Данной публикацией мы оканчиваем небольшую серию пастырских заметок крупнейшего современного литургиста архим. Роберта Тафта, посвященную молитвенной жизни священнослужителей, живущих в современном мире. Надеемся, что читатель «Киевской Руси» сможет извлечь из них и нечто полезное для себя.
Все, сказанное ниже, будет относиться не к теории, а к практике ежедневной молитвы, основанной преимущественно на моем личном опыте — в области, в которой я не претендую на особое мастерство или, тем более, на непогрешимость. Мой личный опыт в том, что духовная литература называет эвфемизмом «духовное руководство», часто был негативным, и у меня отсутствуют романтические представления насчет своей компетенции в этом деле. Более того, мне представляется, что современная практика — немногим лучше тирании — духовных отцов и матерей, а также духовников в некоторых восточных христианских традициях, которые присваивают себе право отлучать людей от святого Причастия, – на мой взгляд, в наше время это недопустимое насилие над свободой совести. (О православной практике см. недавнее чрезвычайно необходимое и превосходное исследование архимандрита Иова (Гечи) «Исповедь и духовное руководство в Православной Церкви: некоторые современные вопросы одной весьма древней практике» — “Confession and Spiritual Direction in the Orthodox Church: Some Modern Questions to A Very Ancient Practice,” St. Vladimir’s Theological Quarterly 51 (2007) 203-220, особенно 212-15.)
Теперь, когда вы знаете цену всему этому, изложу некоторые свои представления о молитве занятого христианина, активно занятого служением или иной деятельностью в нашем лихорадочном мире.
1. Lectio divina. Первый рекомендуемый мною способ молитвы — это классический монашеский метод, который свт. Феофан Затворник называл «молитвой ума», и который приводит к духовно чистой «молитве ума в сердце», – метод, подобный тому, что на Западе называют lectio divina. Он состоит в поставлении себя перед Богом и чтении текста Писания, псалма, молитвы, тропаря, apophthegmata или «изречений» отцов, то есть любого духовного или богослужебного текста, впитывания его, рассказывания о нем Богу и вслушивания в тишине своего сердца в то, что Он ответит. Для такого способа молитвы я нахожу идеальными псалмы, а кто-то другой может с равным успехом делать то же самое, созерцая икону.
2. Молитва-интериоризация. Метод, который я называю «интериоризацией», лучше всего подходит для священнослужителей, чья жизнь занята совершением священных Таинств Церкви. Этот метод состоит в приложении lectio divina к литургическим текстам. Молитвенно размышляя над текстами Божественной литургии или других таинств, мы учимся вживаться и углубляться в свою литургическую жизнь и служение, делая ее не только молитвой Церкви, но и своей собственной.
3. Рассеянная молитва. Такое, может быть, неудачное название — «рассеянная молитва», или «молитва рассеянности» — моей собственной чеканки. В противоположность указаниям различных духовных руководств, я нашел невозможным отогнать во время молитвы рассеянность и уже давно сделал вывод, что бесполезно и пытаться. Точнее, я просто включаю в молитву и то, что отвлекает внимание, делаю это предметом своей беседы с Богом, говоря Ему о том, что я слабый грешник, неспособный думать о Нем даже две минуты без блужданий ума, возможно, с сомнениями в вере и даже с эротическими помыслами и искушениями, и прося Бога быть со мной даже в моей малости, моей греховности, моей неадекватности…
4. Молитва везде. Молитва везде означает именно то, что слышите: молитву в любом месте, где мы находимся. Молитва, когда мы идем по тротуару, делаем покупки в супермаркете, едем на поезде, в машине или самолетом, в метро или где бы то ни было. И здесь, снова, невозможно избежать рассеянности: нас отвлекают толпы людей, привлекательные женщины, сумасшедшие и всё, что причиняет беспокойство, мы отключаемся на помехи от попрошаек или бездомных… Что ж, я предлагаю решить эту проблему так: просто молиться за всех них, за каждого из них, вместе или по отдельности. Я вручаю их в руки Божьи. Я прошу Его привести неверующих и далеких от Евангелия к вере в Него и к надежде на Его Божественную милость; привести некрещеных и невоцерковленных к спасительным водам Крещения; подать находящимся в грехах Его спасающую благодать обращения и покаяния. Я прошу Его исцелить больных и престарелых, утешить печальных и одиноких. Я благодарю Его за здравие своего ума и духа, за то, что у меня много друзей, что мне не приходится беспокоиться о пропитании, крове, медицинской помощи и других необходимых для жизни вещах… Такой вид «молитвы везде» — совершенно восточный и традиционный: как говорит свт. Иоанн Златоуст, «можно возносить Богу пламенные молитвы, даже когда идешь среди людей или одиноко странствуешь, или когда сидишь в своей лавке… когда покупаешь или продаешь… или даже когда готовишь пищу» (PG 63:585, цит. в: Катехизис Католич. Церкви, §2743). Все, что я сделал — повернул это на современный лад.
5. Иисусова молитва. Молитва Иисусова — традиция, занимающая самое сердце православной духовности, это тоже молитва для всякого места. Так говорит о «святой и обоживающей» Иисусовой молитве св. Симеон Солунский (†1429) в главе 297 трактата О Божественной молитве, который включен в Добротолюбие: «Всегда молись этим именем как молитвой: и умом, и языком, когда стоишь или идешь, сидишь или ложишься, разговариваешь или что-то делаешь — всегда старайся так делать» (PG 155:548). В некотором смысле молитва Иисусова может быть названа именно той молитвой, которой можно охарактеризовать внутреннюю молитву в византийской православной духовности. Укорененная в Писании, она состоит из двух евангельских цитат: из молитвы слепого человека в Лк 18:38: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!», и из молитвы мытаря в Лк 18:13: «Боже, милостив буди мне, грешному» (здесь я следую замечательному введению [митр. Каллиста] Уэра к Искусству молитвы, 27-37). Повторение этих слов снова и снова, при подсчете количества прошений с помощью четок или komvoschoínion, согласовывается с дыханием молящегося и постепенно начинает совершаться само собой, так что со временем сводится к «Иисусе, помилуй!» с каждым вдохом.
