Для тех, кто хочет верить разумно

Жизнь в Церкви

О церковных скандалах


Предлагаем вниманию читателей перевод отрывка из книги греческого митрополита Флоринского Августина (Кантитотиса) «Следуй за Мною», в котором иерарх Элладской Церкви обращает внимание на образ жизни епископов и церковные скандалы, которые становятся препятствием для миссии и прихода в церковь молодых людей.

…Одной из причин, почему молодых людей сегодня не привлекает миссионерская работа, является печальное состояние Церкви. Надо быть слепым, чтобы не видеть этого. Стоит ли упоминать все то, что Christianitke Spitha и другие церковные издания писали за прошедшее десятилетие? Как нашу молодежь может привлечь служение Церкви, если они видят – к сожалению, честные отцы, у них есть глаза, и они не могут не видеть — умных и порочных людей, которые не особо служат Церкви или общине, но наихудшими средствами, попадая в среду верных, взбираются на самый верх, расталкивая верных и талантливых? Или когда они видят, что такие люди, беря руль церковного управления в свои руки в нашей демократический родине, пользуются почти абсолютной властью и обращаются с христианами как с неразумными животными?

Или когда они видят, что к верным – мужчинам и женщинам – относятся неблагосклонно, при этом льстивые и мыслящие о мирском родственники окружают епископа и составляют штат митрополии? Или когда они видят, как поездка митрополита приносит «золотой урожай»? Или когда они видят, что церковные чины, родом из беднейших семей, ездят на сверкающих лимузинах, которым завидуют даже государственные деятели и генералы?

Или когда они видят, что роскошь царит в некоторых митрополичьих дворцах, куда приглашают магнатов, которые дивятся жизни церковных правителей? Или когда они видят в центре Афин апартаменты, которые являются собственностью епископов и их родственников?

Или когда они слышат, что сестры или племянники получают щедрые дары из епископских сокровищниц?… Или когда они слышат, что митрополиты с неудовольствием находятся в маленьких или бедных митрополиях, но, узнав страсть зависти или жадности, не оставляют камня на камне в своем стремлении быть переведенными во дворцы и на более богатые кафедры, не боясь Бога и не стыдясь людей? Или когда они видят, что проповедников Евангелия, верных, изживают за осуждение неканонических практик церковных лидеров? Или когда они видят, что никакая война или битва не ведется против сильных мира сего, которые оскорбляют мирян нехристианским словом или делом? Или когда они слышат о скандалах нравственного характера, которые вспыхивают в кабинетах архиепископов, и распространяются по всему региону, без того, чтобы официальная Церковь обеспокоилась или встревожилась на этот счет? Или когда они слышат о том, что умирающие епископы оставляют ненормальное количество денег в своих завещаниях своим кровным родственникам, или другим близким людям, а наследники, как черные дрозды, собираются вокруг этих несчастных завещаний, ссорясь и обращаясь в гражданские суды, чтобы те уладили их споры? Моя дорогая Церковь, как я могу описать все те страдания, которые претерпело мистическое Тело Христово от рук злых пастырей, которые вошли в твое стадо не вратами, но другим путем?

Поэтому, когда глазами и ушами наша молодежь воспринимает царящий беспорядок и упадок внутри Церкви, как их могут привлекать миссионерские идеалы, как они могут принимать решение о полностью бескорыстном служении Церкви? Сегодня нет образованных молодых людей с возвышенными интересами в жизни, потому что нет образцов, нет героических примеров среди наших священников. Молодежь привлекают герои, она почитает героев, на каком бы жизненном пути они не встречались бы. Своим примером героический генерал вдохновляет офицеров и солдат и ведет их к победе, славе и чести. С другой стороны, трусливый генерал может разочаровать даже наихрабрейших и создать упадочное настроение, ведущее к позорному поражению. Лев может привести оленей к победе, но олень, командующий львами, приведет к поражению. Поэтому когда христианские ордены лишены лидеров, которые адекватны задаче святой миссии, они не могут совершить ничего высокого либо великого. Миссия будет прозябать…

Как свидетельствует церковная история, за праведными епископами и священниками следуют молодые люди, имеющие праведные желания и стремящиеся к миссионерской работе, а плохие епископы не привлекают такую молодежь.

