Продолжаем публиковать отрывки из книги пастырских размышлений архимандрита Роберта Тафта, представленных во время ежегодного семинара для священнослужителей и семинаристов в Вашингтоне 7-10 января 2008 года.
Что я могу порекомендовать на основе собственного опыта в качестве способов молитвы для занятого труженика в Божием винограднике? Во-первых, несколько простых, но нерушимых принципов молитвенной жизни: (1) молитесь регулярно; (2) держитесь простого метода; (3) придайте молитве структуру; (4) соблюдайте это, что бы ни случилось.
1. Молитесь регулярно. Для любой жизни, и особенно для любой духовной жизни, необходимо правило, потому что без регулярности молитва обычно становится первым, что выпадает на обочину. Один из руководителей ордена Иезуитов однажды написал, что половина проблем с молитвой, которые есть у наших людей, исчезнут, если они научатся всего лишь вовремя ложиться спать. Я отвечаю «Аминь!», потому что мой опыт подтверждает это. Так что установите для себя распорядок для отдыха и подъема, за исключением особых дней, выходных или праздников, то есть тех дней, когда церковные службы или другие обязанности могут вынудить изменить обычное расписание, – и затем придерживайтесь его.
2. Держитесь простого метода. Совсем скоро я предложу несколько самых простых, испытанных и проверенных традиционных способов молитвы. Я строго советую не увлекаться сложными, запутанными методами, включающими все виды умственной гимнастики и физических упражнений.
3. Готовьтесь к молитве. Хорошая помощь — уделить несколько минут перед сном подготовке материала к завтрашней утренней молитве, то есть выбрать духовный текст, псалом, икону, тему, текст молитвы, – всё, что желаете использовать в качестве трамплина для молитвы на следующий день. Например, возможно, кто-то день за днем следует по Божественной литургии, размышляя над каждым из текстов ее молитв или «вживаясь» в него. Если так, то прочитайте молитву, приготовленную на следующий день. Или, возможно, кто-то молится своим способом, продвигаясь глава за главой по Евангелию. Если так, то прочтите на ночь предстоящую главу.
4. Придайте структуру своей молитве. Это значит имейте более или менее установленный способ начать молитву, когда обстоятельства это позволяют. Минимальная структура может заключать в себе, например, несколько мгновений тишины, для того чтобы сосредоточиться и осознать, что всегда находишься в присутствии Бога. Некоторые духовные авторы называют это «поставить себя в присутствие Бога», но конечно же, на самом деле это Бог всегда нас ставит в Свое присутствие! А от нас зависит — донести эту реальность до нашего сознания с помощью веры и благоговения. Затем совершите великий поклон, прочтите полное начало (от «Благословен Бог наш…» до троекратного «Приидите, поклонимся…») и сосредоточьтесь на предмете молитвы, испрашивая у Бога то, что в особенности желаете получить от Него в качестве благодати или как плод текущего дня и его молитвы.
5. Соблюдайте это, что бы ни случилось. У молитвы есть много помех: слишком много работы, усталость, гнев, депрессия, упадок духа, отвлечение внимания, искушение, грех… О некоторых из них я вкратце скажу. Но мы никогда не должны позволять им служить препятствием или разрушить нашу молитвенную жизнь, поэтому позвольте мне повторить: без молитвы не существует христианской жизни.
Перевод с английского прот. Андрея Дудченко по изданию: Liturgy: Model of Prayer—Icon of Life. An Orthodox-Catholic Liturgical Retreat by archimandrite Robert F. Taft, S.J. Eastern Christian Publications, Fairfax, VA, 2008.
Продолжение: Способы молитвы для занятого труженика в Божьем винограднике
Читайте также первую часть: Молитва занятого человека
Сповіщення: Молитва занятого человека :: Киевская Русь