Ты – женщина, или встречают по одежке

…православный человек не должен
за собой следить, то есть не только
  прихорашиваться, но просто следить.
И если человек в чистой,
  выглаженной и красивой одежде,
  значит, он неправославный.
Из вопросов протоиерею Максиму Козлову [1]


“Наши!”, – насмешливо восклицает муж, потом вовремя вспоминает, что в детстве его учили “не показывать пальцем” и начинает всячески кивать в сторону группы женщин. Он страшно гордится своей наблюдательностью. Еще бы! Ты, жена, не заметила, а я сразу понял, что это женщины не простые, а православные, мало того – глубоко воцерковленные, не веришь? А вот сейчас мы с ними поравняемся. Так и есть:


– Это у Вас, Иулия, искушение!


– Простите, Фотиния, Христа ради…


Фотиния (в миру Светлана, можно просто Света [2] ) оглядывается по сторонам, не находит в округе ни одного храма, яростно крестится на Макдоналдс, подбирает в охапку юбку и ныряет в московскую подземку. Там она достанет из рюкзака замасленный, обернутый в позапрошлогодний “МК” молитвослов и начнет почти бесшумно шевелить губами…


Опознать в толпе большого города обычную прихожанку – дело несложное, но, увы, не по радостному лицу и доброму приветливому отношению мы узнаем ее. На голове неопределенного цвета платок. Юбка волочится по асфальту. Черная. Бесформенная. Часто бархатная, что ясно по только этому материалу   присущим потертостям. Сношенные ботинки. Ну и хит любого сезона – его величество рюкзак! Если на нем провести миниархеологические раскопки (можно воспользоваться   лезвием), вам повезет найти надпись “Олимпиада – 80!”, на худой конец – “Голосуй сердцем!”


Это явление необъяснимо. Что-то вроде наивысшей ступени ложного смирения. Подумать только! Моде наплевательства, неаккуратности и уродливости следуют тысячи молодых женщин, призванных нести в мир красоту, выраженную не только в добрых делах и честной жизни, но и, как бы непривычно это не звучало, во внешности.


Только у нас вместо модных глянцевых журналов – устное народное творчество, передающее десятки ложных посылов типа


– В храме не красуются!


– Черный – цвет смирения!


– В тапочках-ровесниках службу отстоять легче!


– Торговые центры – вертеп разврата!


– Я этот платок уже два года не стираю, с тех пор как к мощам приложила. Благодатный!


– Эта юбка хоть и старая, зато “намоленная”, я в ней крестилась!


Пожалуй, тут и остановимся: кажется, добрались “до самой сути” . Изломанное, несчастное поколение женщин, которых родители не крестили в возрасте сорока дней в беленьких рубашечках, бабушки не приучали ходить в церковь в белых же, вышитых бисером платочках, а мужья не вели под венец в белых платьях. Придя в храм через боль и страдание, женщина как бы говорит: “Боженька, видишь, мне больше ничего не надо!” На самом-то деле, отрекаемся мы от самого простого, ведь прожить без новых туфель и сумок намного легче, чем без осуждения и злобы. И мы вновь становимся свидетелями того, как кидается на молоденькую девчонку в розовой юбочке бабушка в изношенном мужском свитере с огромной надписью на груди “ADIDASUS ” со словами: “В храме не красуются…. Ты внимание привлекаешь…”


Священники в храме облачены в красивые и яркие одежды, почему же мы контрастируем с той радостью, которую несет православие, своим унылым видом. Ведь поход в храм – это праздник. А праздник – это наряд…


Православный гардероб


Основа


Естественно, это длинная юбка. С тем, что негоже женщине носить мужскую одежду (в том числе мужские свитера!), спорить никто не собирается. Но тут есть несколько важных нюансов.


Во-первых, сама длина. Многие выбирают “миди” (намного ниже колен, но не до пола), что и понятно: не будет пачкаться о землю, особенно в слякотную погоду. Однако эта длина вообще мало кому идет, да еще при этом всегда подразумевает высокий каблук. Если это “не ваше” – а, скорее всего, дело именно так и обстоит, откажитесь от капризной юбки-миди. Лучше выберите длину “в пол”. Всегда красиво, зрительно увеличивает рост и стройнит.


