Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Паломничество > Город, к которому ведет Господь

Паломничество

Город, к которому ведет Господь


Иерусалим… Вот и меня сподобил Господь побывать в этом святом, благодатном месте, окропленным слезами и чаяньями миллионов поколений людей. Я крепко убеждена и чисто верю в то, что каждого в Иерусалим ведет Господь. На каком-то из этапов жизненного пути люди приходят к осознанию того, что, пройдя тернистый путь Христа, поклонившись святым местам, где Он родился, где проповедовал, учил вере и где был распят за грехи всего человечества, они очистят свою душу для спасения и жизни вечной.

Как одно мгновение пролетели десять дней моего паломничества по Святой Земле, а каким долгим был мой путь в Иерусалим! Таким же, как и сам путь к осознанию самой веры…

Старый город Иерусалим. В центре — купол мечети Аль Акса на Храмовой горе.

— Я еду в сентябре паломником на Святую Землю. Волей случая мне предоставлена возможность побывать во многих святых местах этой великой Земли, соприкоснуться с живым Евангелием, — говорила я матери, вспоминая о том, как из года в год откладывалась эта поездка, задуманная еще моим отцом, которого уже нет с нами. К тому же я с большим трепетом ожидала посещения могил ветхозаветных святых, праотцев. В их числе — святая праведная праматерь Лия, имя которой я ношу, которая является моим небесным покровителем. Возможность своими глазами увидеть могилу св. праведной Лии стала для меня великой милостью Божьей, ведь я воспитывалась в семье с православными традициями, и для меня день Ангела, или именины — всегда особенный день, — день моего духовного рождения.

— Я рада за тебя, дочка. Только ты должна исполнить одну мою просьбу, — сказала мама.

— Какую?

— Когда будешь в Иерусалиме, стань на колени и поклонись Святой Земле.

Вот таким было для меня благословение матери в далекий путь, в священное место для всего человечества. И только в Иерусалиме, на Святой Земле, спустя некоторое время, я пришла к пониманию просьбы своей матери, которая, как оказалось, раскрывала всю глубину и суть паломничества.

 

Святая Земля и святые

Как овцы бегут на зов пастуха, так и мы, ступив на иерусалимскую землю, следовали за нашим пастырем, руководителем группы отцом Андреем Дудченко, священником Спасо-Преображенского собора. Наше паломническое путешествие по Святой Земле началось с его духовного просветительства. Отец Андрей совместно с нашим гидом сестрой Людмилой, солнечной и добрейшей инокиней из Иерусалимского Патриархата, на протяжении всей поездки наставляли и вразумляли нас, заботились о нашем духовном росте, подпитывали живительной энергией веры. Они каждый день читали нам Евангелие, которое оживало в этих священных местах Ветхого и Нового Заветов.

Духовные наставления. Наш гид — сестра Людмила и руководитель группы о. Андрей Дудченко.

В первый день по прилету в Израиль мы узнали, что такое истинное паломничество, какие традиции паломничества поддерживали наши предки. Из рассказов сестры Людмилы я впервые узнала о том, что на Святую Землю русские паломники в 19 веке прибывали кораблем из Одессы в порт Яффо, а затем чугункой, которая до сих пор сохранилась, — в Иерусалим, к храму Воскресения Христова. Первое, что совершали паломники на Святой Земле – это падали ниц и целовали землю. И тут, после этих слов матушки, меня осенило… Ко мне пришло понимание давней христианской традиции «целования Святой Земли». Нашему национальному мировосприятию свойственно благоговение к святыне, мы испытываем потребность в такого рода трепетных поступках, выказывая чувствами всю свою искренность… В этот миг символической для меня стала просьба мамы, ведь она явилась доказательством того, что традиция наших предков жива, она предается из поколения в поколение!

Впервые нам довелось слышать и о старой традиции окунания в трех водах Израиля. Истинным паломником считался тот, кто омывался в Мертвом море, где просил у Господа очищения от грехов; в реке Иордан, где просил о Божественной благодати и помощи для последующего пути; в водах Галилейского моря, где просил об укреплении в вере. Из Евангелия мы знаем, что именно на этом море апостол Петр усомнился, что сможет пройти по воде. На родину паломник увозил со Святой Земли веточку пальмы и крестик из оливкового дерева, и само слово «паломник» происходит от латинского «пальма».

