Философия Фомы Аквинского в контексте эпохи: онлайн-курс Андрея Баумейстера

На YouTube-канале Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости опубликован видеокурс киевского философа профессора Андрея Баумейстера о философии Фомы Аквинского. В восьми лекциях Андрей Олегович рассказывает о роли философа и богослова Фомы Аквината в эпоху Средневековья, а также о его значении для современной европейской культуры.

Данный видеокурс является третьим среди опубликованных онлайн-курсов Открытого православного университета после курсов о. Кирилла Говоруна по богословию и Виталия Хромца по религиеведению.

Список воспроизведения всех леций видеокурса проф. А.Баумейстера

Чем интересен и по-своему уникален этот курс для наших современников, в частности, для православных — рассказывает ученый секретарь ВПУ прот. Богдан Огульчанский:

«Лектор, Андрей Олегович Баумейстер, вводит слушателя в малознакомый для нас мир европейской религиозной философской мысли. Ведь на богатом наследии Фомы Аквинского в значительной мере выросла европейская культура и наука.

Слово «схоластика» мы традиционно воспринимаем как нечто далекое от нашей жизни. Однако средневековая схоластика — это мастерский отшлифованный ценный инструмент для культуры ясного и логически последовательного мышления. А.Баумейстер знакомит нас с этим инструментом.

Обратим внимание еще на одну черту западной философской культуры. Схоластическое философское образование учит воспринимать аргументы оппонента. Студенты должны уметь войти в логику исследователя, который развивает собственную аргументацию, и найти на нее свой ответ. Поэтому европейцы уже много столетий приучаются к самостоятельному, критическому суждению.

Отдельно хотелось бы отметить, что преподаватель показывает глубокую связь между западной и восточной традициями. Аквинат, самый латинский из философов, на самом деле прекрасно ориентируется в греческой философии, в творениях восточных отцов, в достижениях арабской философской культуры. Поэтому данный курс обнадеживает — он показывает, что между культурным и религиозным Востоком и Западом нет непреодолимых преград.

Профессор Баумейстер раскрывает нам творчество Фомы как соединение религиозного и философского поиска. Интерпретация Аквинатом веры и пути к Богу интересна и несколько необычна для нас. Это наводит на размышления и обогащает наш религиозный поиск».

Источник

Содержание курса

Тема 1. Философия Фомы Аквинского. Становление средневековой философии

Тема 1/1.

Истоки средневековой философии. Влияние философии на христианскую теологию. Афины и Иерусалим: от конфликта к диалогу. Программа «подготовки Евангелия» у раннехристианских авторов. Оценка философии у Отцов Церкви IV-VII веков.

Тема 1/2.

Августин и платонизм. Интеллектуальное наследие Августина в раннем средневековье. Северин Боэций — последний римлянин и «отец схоластики». Боэций и Аристотель. Образовательная программа Боэция. «Семь свободных искусств».

Тема 1/3.

Первые наднациональные споры в раннем средневековье: дискуссия о божественном предопределении в IX веке и евхаристические дебаты XI века. Применение рационального мышления («диалектики») для прояснения теологических вопросов («истин веры»). Ансельм Кентерберийский и его программа «вера, ищущая разумения». Онтологический аргумент Ансельма.

Тема 2. Философия Фомы Аквинского. XIII век: высокая схоластика

Тема 2/1.

Влияние арабской философии и культуры на мышление христианских интеллектуалов XIII века. Арабский перипатетизм. Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). Еврейская средневековая философия и ее влияние на культуру латинского Запада. Моисей Маймонид.

Тема 2/2.

Открытие полного корпуса произведений Аристотеля. Влияние Аристотеля на философию и теологию в XIII веке. Терминология Аристотеля и схоластическая теология. Арабские и еврейские мыслители как интеллектуальные источники мышления святого Фомы.

Тема 2/3.

Возникновение университетов. Способ преподавания в средневековых университетах: лекции (lectiones) и диспуты (disputationes). Структура средневековых университетов. Что такое схоластика. Главные черты схоластической науки: дискуссии, разработка аргументов и рациональных доводов. Примеры схоластических дискуссий. Роль схоластики в развитии интеллектуальной культуры Западной Европы.

Тема 3/1. Фома Аквинский: личность и учение

Жизнь Аквината в контексте эпохи, ее характеристика. Вопрос об источниках: Fontes vitae S. Thomae Aquinatis. Начало жизненного пути. Образ святого Фомы: теолог, доминиканский проповедник, интеллектуал и мистик.

Тема 3/2. Фома Аквинский: личность и учение. Странствия, преподавание, труд

Обучение в Неаполе, Париже и Кельне. Преподавание в Париже, в римской провинции и Риме. Возвращение в Париж. Как работал Аквинат. Трактаты Фомы Аквинского: их тематика и характер.

Тема 3/3. Св. Фома: итоги жизни, наследие, рецепция учения

Последний, неаполитанский, период творчества Аквината. Загадочное молчание с 6 декабря 1273 г. Процесс канонизации Аквината: свидетели и свидетельства. Интеллектуальное наследие святого Фомы: от ранних томистов до энциклики Aeterni Patris (1879 год). Томизм первой половины ХХ века. Изменение официального отношения к Фоме Аквинскому после II-го Ватиканского Собора.

Тема 4. Философская теология Аквината и ее влияние на европейскую интеллектуальную традицию

Тема 4/1.

Рецепция наследия Фомы Аквинского в позднем средневековье и в Новое время. Исследования философии Аквината в XIX-XX веках. Исследовательский центр в Лювене, экзистенциальный томизм Жильсона, трансцендентальный томизм Ранера, реалистический томизм Люблинской школы. «Теологический поворот» в исследовании творчества Аквината в конце XX века.

