Классика и современность в богословии: онлайн-курс архимандрита Кирилла Говоруна

Первый видеокурс дистанционной программы киевского Открытого православного университета Святой Софии опубликован на канале в YouTube. Курс “Классики и современники в богословии” представляет один из самых ярких православных богословов нашего времени архимандрит Кирилл Говорун.

Курс состоит из семи тем, каждая из которых разделена на три 20-минутных ролика. (Содержание и ссылки см. внизу этой страницы).

Ученый секретарь Открытого православного университета протоиерей Богдан Огульчанский рассказал о новом курсе:

Для христиан, живущих на постсоветском пространстве и воспитанных на классической православной догматике, иногда может показаться, что догматика — это нечто похожее на монолитные памятники: они молчаливы, неподвижны, их замечают лишь в случае, если какой-то склонный к саморекламе неформал сделает с монументом нечто экзотическое. Но существует иной подход: основные богословские постулаты, или догматы — это утонченные, ажурные формы религиозного сознания, помогающие «настроить» наш ум на правильное богословское мышление.

Размышление, обдумывание в пространстве богословия — дерзну на такую характеристику — подразумевает соединение рацио, эстетики и духовно-нравственной интуиции. Вот почему такой творческой деятельностью может заниматься далеко не каждый — должен быть определенный эстетический вкус. Но, если удается взойти на первую ступень — войти в систему соответствующих философских и богословских категорий — можно ощутить духовный подъем и наслаждение от того, что Афанасий Александрийский, каппадокийцы или Максим Исповедник — это не Альфа Центавра и не церковная археология, но что их богословие — живое и актуальное в современной Церкви.

Таким образом, просматривая видеокурс, мы можем ощутить стиль мышления современного богослова, нашего земляка, который творчески и свободно находится на передовой современной богословской мысли. Речь идет об архимандрите Кирилле Говоруне, который, работая как преподаватель богословских дисциплин в Лос-Анджелесе и в Киеве, находится в дискурсе англоязычного, грекоязычного и славяноязычного богословия всех, как кажется, материков и континентов (географию путешествий отца Кирилла можно увидеть на его странице в сети Фейсбук).

Слушателям о. Кирилла, наверное, будет интересно, как ему удается, казалось бы, в чисто гуманитарной сфере, сохранять точность формулировок и строгость мышления. Возможно, имеет значение и то, что он, как свидетельствует научная биография, начинал как физик-теоретик…

Перейдем к содержанию и принципам онлайн-курса о. Кирилла Говоруна. Сразу необходимо отметить, что структура в виде логической последовательности из семи лекций указывает на образовательную цель курса. То есть, представленный видеоряд можно считать последовательно изложенным учебным спецкурсом. Действительно, Открытый православный университет Святой Софии-Премудрости планирует в ближайшее время сделать его частью своего учебного плана. И тогда те, кто пожелает пройти апгрейд в своем богословском образовании (или в своем мировоззрении), смогут ощутить ценность и радость системного обучения.

Как современную особенность изложения отметим, что автор с легкостью знакомит слушателя с мощными инструментами современной богословской мысли. Эти инструменты — философские категории анализа содержания объектов и сложных систем. С одной стороны, эти категории древние, как ровесники европейской культуры — ведь их начал применить еще Аристотель. С другой стороны, это не музейные экспонаты — они и сейчас актуальны. Говорун доходчиво объясняет, насколько эффективно работает аналитика распознавания общего и частного, разделения и различения, природы и ипостаси. Важен акцент на том, что развитие догматики — это не абстрактные, спекулятивные рассуждения, но условие догматически проверенного понимания того, что есть спасение, сотериология. Автор подробно рассматривает, как повреждение той или иной догматической формулы (часто с благими намерениями) сразу же приводит к потере основной истины боговоплощения — воскресения и спасения человека во всей полноте его человечества.

