Подготовка Агнца к Преждеосвященной: “напоять” или смачивать?

Последнее время в практику подготовки Даров к служению Преждеосвященной литургии вошло обильное напоение Агнца св.Кровью. Многие священники просто погружают Агнец почти целиком в Чашу, в то время как Служебник предписывает лишь начертать на Агнце св.Кровью с помощью лжицы знак креста. Как же правильно поступать?

Интересующиеся историей чина литургии Преждеосвященных Даров должны прекрасно знать, что первоначальный смысл этой литургии состоял в освящении Чаши — но не через молитву, как на евхаристической литургии, а при помощи физического контакта с Телом Христовым (прочитать об этом можно, например, в исторической справке на нашем сайте, а подробнее — в работе И.Карабинова «Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров»; в интернете можно найти отсканированный текст).

Как отмечает на форуме «Диаконник» современный российский литургист священник Михаил Желтов, в первоначальной практике Преждеосвященный Агнец, который во время Преждеосвященной литургии погружали в Чашу, вообще не напоялся Св. Кровью.

Именно поэтому, отмечает о.Михаил, Преждеосвященную литургию нельзя совершать на запасных Дарах – те уже напоены Св. Кровью, в отличие от Преждеосвященного Агнца, который еще только предназначен для совершения освящения Чаши.

В древности христиане почти никогда не хранили Св. Кровь, поскольку это было весьма затруднительно: обратно в кувшин с вином ее уже не выльешь, а в Чаше она сохнет и т. п. Хранили только Тело. Всем прекрасно известно о существовании древней практики причащения христиан на дому, или «самопричащения». По домам причащались только Телом – именно отсюда католики впоследствии взяли практику причащать даже и в храме только Телом.

Итак, чин литургии Преждеосвященных Даров появился для того, чтобы получить Св. Кровь без полной литургии. Кровь получали через погружение в Чашу с вином Преждеосвященного Агнца, который заранее Кровью не напоялся.

После 12 века начала распространяться практика все-таки немного напоять Преждеосвященный Агнец Св. Кровью. «Однако именно немного, – уточняет отец Михаил Желтов, – ведь все равно в ходе Преждеосвященной литургии мы получаем полную Чашу Св. Крови; зачем же напоять Агнец обильно?»

Именно такое, почти что символическое, напоение предусмотрено и принятым в Русской Православной Церкви Служебником: согласно его указанию, священнику предписывается не напоять Агнец, а только лишь, омочив (всего лишь омочив!) лжицу в Св. Крови, нарисовать на Агнце знак Креста – и всё!

Более обильное напоение (а тем более – часто практикуемое сейчас погружение) не только противоречит ясному указанию Служебника, но и весьма усложняет хранение Агнца, – отмечает отец Михаил. – «Агнец становится очень влажным, поэтому Агнец нужно как-то очень хитро сушить; что самое ужасное, от влажности Агнцы сплошь и рядом плесневеют или зацветают. И это – не неизбежное зло чина Преждеосвященной, как думают некоторые, а как раз-таки последствия непонимания этими самыми некоторыми первоначального смысла этой литургии».

Сегодня некоторые священники стремятся напоять Агнец таким образом, чтобы потом, при его раздроблении, в каждой частичке Тела присутствовала хотя бы капля Крови. Однако это едва ли возможно физически; но главное – это обесценивает сам чин Преждеосвященной, лишая его смысла. Зачем вообще служить тогда литургию Преждеосвященных Даров, если и так получаются фактически запасные Дары? Зачем производить все эти манипуляции с Чашей? – отмечает о.Михаил.

В 17 веке под влиянием латинских книг митрополит Киевский Петр Могила добавил в свой знаменитый Требник примечание о том, что Чаша на литургии Преждеосвященных не только не освящается, но вообще нужна лишь для «церемониального обиходу ради полоскания уст»; последняя фраза очевидно шла вразрез с многовековой византийской и древнерусской практикой.

В русский Служебник, Учительное известие к которому по указанию священноначалия составлял известный справщик конца 17 века Евфимий Чудовский на основе разнообразных указаний Требника Петра Могилы, сомнительный выпад Петра Могилы Евфимий вставить не решился. В служебнике вместо этой фразы теперь находится весьма двусмысленное утверждение: «аще и освящается вложением св. Тела вино, но не пресуществляется в Кровь». Что конкретно имеется в виду под «освящается, но не пресуществляется»? Непонятно. На самом деле, отмечает о.Михаил Желтов, Евфимий просто не решился написать твердое могилянское «вообще не освящается», поскольку прекрасно знал старую русскую практику, а переделал идею Петра Могилы по-своему.

В Православных Церквах греческой традиции по-прежнему служат Преждеосвященную с причащением из Чаши по чину полной литургии – т. е. продолжают верить и в освящение содержимого Чаши в Кровь Христову через погружение Агнца. В Русской Церкви, даже если и считают этот вопрос спорным (при наличии соответствующей рубрики и в новых изданиях Служебника), в любом случае верят как минимум в неопределенное «освящение» Чаши.

Возвращаясь, наконец, к практическому вопросу о напоении: наиболее точным соответствием Служебнику, отмечает о.Михаил Желтов, будет напоение Св. Агнца по принципу «чем меньше, тем лучше». Это же поможет решить и практические проблемы, и одновременно будет наилчшим образом соответствовать древней практике.

Протоиерей Андрей Дудченко

 

Залишити відповідь