Тема 4/2.

Теология и естественный разум в начале трактата «Сумма против язычников» (Summa contra Gentiles). Противоречат ли истины веры истинам разума? Учения Аквината о вере. Естественный разум и сверхъестественный свет Откровения. Критика устоявшихся мифов, касающихся отношения веры (fides) и разума (ratio).

Тема 4/3.

Важность Откровения для «новой теологии». Разные способы познания мира: язык науки, искусство, духовный и религиозный опыт. Важность абсолютных, направляющих истин, открытие другой перспективы. Новизна восприятия через Откровение Нового Завета. Перспектива прямого и опосредованного знания. Рационализм Фомы. Критика православных (Н. Бердяев, В. Лосский, И. Мейендорф) и протестантских мыслителей (К. Барт) «естественной» теологии Фомы. С.Аверинцев и Ю.Лотман — о важности мышления вне дихотомии черного и белого, рая и ада. Прочность культур, принимающих мир через естественный разум. Актуальность позиции Аквината для православного и протестантского мировоззрений.

Тема 5/1. Рациональная теология Фомы. О доказательстве бытия Божьего

Метафизика и теология: традиция и современность. Очевидно ли бытие Бога? Понятие «самоочевидности» (per se nota). Два типа очевидности. Можно ли доказать бытие Бога? Два типа доказательств. Естественная или рациональная теология.

Тема 5/2. Рациональная теология Фомы. Структура пяти доказательств бытия Бога

Пять путей или доказательств бытия Бога: (1) доказательство от движения, (2) от действующей причины, (3) доказательство на основании анализа возможности и необходимости, (4) доказательство на основании признания иерархии совершенств и (5) на основании факта упорядоченности мира. Общая схематика доказательств: продвижение от эмпирических феноменов к их первопричине или первопринципу. Имеет ли смысл искать первопричины: что Фома ответил бы современным критикам. Метафизический характер причин и принципов, которые исследуются Фомой. Природа пяти доказательств и их место в теологическом синтезе Аквината. Философские доводы как преамбулы веры.

Тема 5/3. Рациональная теология Фомы. Отношения Бога и творения. О познании Бога

Учение Аквината о божественной простоте. Божественная простота превосходит наше дискурсивное познание. Познание Бога путем аналогий. Трансцендентность бытия Бога. 32 вопрос «Суммы теологий»: “О познании Божественных Лиц”. О невозможности познания Троицы божественных лиц посредством естественного разума. Вера и разум в понимании Святой Троицы. Вера не является иррациональной. Знание о божественных Лицах необходимо: (1) для правильного понимания творения вещей и (2) чтобы правильно понимать план спасения рода человеческого.

Тема 6/1. Философия Фомы Аквинского. Теория реальности Фомы, его новаторство

Новаторство Фомы в понимании бытия (трактовка Этьена Жильсона). Эссенциалисткая и экзистенциалисткая онтологии. Понимания бытия в современном томизме: (1) бытие как акт, (2) бытие как связка в суждении (копулятивное понимание), (3) бытие как абстракция разума.

Тема 6/2. Философия Фомы Аквинского. Теория реальности Фомы. Онтология и эпистемология

Главные элементы человеческого познания — чувственность, воображение, интеллектуальное познание. Фундаментальные онтологические различения: бытие и сущность (esse etessentia), действительность и возможность (actus etpotentia), форма и материя (forma etmateria). Человек как существо, пребывающее на границе двух миров: духовного и материального. Теория интеллекта. Интеллект как «способность души». Пассивный и активный интеллект. Объяснение различия пассивного и активного интеллекта на простых примерах. Эсхатология как соединение естественной теологии и теологии Откровения.

Тема 6/3. Философия Фомы Аквинского. Теория реальности Фомы. О вИдении и сущности Бога

Каким образом мы познаем материальный мир. Способ и порядок познания. Православное учение о непознаваемости сущности Бога. Влияние апофатики на характер духовной культуры. Отношения к апофатике у католических авторов. Экстраординарность видения — не аргумент в дискуссиях. Связь способности к постижению Бога со смыслом земной жизни. «Видение Бога лицом к Лицу»: дискуссии между православными и католическими теологами. Фома Аквинский о «просвещении разума» светом благодати Бога.

Тема 7. Сущность веры согласно Фоме Аквинскому

Тема 7/1.

Неординарность понимания веры у Аквината. Вера как плод рассуждения. Вера как путь. Значение воли для веры.

Тема 7/2.

Вера как сочетание объективного и субъективного, уверенности и сомнения. Толкование определения веры ап. Павла. Вера как предощущение вечной жизни.

Тема 7/3.

Вера как свет, предощущение, зачатки вечной жизни. Вера и надежда. Любовь как стремление воли. Вера как условие и начало познания Бога. Важность свободы и возможности выбирать.

Тема 8. Эпистемология (теория познания) Фомы Аквинского и ее значение

Тема 8/1.

Важность философской терминологии в языке для передачи богатства мысли латинского Средневековья. Сочетание эмпирического познания и действия интеллекта (воображение, рассуждение, создание абстрактных понятий, их характеристика). О восприятии материального нематериальным образом.

Тема 8/2.

Теория интеллекта Фомы как творческое заимствование у греческой и арабской философии. Наличие смыслов в вещах и действиях материального мира. Создание смыслов интеллектом.

Тема 8/3.

Итоги жизни и творчества.

Залишити відповідь