Каждая основная тема состоит из трех видеороликов. Практически все темы, а особенно начиная с третьей («Проблемы христологии») — не просто пересказ того, о чем спорили богословы древности, но приглашение к актуальному переживанию смысла. Автор неоднократно акцентирует на том, что живое церковное Предание подразумевает необходимость для каждого поколения переживать по-новому догматы, выработанные много веков назад. И духовный путь личности означает, что мне стоит постоянно определять в себе — каково мое понимание троичности, боговоплощения или церковности, и их влияние на вектор моих духовных усилий.

Хочу отметить еще две особенности данного курса. Во-первых, курс «Классика и современность в богословии», мне кажется, находится вне системы координат «консерватизм-либерализм». Ни для кого не секрет, что сейчас в мировом православии есть два крыла: консервативная идеология «скреп», опирающаяся на политические и финансовые ресурсы России, и такое мировоззрение богословского сообщества в поместных Православных Церквах, которое не хочет, чтобы православие сводилось к роли религиозного компонента «русского мира». Архим. Кирилл прямо не затрагивает эту дилемму, но, считаю, что видеокурс не дает никаких оснований, чтоб упрекнуть автора в какой-либо идеологичности — то ли как уклонение в сторону консерватизма, то ли в полемику с ним. Более того, в пятой теме он блестяще объясняет, как в Новое время в Церкви появляется под разными видами и политическая, и национальная идеология, которая при этом не свойственна сути церковного учения. И все же (это второй важный момент) автор в разделах, посвященных экклезиологии (учению о Церкви) затрагивает проблемы мирового православия, в частности, те, которые явно или в подтексте фигурировали в контексте Всеправославного собора на Крите в 2016 г. Говорун ясно раскрывает проблему национального измерения в церковном сознании и предлагает оригинальные размышления по поводу соединения универсального и поместного начал в Церкви. Эти размышления, считаю, являются актуальными не только для украинского контекста (поэтому данный курс изложен на русском языке, хотя в образовательной программе нашего университета предусмотрены и украиноязычные курсы).

Итак, кто будет слушать — не пожалеет. Добавлю, что данный онлайн-курс — лишь первый из десяти, запланированных в просветительской и образовательной программе Открытого православного университета. Все только начинается 🙂

Тема 1: Краткий обзор основных идей классического богословия: Троица, Воплощение и Церковь.

1/1. Основные понятия богословия: Троица

1/2. Основные понятия: таинство Боговоплощения

1/3. Основные понятия: богословие о Церкви (экклесиология)

Тема 2: Традиция. Арий и Афанасий Александрийские.

2/1. Классики в богословии и современность. Троичный догмат в традиции

2/2. Классики в богословии и современность. Дискуссии с арианством

2/3. Арий и Афанасий. Учение о Боговоплощении

Тема 3: Каппадокийцы, Аполлинарий Лаодикийский, Кирилл Александрийский.

3/1. Классики и современники в богословии. Каппадокийцы, Аполлинарий

3/2. Христология. Александрийцы, Аполлинарий, антиохийцы

3/3. Христология. Полемика Кирилла и последователей о природе Христа

Тема 4:  Халкидонский собор. Первая великая схизма и экуменические попытки ее уврачевания. Плюрализм и унификация церковной жизни. Вторая великая схизма.

4/1. Поздняя античность. Итог послехалкидонских споров

4/2. Средневековое разделение Востока и Запада

4/3. Разделение Востока и Запада, богословские аспекты. Эмансипация

Тема 5: Идеи и практики иерерхизации и эмансипации. Влияния модерна на Церковь.

5/1. Период господства ислама. Влияния модерна на Церковь

5/2. Влияние модерна в Православии. Идеологизация. Национализм

5/3. Влияние модерна и реакции церквей. Фундаментализм и этнофилетизм

 Тема 6: Диалектика церковного самосознания.

6/1. Диалектика церковного самосознания

6/2. Диалектика церковного самосознания

6/3. Диалектика церковного самосознания

Тема 7:  Божественное и человеческое, природа и структуры в Церкви.

7/1. Божественное и человеческое, природа и структуры в Церкви

7/2. Природа и структуры в Церкви. Вопрос о первенстве

7/3. Предание Церкви и актуальность переживания опыта Церкви

Залишити відповідь