Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Духовная жизнь > Молитва занятого человека

Духовная жизнь

Молитва занятого человека


Вниманию читателей «Киевской Руси» предлагается отрывок из книги пастырских размышлений выдающегося современного литургиста архимандрита Роберта Тафта, представленных во время ежегодного семинара в Украинской католической семинарии св. Иосафата в Вашингтоне 7-10 января 2008 года. В дальнейшем мы намерены перевести на русский язык и опубликовать еще несколько отрывков из этой небольшой книги.

Во время наших занятий я бы хотел научить вас типу молитвы, который я называю «молитва занятого человека», — способу, который подходит для не-монашествующих священников и для других людей, усердно занимающихся пастырским служением и растерянных тем, что одновременно с заботами по администрированию прихода им нужно, например, обеспечивать и поддерживать семью. Такой образ жизни во многом похож на мою жизнь как иезуита, и такому способу молитвы я научился среди лихорадочных забот, связанных с моей работой. Посвященные монашескому идеалу в восточном понимании православного ученого монашества и занимающиеся церковной работой, иезуиты ведут активную, наполненную заботами жизнь в этом мире. В основе иезуитского взгляда на мир лежит представление, унаследованное от нашего основателя св. Игнатия Лойолы (1491-1556): только Бог может спасти этот мир, но Он избрал нас в качестве инструментов Своей деятельности. Одна из моих любимых молитв, написанная святой Терезой Авильской (1518-1582), современницей св. Игнатия, в совершенстве отражает такой взгляд:

Христос ныне не имеет тела, кроме вашего,
ни рук — кроме ваших, ни ног;
вашими глазами Христово сострадание должно смотреть на мир,
вашими стопами Христос желает идти, чтобы делать добро,
вашими руками Христос собирается благословлять нас теперь.

Это же видение выражено в византийской литургической традиции с помощью праздников, которые известны под названием synaxis (греч.), или собор, выпадающих в литургическом календаре на дни, следующие за главными праздниками истории Спасения. В эти дни празднуется роль людей, тесно связанных со спасительным таинством дня предыдущего: так, память Иоакима и Анны — родителей Девы Марии — совершается 9 сентября, после праздника Рождества Богородицы [здесь и далее даты указаны по старому стилю. — Пер.]; память Марии, Матери Божией совершается 26 декабря — после Рождества Ее Божественного Сына; св. Иоанна Крестителя чтут 7 января — вслед за днем Богоявления, или Крещения Господня. Во всем выражается одно и то же учение нашей веры: войдя в человеческую историю через воплощение Своего Божественного Сына, Бог возжелал объединить с нами Свои спасительные труды.

Такой взгляд, в равной степени Игнатиев и византийский, в корне отличается от современного гуманистического и секулярного социального идеала, претендующего на то, что люди сами в состоянии само построить общество, какое они хотят: свободное от человеческого деспотизма, детерминизма истории и сверхъестественного авторитета. Но в такой же степени он далек и от идеала раннего и восточного монашества с его радикально эсхатологической ориентацией и отрицанием этого мира. Наоборот, Игнатиевы служение и молитва, по словам иезуита Карла Ранера (1904-1984), которого многие считают величайшим католическим богословом двадцатого века, укоренены в позитивном, дружелюбном и радостном отношении к миру. Как отметил бывший генерал Общества Иисуса отец Петер Ханс Кольвенбах (1928-), игнатианская духовность «не настаивает на поиске Иисуса вне тварных вещей, но скорее на обретении Его в них, и в распознавании в полноте их автономного существования в состоянии зависимом — как сотворенных объектов».

Условием такого сотрудничества в исполнении Божия проекта о человечестве, однако, является соединение нас — человеческих инструментов — с Богом. И тут вступает в действие молитва. Без молитвы не существует такого понятия как духовная жизнь, не существует возможности быть соединенным с Богом, отсутствует шанс стать Его инструментом в спасении этого мира, и — я должен добавить — нет шанса жить счастливой и полноценной священнической или религиозной жизнью. Без молитвы мы не можем жить в Боге и с Богом. Как догматически утверждает Катехизис Католической Церкви: «Молитва — это жизненная необходимость. Молитва и христианская жизнь — нераздельны» (§§2744-2745).

Погруженные в этот мир, мы нуждаемся в духовности «Благослови этот беспорядок», так кстати выраженной Майклом Холлингзом — перегруженным работой городским приходским священником церкви Святой Марии Ангелов в Бейсуотер, Лондон, в статье для лондонской Tablet от 29 апреля 1988 года. Описывая годы своей учебы в Риме, о.Холлингз вспоминает «Бобби» Дайсона, иезуита восточного обряда, с которым я имел счастье познакомиться и служить кантором на его Божественной литургии во время моего первого посещения Рима в мае 1959 года, по пути домой в США после нескольких лет преподавания в Библейском институте в Багдаде, Ирак (1956-59), где Дайсон был профессором. Холлингз описывает, как в Риме

самым памятным лектором был иезуит о.Дайсон из Библейского института. В течение четырех лет его лекций по Писанию мы охватили практически всё сущее под небесами, даже не продвинувшись далее первых трех глав Бытия… Одна из фраз учения о.Дайсона о творении навсегда запечатлелась в моей памяти. Первоначальное состояние земли описывается по-еврейски tohu и bohu — «безвидна и пуста». С тех пор как я начал молиться и размышлять всерьез, я понял, что tohu и bohu — это ситуация не только на заре творения, но и там, где я нахожусь сегодня. Вот над этой безвидной массой, над этим беспорядком, и работает Бог.

Это настолько созвучно с тем, как выглядит порой моя жизнь, что я уже двадцать два года храню эту вырезку, и до сих пор получаю кривое облегчение всякий раз, как перечитываю. Активная жизнь служителя в современной Церкви — это поистине tohu и bohu, но мы можем позволить Богу придать ей форму и структуру с помощью нашей молитвы.

Перевод с английского прот. Андрея Дудченко по изданию: Liturgy: Model of Prayer—Icon of Life. An Orthodox-Catholic Liturgical Retreat by archimandrite Robert F. Taft, S.J. Eastern Christian Publications, Fairfax, VA, 2008.

 

Читайте также: Основные принципы молитвенной жизни

Дата публикации: 27.06.2012