Во-вторых, модель. Очень часто можно встретить прихожанку в вечерней длинной юбке и, например, футболке. Хотя происхождение такого наряда понятно: юбка хоть и вечерняя, зато удобная, возможно, перепала вам “по наследству”, а вот столь же нарядная блузка не позволит спокойно креститься и класть поклоны. Все верно, просто тогда и юбку надо найти повседневную.


И третье: стремитесь уходить от юбок “на резинке” и переходить к нормальной юбке “на молнии”. Резинку придумали для того, чтобы было удобно копать картошку или мыть пол.


Платки разные нужны…


 … разноцветные важны! О. Андрей Кураев любит говорить о том, что сейчас в храмах уже нет “белых платочков”, на которых, в свое время, выстояла Церковь. Серо-грязно-черная масса . А ведь есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу – зеленый, на Богородичные праздники – голубой, в Великий Пост – черный, а в остальное время – белый. Именно белый, а не белый в подковках и не белый в звездочках.


И еще: подделки. Когда на синем платке оранжевыми буквами написано: “FENDI. Made in China”, становится неловко. Грубый, низкокачественный fake (фэйк – дешевые подделки самых дорогих брендов) осудил весь мир по многим причинам. Но нас интересует одна – с сумкой ” Louis Vuitton ” за 500 рублей и в платке ” Chanel ” за сотню вы выглядите глупо и смешно. Ведь огромные деньги люди платят именно за качество этих товаров (например, пожизненная гарантия на сумку Hermes) , а не за черные изделия, прошитые бело-красной нитью…


Платок – почти единственный аксессуар православной женщины. И поэтому их должно быть много: добротных, качественных и, как следствие, красивых.


Обувь


К сожалению, обувь должна быть дорогой. Просто потому, что качественной и недорогой в природе не существует. Зато таковая встречается в дисконт-центрах и на распродажах! Куда выгоднее купить летом шикарные сапоги, а зимой удобные мокасины, чем покупать на рынке непотребный ужас, вспоминая об обуви в самый последний момент.


О рюкзаках, рюкзачках и рюкзачищах


Они полезны в паломничестве. Сослужат незаменимую службу матери с двумя малютками. В остальных случаях рюкзак красит женщину – туриста, а не женщину-женщину.


Куда как приятнее держать в руках красавицу-сумку! Не ту, что из серии “Все по 200”, а ту, что можно завещать внучке. Вы же можете позволить себе хоть одну, правда?


Винтаж


Сейчас многие подхватили это словечко. Но, к сожалению, не все понимают его смысл. Винтаж – это именные вещи, которым “за 50”, а совсем не старье, провалявшееся на антресолях 5 лет. Винтаж – красит, старье – уродует.


Рынок и индивидуальный пошив


Мне встречались странные девушки, которые стеснялись признать, что великолепную юбку им сшила мама, но зато с гордостью рассказывали, что купили новый палантин… в “Лужниках”. Но во все времена одежда, сшитая специально для тебя, считалась особенным шиком. А вот хвастаться товаром китайско-тайваньского производителя, который хамски одевает нас в дешевый ширпотреб… Нужно ли?


НИКОГДА не надо


Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку.


Класть на голову носовые платки. Они все равно останутся носовыми.


Наматывать на голову “подручные предметы”. Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы.


И напоследок расскажу вам историю, в которую почти никто не верит. В одном московском приходе “заслуженная трудница церковной лавки” пошила себе разноцветные платья из парчи для священнических облачений… Стоит ли говорить о том, что от этого она не стала   “священнослужительницей”?  






[1] Прот. М. Козлов, “Последняя крепость”, М., 2004.


[2] Однажды к владыке Никодиму (Ротову) подошла на причастие женщина. “Как тебя зовут?”, – спросил владыка. “Светлана”, – сказала он. “Не Светлана, а Фотиния”, – поправил ее рядом стоящий диакон.   “Твою жену как зовут? – спросил диакона митрополит, – Вера? Вот и зови ее теперь Пистис!”

Источник: Православие и мир

Цей запис має 19 коментар(-ів)

  1. ирина

    очень много разговоров об очень простом.какая разница во что одет человек,особенно много претензий к женщинам…,ведь Богу угодна всякая душа,причем тут традиции,это смахивает на ритуальные танцы в конце концов,и при чем тогда тут вера…?просто ходить в храм,потому,что надо-это идиотизм и обман,но если есть стремление души,есть такая потребность,то какая разница,в юбке или в штанах? традиция и вера никак не связаны,не влияют на устремления души.

