тюрьму и легализуют самоубийства и убийства пациентов, а также наркотики, а детей растлевают в школах в принудительном порядке.
http://sovest.dnepro.org/2009/811.html#more-811
http://agafon-bel.livejournal.com/185477.html
—
Что уж точно нелепо – так это комментарии Игоря Друзя. Везде ему мерещатся привидения “полемики с Патриархом”.
А еще, очень бы хотелось, чтоб священство перестало быть профессией…
Считаю поднятую о.Андреем тему архиважной. И постановка проблемы, на мой взгляд, верна. Если Церковь (точнее, ее иерархи) не хочет адекватно оценивать духовный уровень своей паствы и общества в целом, а пребывает в каких-то иллюзиях, что русские православны от рождения, а значит, духовны автоматически, она не может верно определить свою миссию в этом обществе. И начинает строить всякие Русские миры. А профессия священника в таком "генетически православном" обществе по опасности начинает приравниваться к работе инкассаторов. Потому что когда обесцениваются даже святыни – о чем великом вообще можно говорить?
Церковь должна обличать грех. Понятно, что такое обличение может привести к недовольству обличаемых. А чем больше упадок общества, тем громче и агрессивнее бывает недовольство обличаемых. А если среди обличаемых есть спонсоры? Замкнутый круг. Почему же РПЦ, ничего не желая замечать вокруг, продолжает загонять себя в тупик, а своих священников по сути вынуждать становиться камикадзе?
Спаси нас всех, Господи…
Ценность человека определяется величиной его подоходного налога.
Аминь.