Ну и самое главное… В начали пути особенно запомнились напутственные слова наставников о том, что смыслом нашего паломничества должно стать «удостоверение подлинности, а не призрачности Боговоплощения. Прикосновение к Святой Земле, поклонение евангельским святыням, мощам святых угодников Божьих, чудотворным иконам является не чем иным, как укреплением нашего познания о присутствии Бога на Земле. А мысль отца Андрея о том, что паломничество есть подвиг, и что всякий серьезно верующий христианин по-библейски называется святым, то есть принадлежащим Богу, — одухотворяла и поддерживала в течение всей этой особенной поездки.

Группа паломников «Лико-град», как нас называл о. Андрей. Нажмите, чтобы увеличить изображение.

 

На пути к таинственной пещере

Этот день был особенным. Это был день нашего пребывания в древнем городе Хевроне, где находятся могилы праотцев Авраама, Исаака и Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии. Осуществилась моя мечта побывать у гроба небесной покровительницы — св. праматери Лии. Однако все мы тревожились… Зная, что в Хевроне часты столкновения между еврейским и арабским населением, мы морально были готовы к тому, что не сможем посетить это место. Однако удача была на нашей стороне. Приближаясь к пещере Праотцев — Махпеле, из окон автобуса мы наблюдали военные патрули.

Но в городе было мирно и тихо. У входов к Махпеле — те же патрули, которые без особого внимания проводили досмотр и отпускали нас. Махпела — высокое каменное сооружение, чем-то напоминающее мавзолей, именно там за стенами в подземных пещерах и покоится прах старозаветных патриархов и их жен.

Как оказалось, это место не совсем обычно, оно загадочно и таинственно. Ведь мы ожидали увидеть там надгробия. Но попав внутрь сооружения, увидели символические могилы-кенотафы с именами праотцев.

Доступа к погребальным гротам нет, они находятся глубоко под землей. Из рассказов и легенд о пещере праотцев известно, что только нескольким людям за все существование мира удалось побывать в этих гротах. Из-за этого, по всей видимости, размещение кенотафов является также условным. В наши дни в этом святом месте открыто единственное небольшое отверстие в грот, через которое опускается немеркнущая лампада.

За символическую плату надзирателю я опустила через это отверстие записки. Это стало для меня той единственной нитью, которая соединяла с непостижимым миром, который существовал еще более семи тысяч лет назад.

А потом, в Хевроне, мы побывали в храме святых Праотцев, который находится в ведении Русской духовной миссии. Этот день воистину мы посвятили памяти наших прародителей. Возле храма находится знаменитый Мамврийский дуб.

Согласно книге Бытия, возле этого дуба праотец Авраам оказал гостеприимство трем ангелам, предвозвестившим рождение от него сына.

Искреннюю радость вызвала у меня встреча с послушником храма, который принимал записки и продавал церковную утварь. Вспоминая эпизоды документального фильма «О земле Иисуса», подготовленного Русской духовной миссией в Иерусалиме, я узнала в нем того самого милостивого профессионального хирурга, который решил посвятить свою жизнь Богу, трудясь на земле Иисуса. Вся история жизни этого человека заслуживает уважения. Из рук батюшки я получила просфору.

 

Русская Палестина

Дальнейшая программа была построена таким образом, чтоб каждый из нас смог расширить познания о местах Святой Земли, чтимых, прежде всего, русскими паломниками. Православные паломники на Святой Земле находятся под опекой Русской духовной миссии, история которой насчитывает уже более 160 лет. Период расцвета Миссии связывают со служением ее начальника архимандрита Антонина (Капустина).

Могила архим. Антонина (Капустина) в Спасо-Вознесенском Елеонском женском монастыре в Иерусалиме.

В период своего служения с 1865 по 1894 гг. архимандрит Антонин приобрел для православных паломников несколько участков со святынями палестинской земли. Паломники условно их называют Русской Палестиной. Сегодня на этих местах цветут, благоухают церкви и монастыри, за которыми с такой нежностью и заботой присматривают православные насельники в монашеских облачениях. В какой бы уголок территории русских монастырей ты не попал, везде чувствуется бережность отношения к каждому цветку, дереву, плоду, камню.

За время пребывания на Святой Земле мы побывали в православном храме в честь св. апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо (возле Тель-Авива, 80 км от Иерусалима).

Были мы в русском Спасо-Вознесенском Елеонском женском монастыре, который находится на самой вершине Елеонской горы в Иерусалиме, на месте Вознесения Спасителя.

По дороге к монастырю, вдалеке — кельи монахинь.

Посетили и церковь святой равноапостольной Марии Магдалины, которая располагается у подножия Масличной (Елеонской) горы, в Гефсимании, чуть выше Гробницы Божией Матери.

А также навестили женский Горненский монастырь (в Эйн-Карем, 4 км от Иерусалима).

Русские монастыри на Святой Земле в основном женские, и это видно сразу по обустройству и убранству храмов. Одним из самых красивейших мест «Русской Палестины» является место, где стоит церковь святой равноапостольной Марии Магдалины. Вид на старый город, который открывается с площадки у входа в храм, сразу покоряет воображение. Вокруг храма — цветущий парк. И эта красота доступна русскому паломнику.

В монастырях несут свое послушание сестры разных национальностей, и у каждой — своя история служения Богу на этой благословенной Земле.

С большим интересом и трепетом я ожидала встречи с инокинями, которых Господь удостоил возможности жить, духовно обогащаться и спасаться, произносить молитву в монастырях за весь православный народ. При общении с насельницами чувствуется духовная близость, единение в вере, сопричастие. А на их лицах — умиротворение, эти люди лишены житейской суеты. Я подарила монахине из Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря икону «Образ Киевской «Похвалы Пресвятой Богородицы», а она в ответ сообщила, что ее соседка по келье — сестра из Украины.

 

Монах с Умкой

Чтобы приобщиться к истории монашеской жизни в Палестине, мы отправились в монастыри, с которых берет свое начало палестинское монашество. Неоднократно я слышала фразу от своих родных: «Судьбы мира решаются в кельях монахов», — после того как приходила к выводу, что мир себя уничтожает. Но на Святой Земле, которая, как и Египет, является колыбелью христианского монашества, веками собиравшей и умножавшей молитвенников, ты осознаешь и еще раз убеждаешься, что мир существует благодаря их молитвам.

Неподалеку от Иерусалима на территории национального парка Эйн Прат находится первый монастырь на Святой Земле — Фарранская лавра преподобного Харитона Исповедника. Монастырь находится в горах на склоне каньона вади Прат, куда мы шли пешком.

В ответ на наш звонок к дверям монастыря вышел монах с собакой, которая всех пристально изучала и обнюхивала. Как оказалось, монах Харитон — единственный насельник древней лавры, а собака Умка — его верный друг уже многие годы. По рассказам отца Харитона, который потчевал нас вкуснейшим чаем и конфетами, он уже много лет в одиночку поддерживает, восстанавливает и благоукрашает обитель.

Первый храм, который был основан преподобным Харитоном Исповедником – разрушен, сохранились лишь малые остатки его алтарной части храма. На территории монастыря находится могила святого, но мощей там нет.

Мы побывали в двух пещерных церквях, которые обустроены с большой любовью и благоговением…

По ходатайству отца Харитона в обители доставлены частицы мощей святых угодников Божьих, среди них — частицы мощей святителя Николая Чудотворца, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Отец Харитон скуден на расспросы о своем выборе монашества, ведь, как известно, путь праведника тернист. Но на вопрос одной из паломниц, не тяжело ли в одиночку обустраивать обитель, он размышляет: «Человек не может быть один, он живет с Богом. Когда человек с Богом, он не чувствует ни времени, ни расстояний. Но если человек живет без Бога, то тогда — хоть волком вой». Какими-то пророческими выглядели слова насельника: «Оскудевают монастыри Святого Града молитвенниками, остаются пустые кельи. Раньше вся эта пустыня жила, пустыней Святого Града она называлась, ведь целые города монахов тут были. Сейчас в Иерусалиме только женские монастыри и заполнены. Но на все святая воля Твоя, Господи. Помоги и помилуй. Сейчас самое благоприятное время для спасения. И мы есть живые свидетели того, как через болезни, которые нас сейчас одолевают, человек будет спасен».

Провожал нас отец Харитон, как и встречал, со своим верным спутником Умкой. Кстати, я наблюдала… Собака в храм не заходит, ложится у дверей, пока народ молится.

На память о посещении монастыря отец Харитон подарил акафист преподобному Харитону исповеднику, а также открытку раки с мощами святителя Иоанна Шанхайского, о котором духовные отцы говорили, что этот человек «есть чудо аскетической стойкости и строгости».

 

Листья пальмы и белоснежный голубь

«У паломников надолго в сердце остаются воспоминания о лавре Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Святой Савва — ревностный устроитель монашеской жизни в Палестине», — сообщил нам отец Андрей по пути в монастырь. Слушая рассказ батюшки о великом подвижнике, об основании его трудами нескольких лавр, о его авторстве православного церковного Устава, «Типикона», — мысленно рисовала себе монастырь, куда мы направлялись, со множеством церквей и келий монахов, лавок с церковной утварью, библиотеками и духовной школой.

Но какое же удивление постигло женщин нашей группы, когда нас оставили за стенами монастыря, не пустив на территорию. Как оказалось, до нашего времени монастырь чтит и хранит традицию монашеского затворнического подвига, его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей.

Для «умягчения сердец» каждая из женщин получила в подарок из рук монаха икону преподобного Саввы Освященного и елей, освященный на его мощах. А какой трогательной оказалась просьба одной из матерей-паломниц для своей дочери о листьях пальмы! Оказывается, внутри стен монастыря растет финиковая пальма, посаженная самим святым, листья которой особым образом используют для заваривания чая в случаях бесплодия.

Созерцать обитель женщинам разрешено с высоты птичьего полета. Тропа вьется вдоль стен монастыря и уводит высоко в гору. С соседней горы, с самой высокой точки за территорией монастыря видно эту обширную обитель, которая усеяна одиночными кельями монахов, высеченных в скалах. По рассказам отца Андрея, в настоящее время в монастыре живет 15 монахов, в основном греки. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, главным среди братии является назначенный патриархом игумен.

«Когда мы зашли в храм, там совершалась служба. Ощущения, которые я там испытал, нельзя объяснить. Это выше моего разума. Именно, то, что я раньше слышал о «намоленных» местах. Я думаю, это место — именно здесь. Каждый христианин должен тут побывать, пока еще есть время», — делился со мной Владимир, один из паломников нашей группы.

Действительно, это место является одновременно прекрасным и страшным. Рассказывает сестра Людмила: «Поток Кедрон течет по Иосафатовой долине, которая начинается от Иерусалима и тянется до монастыря св. Саввы. Здесь будет происходить последняя борьба между добром и злом – суд Божий». Сейчас же тут совершается неустанная молитва о спасении мира.

Закончив рассматривать горные красоты и извилистый Кедронский поток, мы спустились к воротам монастыря, ожидая батюшку с паломниками-мужчинами. В это время мальчик возле стен монастыря угощал нас чаем, который источал незабываемый аромат. С приходом батюшки мы засобирались в обратный путь, и вдруг… как будто из небесной обители над нами воспарил белоснежный голубь.

 

Открыть сердцем — обрести навсегда

В Иерусалиме есть места, где слезы текут самопроизвольно, а по телу пробегает дрожь. Эти места потом часто снятся, они остаются в сердце навеки. Живой поток людей к этим местам вот уже тысячи лет не прекращается. Сюда спешат для молитвы…

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова), Гробница Божьей Матери в Гефсимании, храм Рождества Христова. Тут сходятся истории земли и Неба.

К храму Воскресения Христова мы шли ночью. Шли на литургию, которая в полночь совершается на Гробе Господнем служителями Иерусалимской Православной Церкви — греками. Чтобы попасть в храм, нам нужно было дождаться открытия ворот, которые выходят на храмовую площадь.

Первые минуты перед святыней – это страх, трепет и какое-то замешательство в сознании. Мы тщетно пытались попасть перед службой в Кувуклию… В итоге туда попали единицы, ведь вокруг собралось множество православного народа. В эту ночь совершалась архиерейская православная литургия, Кувуклия во время службы служила алтарем храма Воскресения Христова.

Небольшой группой мы стояли на службе возле входа в Кувуклию, присматривая за подсвечниками и думая, молясь о своем…

Православный монах, грек по национальности, который уже много лет несет послушание возле святого места, был похож на льва, который охранял своего хозяина. Он как громовержец сметал на пути паломников, которые пытались нарушить правила прохождения к Святому месту.

В эту ночь, возле смертного одра Спасителя и места Его Воскресения собрались в основном украинские паломники. Вдалеке от родины в святейшем месте на земле звучала Господня молитва «Отче наш» на родном языке… Ах, как захватывающе и отрадно было видеть молитвенные порывы, единение душ верующих с Богом, воссоединение с Творцом! Именно в эти мгновенья познается вся глубина слов Господа: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».