  2. Сергйе

    Зачем такую ерунду публиковать…

  3. Наталия

    Доля правды конечно есть не спорю.
    Но "праздник – это наряд"???!!!
    А Феодосий Печерский,
    с которого мать
    срывала бедную одежду,
    одевая в богатую
    да и множество других святых, почитайте
    жития. Ведь у каждого свой путь,
    индивидуальный О пословице "встечают по одежке":
    К примеру, в день когда я познакомилась
    со своим мужем одета была ужасно, туфли
    старомодны( других не было в виду фин.
    положения) старенький замухрыженый
    костюмчик (муж назвал его потом как-то
    "кимоно" ) И это в 24 года он впервые
    решился познакомиться с девушкой,
    которая ему понравилась,
    и я не красавица тем более,
    да и он неверующий был.
    Я согласна с тем, что надо одеваться
    и опрятно и прилично.
    Но каждый определяет меру для себя,
    монахов не оденешь в мирское.
    Все в меру.
    Ну не должны мы православные
    встречать по одежке.
    Могу привести один эпизод из моей
    жизни. Я встречалась с верующим парнем.
    Он в церковь одевался прилично.
    Мы живем в пригороде
    (90тыс населения) Со мной
    он выходил на прогулки в старинном
    пуховике, в котором в Киев выехать
    он никак не мог, как? это же в люди?
    В Киев он одевал только кожаную куртку,
    которая тщательно береглась
    для подобных случаев, что тщательно контролировалось мамой.
    При чем , помню как на прогулку
    со мной он оделстаринный шитый-
    перешитый серый пиджак с синими
    или зелеными пуговицами, а может
    и теми и теми (уже не помню). Накануне нового года я имела неосторожность обмолвиться
    замерзнув на улице зимой, что хочу
    купить вязанные рукавички.
    На новый год он мне
    торжественно преподнес рукавички
    (старые- престарые погрызенные молью,
    завалявшиеся у них дома в шкафу,
    и тщательно заштопанные
    в предновогодний вечер его мамой
    (посоветовала она же) упакованные
    в листик бумажки с вырезанной дыркой
    из под которой выглядывал вышитый
    узор, а потом целофан и скотч)

  4. Наталия

    "Платочков много и покрасивше", "обувь
    дорогая" не хочется вообще читать
    подобные статьи. Да я полностью и не
    прочитала. На Пасху красный, потом
    зеленый а так в белом. Проспонсируйте
    если не нравится хотя бы нескольких
    бедных людей которым и не снилась
    дорогая обувь и платочки всех цветов
    радуги, да еще и добротные, дорогие.
    Господи помилуй.

  5. Надежда

    Страшно, когда люди понимают Св. Писание в прямом смысле, т.е. "брачные одежды- это брачные одежды"! Позвольте напомнить о "Брачных одеждах" в изложении Свт. Иоана Златоустого!

    Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего… (Мф. 22, 2).

    Итак, возлюбленные, не будем считать одну веру достаточною для спасения. Если мы не представим чистой жизни, но явимся на брачный пир в одеждах, неприличных блаженному нашему признанию, то ничто не спасет и нас от таких же страданий, каким подвергся тот несчастный. В самом деле, не странно ли, что когда Сам Бог и Царь не гнушается простыми, незнатными и ничего не стоящими людьми, но с распутий приводит их за Свою трапезу, мы показываем в себе такую бесчувственность, что и в такой чести не делаемся лучшими, но и по призвании остаемся в том же зле и таким образом попираем неизреченное человеколюбие Призвавшего? Он не для того призвал нас к этому духовному и страшному общению Таинств, чтобы мы приступали к ним с прежними злодеяниями, а для того, чтобы, совлекшись постыдных одежд, облеклись в такие, какие приличны угощаемым в царских чертогах.
    Свт. Иоанн Златоуст

    Так что чистая Душа и только Душа человеческая (одеяние Душевное), а не человек в нарядной юбке и красивом платочке надетом в храм, оправдаются перед Господом! Не все могут позволить себе надеть новое и красивое, а иногда даже и чистое! Каждый пусть смотрит за собой и своим одеянием Души!
    Простите за многословие…

  6. Светлана

    Статья подняла настроение, отзывы-еще больше. Завтра же надену на службу белый шелковый платок и сапожки по-красивше-) А вообще суть не в этом, главное – в каком молитвенном настроении ты идешь в Храм Божий.