6. Молитва во грехе. Иисусова молитва — это молитва грешников, то есть всех нас, «от нихже первый есмь аз», как говорится в молитве перед святым Причастием. Бывает так, что мы чувствуем себя виновными в серьезном грехе или утратившими Божью дружбу и благодать, или же умышленно изгнавшими Святого Духа, Который обитал в храме нашей души. Это рискованное время для молитвы, потому что мы можем чувствовать себя недостойными приблизиться к Богу даже в молитве. Но это будет серьезной ошибкой, потому что именно в огне молитвы наши грехи попаляются Божественным состраданием и любовью, и мы возвращаемся к благодати. Возможно, в этот момент мы еще не готовы пойти на исповедь. Что ж, расскажите Богу о вашем грехе, скажите Ему, что боитесь Его гнева и боитесь даже исповедаться, объясните Ему, что случилось. Конечно, Он и так знает случившееся лучше, чем мы, но это не имеет значения: изложите Ему свою точку зрения, расскажите, как именно вы это видите, – говорите что угодно, но прежде всего — молитесь. Молитесь, и вы ощутите Его любящее прощение, и покаянный зов войдет в ваше сердце и согреет его, очищая от всякого греха, приготовляя вас к благодати таинства исповеди. И пусть ваша собственная греховность станет для вас лучшим уроком как для духовника и пастыря, чтобы ваше служение никогда не подвергалось испытанию суровости, осуждения или любопытства задавать лишние вопросы, но чтобы с вами были только любовь и мир Христа Иисуса, распятого не только за грехи ваших исповедников, но и за ваши собственные.
7. Молитва, открывающая день. В начале дня мы часто переживаем, что принесет этот день, как успеть сделать все запланированные дела. Это время для «молитвы наперед», как я ее называю, нечто вроде духовного приготовления к предлежащему дню. (Материал этого параграфа, взятый из заметок к моему семинару 3 апреля 1993 года и законспектированный из того, что я читал в то время, без сомнения, не оригинальный, но я уже давно забыл, какому источнику обязан за эти мысли.) Обычный материал для ежедневной молитвы занятого служителя Божия — это те вещи, с которыми мы встречаемся изо дня в день. Прежде всего, мы должны знать, о чем собираемся просить в молитве, «id quod volo — чего я хочу», как называет это св. Игнатий. Цель молитвы — это, конечно же, быть с Богом, но мы должны сосредоточиться, должны знать, чего хотим от Него сегодня. Когда мы начинаем молиться, мы обозреваем предлежащий день и просим помощи Божьей на то, что предвидим. В какие моменты сегодняшнего дня мы будем особенно нуждаться в Нем? Что именно мы попросим сегодня у Господа? Затем начните lectio divina по материалу, выбранному вами, и читайте до тех пор, пока что-нибудь не принесет вам покой. Если кажется, что ничего не «работает», просто положитесь на Бога, позвольте сегодняшнему дню идти своим чередом и вместе с Богом его анализируйте. Принесите Ему то, что занимает ваши мысли, и в Его присутствии испытайте свои чувства и реакции, и во всем просите Его помощи.
8. Молитва, подытоживающая день. В конце дня сделайте то же самое, но наоборот (см. Dennis Hamm, “Rummaging for God: Praying Backwards Through Your Day,” America (May 14, 1994) 22-23). Это «испытание совести», или «испытание сознания», как теперь более кратко называют «общее испытание совести» св. Игнатия (Дух. упр., §43). После молитвы о благодати Божия просвещения, в покаянии и благодарении мы анализируем события и чувства, как позитивные, так и негативные, которые выходят на поверхность во время «проигрывания» прошедшего дня, молимся о них с благодарностью и/или сожалением, и смотрим вперед в завтрашний день, прося у Бога помощи на предлежащие задачи и проблемы.
9. Молитва благодарящей любви. Более длительная и основательная разновидность этой молитвы — это моя упрощенная версия «Contemplatio ad amorem — Размышления о достижении любви Божией» св. Игнатия (Дух. упр., §§230-237). Это тоже довольно легкий способ молитвы для того, кто устал или удручен, и у кого не хватает сил — молитва великого утешения и благодати. Я просто анализирую всю свою жизнь с самого начала и в каждом ее моменте вижу направляющую десницу Божью, и даю возможность своей любви и признательности за Его промыслительную заботу излиться в молитве любящей благодарности. Я благодарю Его за то, что Он призвал меня к бытию, что я родился в свободной стране в семье пылких верующих, которые крестили меня и воспитали в любви к Церкви, к нашей христианской вере и обычаям, – чего не могли бы сделать атеисты или нехристиане. Я благодарю Его за католическое образование, которое получил дома и в университете Christian Brothers, за свое призвание и за милость сохранить его. Я благодарю Его за друзей, которые любили и поддерживали меня, и прошу Его простить мои падения, мою неверность им и Ему, и в особенности — множество моих грехов.
Перевод с английского прот. Андрея Дудченко по изданию: Liturgy: Model of Prayer—Icon of Life. An Orthodox-Catholic Liturgical Retreat by archimandrite Robert F. Taft, S.J. Eastern Christian Publications, Fairfax, VA, 2008.
Предыдущие заметки: