Причащение – не индивидуальный акт, но общинное действие

Причащение является венцом и конечной целью Божественной литургии и, соответственно, нашего участия в богослужении. Только через причащение это участие может быть полноценным.

Ene_Branişte

Мы подчеркиваем эту вещь именно потому, что на практике и в современном менталитете это понимание почти полностью утрачено. В наши дни, когда повсеместно на литургии причащаются только священнослужители, причащение верующих представляет собой уже не постоянную, но случайную и, следовательно, второстепенную цель литургии. Однако у своих истоков литургия была немыслима без причащения верующих – разумеется, тех, кто достойно готовился. Таким образом, таинство было органически и неотделимо связано с жертвой. Следовательно, причащение верующих составляло неотъемлемую и существенную часть чинопоследования Божественной литургии.

На это указывает сама структура литургии, в текстах которой черным по белому написано о причащении верующих. Так, достаточно вспомнить, во-первых, возглас при возношении св. хлеба “Святыня – святым!”, затем формулу приглашения к причастию “Со страхом Божьим, и верою, и любовью приступите!” или благодарственную ектенью после причастия “Станем благоговейно! Причастившись божественным, святым, непорочным, бессмертным, небесным и животворящим, страшным Христовым таинствам, достойно возблагодарим Господа!”

В тайной молитве перед причащением священник также молится о том, чтобы Бог соблаговолил преподать священнослужителям “часть от непорочного Тела Твоего и драгоценной Крови, и через нас – всему народу Твоему”, и т.д.

В чем тогда смысл и целесообразность этих литургических текстов, как не в причащении всех членов Церкви, достойно подготовившихся к принятию Святых Таин?

Таким образом, конечную цель и высшую степень участия в богослужении можно считать полностью достигнутыми только тогда, когда священник сумел собрать всю свою паству у престола и причастить их на праздничной литургии. Отсюда главная обязанность священника состоит в том, чтобы он делать все возможное для возрождения всеобщего и регулярного (как можно более частого) причащения своих пасомых. По всей видимости, именно по этой обоснованной причине Священный Синод предусмотрел в новом Уставе Румынской Православной Церкви (статья 42) в числе основных обязанностей всех членов любого прихода, в дополнение к посещению храма и участию в богослужениях, причащение Святых Таин. В предписаниях из Служебника, помимо прочих обязанностей священника, также говорится о том, что ему следует призывать своих пасомых причащаться как можно чаще.

Для восстановления подлинного смысла акта причащения необходимо пресечь обычай, которая все больше закрепляется из-за немощи или отсутствия понимания, в чем виноваты многие священники. Речь идет о том, чтобы больше не преподавать причастие как индивидуальный акт, изолированный от литургии, который можно совершать в любое время или, скажем, после богослужения, как это делают некоторые священники, например, на Пасху, под предлогом соблюдения порядка и дисциплины в храме. Причастие должно быть преподано только в его нормальных и естественных рамках, т. е. в том месте, где оно всегда было предусмотрено в чинопоследовании литургии – когда звучит призыв: “Со страхом Божьим, и верою, и любовью приступите!”

Тогда причащение будет переживаться в его истинном смысле – как общинное действие, плечом к плечу с нашими ближними, в союзе и единомыслии с ними. Литургия – это место встречи Спасителя с каждым из нас через причащение, а это возможно не иначе, как тогда, когда все собраны в храме на евхаристическую трапезу (…).

Вот почему духовное объединение всех христиан в единый живой организм, с единым сердцем и едиными мыслями, невозможно сегодня без возрождения всеобщего и частого причащения, которое существовало в прежние времена. К этому, в конечном счете, сводится высшая цель нашей пастырской деятельности. Эта цель, как правило, сформулирована очень точно, но не все ее правильно понимают. Эта цель состоит в воцерковлении мира. Ее суть заключается не только в том, чтобы нам приводить людей в церковь, но и в том, чтобы прививать каждому верующему сознание члена Церкви, помогать каждому глубоко переживать чувство причастности своим братьям по вере, добровольно, сознательно и действенно интегрироваться в свою общину или приход.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Залишити відповідь