Практика причащения два-три раза в год никоим образом не может считаться нормой

Продолжая тему частоты причащения, публикуем точку зрения священника Лучиана Фаркашиу – преподавателя кафедры литургического и пастырского богословия на православном богословском факультете в Араде, Румыния.

lucian_farcasciou

Очень часто мы обходим вниманием то, что Божественная литургия совершается ради причащения верующих. Вместе с тем, крайне мало тех, кто причащается Святых Таин Христовых. Остальные, как правило, ссылаются на то, что не чувствуют себя достойными приступить к Чаше. Тем не менее, в Священном Писании приводится очень твердое в этом отношении свидетельство о жизни первых христиан: “И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деян 2:42).

Св. Иоанн Кассиан пишет о том, что “правильнее было бы, если бы мы со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не может достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый воскресный день принимали их для врачевания наших недугов, нежели… верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их”. Об этом рассуждает и свт. Кирилл Александрийский: “Пусть знают те крещеные, которые не радят ходить в церковь причащаться и на многое время отлучаются от приобщения, что предлогом они выставляют благоговение искусственное и вредное. Это превращается в ловушку и соблазн, хотя и мнится этот отказ от причастия плодом благоговения”. Еще более наглядным примером в этом отношении может послужить молитва, которую священник тихо произносит перед возношением св. хлеба: “…и благоволи сильной Твоей рукою преподать нам часть от непорочного тела Твоего и драгоценной крови, и через нас – всему народу Твоему” (Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста). Таким образом, момент причащения касается всех, кто находится в храме на Божественной литургии.

Современная практика многих христиан причащаться два-три раза в год никоим образом не может считаться нормой, так как никакой обычай не может быть поставлен выше канонов и уставов Церкви. Реальными причинами воздержания от частого причащения, скрываемыми за псевдоблагоговением перед Телом и Кровью Христовыми, чаще всего являются наша духовная лень, безразличие и даже пренебрежение Святыми Тайнами.

Нам необходимо обрести понимание того, что мы не можем жить без причастия. Мы призваны желать всем сердцем и готовиться к причащению посредством частой исповеди и соблюдением постов, установленных Церковью. Если же мы не причастились на Божественной литургии, то нам следует все время помнить, что тем самым мы отказали Христу, так как не приготовились к тому, чтобы Его принять, и предпочли еду, отдых, удовольствия мира сего, работу или что-либо другое.

Частое причащение ни в коем случае не означает привычку и обесценивание этого таинства. Напротив, чем чаще мы причащаемся, тем больше будет возрастать наше стремление приблизиться к Христу.

Единственной обоснованной причиной, по которой мы не можем приступить к Чаше, является отлучение от причастия за серьезные грехи. И отлучить от причастия по причине тяжких грехов может только духовник, но ни в коей мере не сам верующий по собственной инициативе, из псевдоблагочестия.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

 

Залишити відповідь