  7. Елена

    Мне понравился материал. Поднимает те-
    му, о которой мало говорят. Действительно,
    надо помнить, что идешь к Богу. Наши
    предки надевали на себя лучшее, когда
    шли в церковь. Я стараюсь одеваться не
    броско, но стильно, красиво, чисто и
    аккуратно. Автор, между прочим, не толь
    ко осуждает, но и советы некоторые дает:
    Где обувь нормальную купить можно, напри
    мер. Женщины, будьте красивы и улыбайтесь!

  8. Петр

    Можно и не обращать внимания на одежду людей. Ходить в Храм нужно, прежде всего к Богу, и обращать
    внимание на убранство других людей вовсе не обязательно .Это хорошо, что вобще
    приходят в Церковь, а не к сектантам
    каким-нибудь. Воспринимайте людей
    такими какими они есть. Вы же знаете,
    что Господь говорит об ОСУЖДЕНИИ
    ближнего. Ведь никто не знает,
    что будет завтра с нами!

  9. ксения

    Близкая статья, действительно многих моих нецерковных знакомых пугает вид "настоящих православных женщин". Дай Бог вкуса каждой женщине!

  10. RussDenker

    Хорошая статья. Мне понравилась. То
    правда, что у нас одеваются как в хлев
    к коровам. Менее вооцерковные люди
    глядя на таких, с ужасом думают о пер-
    спективе стать такими же. И их можно
    понять… :((((
    хуторянство….

  11. р.Б. Антоний

    Мне кажется, что православная девушка
    должна одеваться одинакого что на
    работу, что в Храм Божий, и что одежда
    в обоих случаях должна быть скромной,
    аккуратной и простой.

  12. Ростислав

    To Киномеханику:
    вот с этого все и начинается; поучание других…проще увидеть щепку и соседа чем уделять внимание брувну в своем…
    Я живу в Закарпатье и месный народ посещает Церковь в большей общине чем в других регионах (лично видел и диву давался), одеваеться народ кто как посчитал нужным ибо человек сам прийдет к тму моменту своего убранства как на это велит Бог. надо сегодня на ситуацию смотреть глазами времени…
    У нас если прихожане приходят в храм, о никто не будет одергивать и осуждать их прилюдно. В случае с той частью Украины, везде каждый в храме имеет намерение поучать, считая себя выше других. Вот тебе Киномеханик и пример …а по поводу обмана, не етбе решать.

  13. Украинка

    Как вчера в Киево-Печерской Лавре на ранней литургии неприятно было видеть таких женщин неопределенного возраста (многих совсем молодых), которые одинаково оделись бы вероятно, в хлев к коровам, как и на литургию, главное торжество в нашей жизни. Такая проповедь своим внешним видом в миру имеет же совершенно очевидно обратный миссионерский эффект. Обычные люди чувствуют себя некомфортно среди ряженных пугал, они не хотят быть одними из таких. Странно, что священники по этому поводу молчат.
    А православные ребята замуж девиц в черных мешках не хотят, даже семинаристы ищут красивых и привлекательных.

  14. Кіномеханік

    Друже Ростиславе, ти або обманюєш, говорячи, що тебе, як чоловіка це не хвилює, або намагаєшся виглядати тим самим "добропорядним православним", про яких ця стаття. Згадай притчу нашого Господа про те, як цар звав на весілля свого сина і один прийшов у невесільному одязі! Пам’ятаєш? Пам’ятаєш, що зробили з тим дядьком? Його цар наказав викинути у пітьму зовнішню, де плач і скрегіт зубів. Дуже правильно наказав. Православне суспільство не означає, що ми повинні усі ходити у чорному, точніше, у сірому і старому і неохайно. Мова йде якрах про стан духу. Клерк у банку з білосніжною краваткою або дівчина у чудовому наряді можуть бути не меншими молитвенниками, ніж ті, хто б’є поклони на літургії. І абсолютно не заважає їм їхня нормальна зовнішність.