Несчастные люди собираются вокруг посоха епископской власти дурных пастырей, готовясь заполучить богатые приходы. Их цель – епископские кафедры, которых они могут добиться тщеславием и жадностью, они точные копии епископов, стоящих над ними. Уничтожая честных служителей Евангелия, они наделяют своих фаворитов крестами и монашескими одеждами, называют их миссионерами, в их руки вверяют проповедь и катехизацию. Волки, пасущие мирян! Неудивительно, что в Греции произошел кризис проповеди, религиозного образования и вероисповедания! «Этим Он укорял начальников иудейских за то, что они, будучи пастырями, показывали в себе свойства волков, потому что не только не исправляли народа, но и препятствовали ему быть лучшим», — говорил Иоанн Златоуст (Беседа 32 на Евангелие от Матфея).

Поэтому очищение митрополичьих залов от порочных элементов — торговцев благодатью и христопродавцев в одеждах апостольских пастырей — является и должно быть самой важной обязанностью каждого честного церковного работника, каждого верующего, который, согласно Григорию Богослову, является последователем и подражателем Христу, наставляющим целое поколение, от яслей до Голгофы. Он также призван брать треххвостый бич и изгонять менял из храма. Каждый должен понимать это. Без очищения Церкви, без чистого, очищающего веяния Духа Святого не будет серьезной причины для миссии, здесь или заграницей. Несерьезно думать, что с помощью технических средств, указов и правил мы сможем построить духовную жизнь и превратить каждую епископию в Сионскую горницу, из которой выходят пламенные мужи для духовного просвещения мира…

Конечная причина, по которой почти все миссионерские центры не пополняются притоком новой паствы, точно такая же, как описал св. Иоанн Златоуст в свое время (из всех Отцов он питал наибольшую страсть к миссии). Причина такова: есть верные – юноши и девушки, которые могли бы многое дать миссионерскому движению; однако, эти люди (которые тем более ценны, потому что их мало) не остаются в мире и не сражаются под знаком креста ради помощи своим духовным отцам и учителям, которых они видят жалующимися на отсутствие помощи, – и уходят. Куда они идут? В пустыню или горы, чтоб вести монашескую жизнь. Их привлекает сияние Фаворского света. Давайте позволим Златоусту (который сам жаловался на подобную оставленность) говорить с этими верными, которые могли бы остаться и помогать в миссионерской работе, и спасать души, но оставляют своих духовных отцов и учителей вести нелегкую борьбу в этом поколении в одиночку.

Апостол Павел с этой целью шел из Иерусалима в Иллирию, другой апостол путешествовал в Индию, еще один — в земли темнокожих, однако мы не можем решиться выйти за границы нашей родины, но ищем роскоши, уютных домов и тому подобного изобилия. Кто из нас когда-либо испытывал голод по слову Божьему? Кто из нас когда-либо предпринимал утомительное путешествие ради Евангелия? Кто из нас находится в диких местах? Кто отправился в дальнюю страну? Кто из наших учителей когда-либо работал для помощи другим, испытывающим голод или нужду? Кто умирает ежедневной смертью?.. И если даже найдется кто-то, ведущий хотя бы подобие апостольской жизни или имеющий подобие апостольского поведения, он покидает города, рынки, оставляет дружбу с миром и свой долг работать ради спасения других, чтобы наладить их жизнь наставлением в Евангелии, и уходит в горы. И если кто-то задаст вопрос об уходе, он начнет извиняться. Но его извинения непростительны. Ведь что он говорит? «Чтобы и я так же не пал, чтоб я не был увлечен волной зла, чтобы моя духовность и добродетель не уменьшились, я посему покидаю мир и бегу в горы». Однако не будет ли лучше потерять немного духовности, чтобы другие смогли что-то приобрести, вместо того, чтобы бежать и наблюдать, как твои братья сбиваются с пути? Итак, когда некоторые безразличны к добродетели, а другие, имеющие рвение и озабоченные добродетелью, бегут подальше от толпы, подальше от священных войн, которые ведутся в мире, я спрошу вас, как мы победим врагов веры и добродетели?

