Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Богослужение > Историко-литургические аспекты сакраментологии

Богослужение

Историко-литургические аспекты сакраментологии



Свой доклад, который, подчеркну, посвящен не литургике как таковой, а литургическим аспектам сакраментологии, как составной части догматики, я хотел бы начать с вопроса: Полезна ли историческая литургика, основу которой составляет источниковедческое, по сути, исследование литургических памятников, сакраментологии как разделу христианского богословия? Несомненно, полезна — и вот почему.


Во-первых, православная сакраментология — далеко не столь ясно догматизированная (если смотреть с точки зрения наличия четко сформулированных соборных определений и постановлений) область богословия, как, скажем, триадология или христология; более того, она касается настолько таинственных областей церковной жизни (на что указывает уже само слово «таинство»), что Святые отцы обычно избегают подробного раскрытия ее содержания. Недаром в византийской и древнерусской традиции основным методом изъяснения богослужения стал метод символический, который — неважно, сознательно или несознательно, — уходит от догматических аспектов осмысления таинств Церкви, предпочитая довольствоваться языком символов и прообразов. Поэтому та источниковая база, на которой обычно и строится догматическая система — а именно, сокровищница Священного Писания и творений Святых отцов, — в случае сакраментологии обязательно должна усиливаться памятниками литургическими; причем не только теми текстами, которые сейчас находятся в церковном обращении, но и теми, которые когда-то Церковью употреблялись, а потом по разным причинам перестали звучать за богослужением в храме. Прежде всего, это касается текстов самих чинопоследований таинств — тому изначальному осмыслению таинств, которое предшествует всякому богословскому дискурсу и выражает самую суть сакраментологического учения Православной Церкви. Увы, в традиционных догматических курсах разделы о богословии таинств собственно литургические памятники обычно учтены в очень малой степени. Cказанное относится, в особенности, к вопросу о богословии таинств в ранней Церкви — вопросу, ключевому для православной сакраментологии. Итак, историческая литургика, с изучаемым ею корпусом церковных литургических источников и разработанным инструментарием для их анализа, может дать очень важный материал для расширения и углубления догматических построений в области сакраментологии — в том числе, в тех вопросах, для которых свидетельства Священного Писания или Святых отцов бывают не вполне достаточны.

Весь доклад в формате pdf доступен по ссылке ниже.

Дата публикации: 16.11.2007