  15. Ростислав

    Меня как мужчину во всем этом волнует не то как одеты прихожане, а то что люди стремятся к Богу! А наблюдать и осуждать кто в чем одет не неша с вами дело. Человек пришел в храм не к нам , а к Господу Богу.

  16. Елена

    Спасибо огромное автору статьи! Наконец-то она поднимает тему, которая, как правило, замалчивается.
    Согласна и с отзывами.
    Я тоже ловила себя на том, что на службу я вынуждена одеваться поскромнее, чем на работу. Это не значит, что на работу я одеваюсь нескромно. На работу я одеваюсь КРАСИВО. А в храме я буду слишком выделяться, мне этого не хочется. А вообще я люблю красоту (и уверена, что это проявление любви к Богу). И мне жаль, что в нашей жизни так все перевернуто – наши бабушки одевали в церковь лучшие наряды, а мы – увы! – наоборот…
    С конкретными советами автора статьи можно поспорить. Но надо чаще говорить о том, что в сознании православной женщины есть какие-то ненормальные сдвиги. Ведь красота – это одно из проявлений Бога. И кому как не женщине нести ее в мир!
    А если говорить о миссии?! Мы же должны быть такими, чтоб люди неверующие к нам тянулись, хотели бы стать похожими. А если у нас отталкивающий внешний вид, явная безвкусица в одежде… Приведем ли мы кого-то в храм и к Богу?! Или оттолкнем? – уже внешним видом…

  17. Юлия

    Замечательная статья!
    Страшно видеть, как идут из храма прихожанки или едут по своим делам (на богомолье, других дел у таких людей не бывает, работа не для них) православные дамы и девицы.
    Стоптанные чоботы, юбка страшней атомбной войны, кофта на пуговицах, вероятно, связанная из старого свитера.
    На голове платок, глаза в землю или в молитвослов и горящие фанатизмом глаза.

    Если с такой дамой поздороваться, она испугается.
    Они понимают только "С Праздником!" или "Во Славу Блжию".

    Нормально одетые, в юбки, но в хорошие юбки или в хороший свитер прихожанки считаются "захожанками".

    Даже, если ходишь в приход и регулярно Причащаешься более пяти лет, ты не своя, потому что недостаточно воцерковлена в понимании изуродована.

  18. Наталья

    Мне статья понравилась, но я согласна не со всеми советами. Мне кажется, зачастую, это вопрос вкуса и решается индивидуально.
    Например, довольно неоднозначны следующие тезисы:
    1. длинная юбка до пола очень удобна-, увы, когда делаешь земные поклоны, да еще и в тесном храме- постоянно наступаешь на подол- я уже пару раз падала.
    2. недорогая одежда – отстой- ее носить не надо. Зачастую и в дорогих бутиках продается одежда плохого качества и не подчеркивающая достоинств девушки. Т.е. я думаю, можно найти и вполне приличную недорогую одежду.
    3. строго по фигуре сшитая, красиво смотрящаяся юбка не на резинке, не сильно удобна на длительной службе, стесняет движения при поклонах
    4 самошитые вещи зачастую смотрятся хуже купленных, т.к. в фабричное изделие шьется по отработанным лекалам
    3. платки нужно часто менять- в зависимости от праздников. Думаю- это вопрос вкуса и возможностей. Можно иметь и пару симпатичных платочков.
    Нужно иметь четко белый платок без всяких узоров. – Я вот ношу шелковые платки, т.к. на синтетику у меня раздражение, и, например, довольно трудно найти однотонный белый шелковый платочек. А то, что продается в церковных лавках- тоже смотрится дешево и отнюдь не украшает. Впрочем, и белый платочек с узором вполне может смотреться симпатично.
    4. рюкзак- все зависит от исполнения самого рюкзака. + лично мне неудобно как на службе, так и вообще в обращении, с постоянно сползающей и невмещающей всего необходимого сумкой + рюкзак разгружает, равномерно распределяет нагрузку на спину и гораздо полезнее. Лично на мой вкус аккуратный рюкзачок гораздо привлекательнее сумки и пары пакетов. – думаю- это вопрос вкуса и привычки.
    5. и вообще, не уверена, что православность девушки определяется строго общепринятым внешним видом: юбка, платок. Можно быть одетой аккуратно, мило и со вкусом и без униформы.

Залишити відповідь