Поистине это золотые слова, имеющие большое значение, поскольку исходят от вселенского отца Церкви, который, как немногие другие, любил монашескую жизнь!* О избранные молодые люди, истинная проповедь Евангелия вознесла вас из пучин греха в духовную жизнь, и любящие отцы и учителя годами готовили вас для миссионерской работы. У них было множество золотых надежд на вас, но сейчас вы уходите в горы. Вы уходите с пустыми отговорками. Вы уходите в тяжелые дни, когда антихрист свирепствует в мире, души губятся каждый день, а ваши отцы и учителя отстаивают святое и священное.

Вы оставляете их одних. Идите же на гору Фавор и возрадуйтесь в духе. Но когда мы спросим вас, чиста ли ваша совесть, прежде чем ответить, поразмыслите второй и третий раз над золотыми словами Златоуста. Они были написаны для вас.**

Примечания

* В Беседе 6 на Послание к Эфесянам св. Иоанн Златоуст подчеркивает, что единственной причиной отпадения от церковной жизни является то, что благочестивые люди, которые имеют дар работать в мире миссионерами, бежали в горы и остались там насовсем, оставив церковное поприще ленивым и недостойным. Об этом он говорит в следующем отрывке: «Правильно живущие и как-нибудь сохранившие еще дерзновение (к Богу) занимают вершины гор, – они удалились из среды нас, как общества чуждого им и враждебного, а не родственного. Беззаконники же, обремененные тысячей преступлений, вторглись в Церковь; откупщики сделались настоятелями». (Nicene and Post-Nicene Fathers, vol. 13, Philip Schaff, ed., Eerdmans Publications, Grand Rapids, p. 78. See also, K. Kontogones, «Ekklesiastike Historia,» Athens: 1876, vol. 1, p. 480).

** Мы не хотим, чтобы написанное здесь нами было понято превратно. Мы не против монашеской жизни, древнего устава Церкви, который принес величайшие плоды Святого Духа. Мы также писали в журналах о монашеской жизни и издали две книги, «Бесценная жемчужина» и «Святой Зов». Но мы верим, что мы не согрешаем, делая акцент на монашеской жизни, которая, как представляется сегодня, переживает кризис и нуждается в возрождении, чтобы обрести былое величие. (см. мою книгу, National Anniversary, Athens, 1970, pp. 37–63). Монашеская жизнь, обновленная в соответствии с древними образцами, может очень многое дать Церкви и общине. Невозможно вновь не почерпнуть от нее миссионеров, которые продолжат дело Кирилла и Мефодия, Космы Этолийского и многих других монахов, известных и неизвестных, которые ради спасения душ смотрели дальше своих духовных интересов и бросали себя в огонь мира, испытывая трудности. Своей пламенной любовью ко всему человечеству повсюду они приобрели то, о чем говорил апостол Павел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9:3), и в другом месте: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор 10:24), — высказывание, которое оказало существенное влияние на душу Космы Этолийского, оставившего монастырь ради миссионерской работы, так, что после 60-ти лет практики исихазма он занялся миссионерской деятельностью.

Святитель Иоанн Златоуст сам вздыхает об отсутствии миссионерского рвения о спасении душ и восклицает: «Жаль, что вы не знаете, как важно приобретать души» (см. Беседа 18 на Деяния Апостолов).

Из книги: Follow Me, Augustinos N. Kantiotes, Bishop of Florina, Greece. Trans. and Foreword by Asterios Gerostergios (Belmont, MA: Institute for Byzantine and Modern Greek Studies, 1989), pp. 370-378.

Перевод с английского Юлии Зубковой

Религия в Украине

Дата публикации: 01.12.2011