Спустя день, выстояв часовую очередь у Гроба Господня, мы поклонились этой святыне. Еще надолго останутся воспоминания, сокровенные, отпечатавшиеся в душе на всю жизнь.

Ярким примером того, какое влияние на человека производит посещение Гроба Господня, для меня стал рассказ одной из паломниц: «После посещения храма Воскресения мой муж продолжал осенять себя крестным знамением и в гостинице». Похоже, сознание этого человека все еще оставалось в храме.

Сильные ощущения возникают и в другом священном месте земли Иисуса — пещере, где Он родился. В самом начале путешествия мы участвовали в Божественной литургии в пещере храма Рождества Христова в Вифлееме.

Великим духовным утешением стало для нас участие в этой общей молитве. Тесно прижавшись друг к другу, находясь всем сердцем в тихой благодати, мы переживали ликование и безмерное счастье, которое может сравниться лишь с чувствами при рождении человека.

В храме Рождества Христова наша группа причастилась святых Христовых Тайн, что воистину стало наградой за наше стремление приобщения к святости.

 

Любовью Своею объемлющая мир

«Мал ум мой, бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов», — говорил в писаниях о Матери Божьей старец Силуан Афонский. Так и нам, духовно слабым людям, тяжело передать все то трепетное отношение и всю глубину сердечного почитания тех святых уголков Палестины, где происходили события из земной жизни Божьей Матери, и где удалось нам побывать.

С тропаря, кондака и величания Успению Пресвятой Богородицы мы начали молитвенное поклонение гробу Божьей Матери, который находится в селении Гефсимания по ту сторону Кедронской долины от старого Иерусалима.

Каменное ложе Пресвятой Девы Марии находится в пещере, которая обращена в подземный храм, совершенно темный, освещаемый только многочисленными лампадами. В этом месте хочется быть в тишине, поклониться и попросить Ее о милости и заступничестве перед Сыном Божьим.

Стоя у Ее гроба, я вспоминала слова святых отцов: вся жизнь Богородицы на Земле была святым молчанием, совершенством любви ко всем людям, которую не могут постигнуть даже ангелы и архангелы. Многочисленные истории явления чудотворных икон Божьей Матери, их благоухание и обновление свидетельствуют о том, что Божья Матерь не забывает нас, убогих, своей милостью покрывает всю землю и все народы.

За гробом Божьей Матери находится чудотворная икона Божьей Матери Иерусалимская, к которой стремится прикоснуться каждый паломник. Велика и величественна история этой святыни, но для нас, паломников из Киева, было особенно радостно узнать, что в начале Х века Иерусалимская икона находилась в Херсонесе, откуда князь Владимир принес ее в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое Крещение приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие, — говорится в исторических рассказах.

 

Вода Святой Земли

Как и наши предки-паломники, о традициях которых рассказывала нам гид сестра Людмила, за время своего пребывания в Израиле мы стремились получить не только духовное возрастание, но и телесное исцеление через омовение в водах Иисусового крещения. Вода — источник жизни на Земле. Ах, какое наслаждение ты испытываешь после омовения в священных водах Иордана! Душа и тело поют, пропитавшись благодатью Божьей!

Радостными и самыми светлыми остаются воспоминания об омовении в Галилейском море и прогулке на катере.

Это место, о котором часто вспоминает Евангелие. Тем оно и великолепней! В этом море рыбачили апостолы Петр и Андрей, когда были призваны Христом на апостольское служение. Галилейское море полно рыбы, один из видов которых израильтяне называют «рыбой святого Петра».

На берегу Галилейского моря располагается прекрасный греческий храм Двенадцати Апостолов.

Это одно из мест, где проповедовал и совершал множество исцелений и чудес Иисус Христос. В те времена здесь был город Капернаум. Сейчас здешний храм — поистине райский уголок, куда хочется возвращаться снова и снова, чтобы услышать плеск воды Галилейского моря, увидеть серебристую дорожку на поверхности воды, наполнить душу Божьей благодатью.

Этот выход с территории храма к морю вел к купели для Крещения. За несколько последних лет вода сильно отступила: Галилейское море мелеет…

С животворящей водой Святой Земли были связаны еще несколько памятных моему сердцу воспоминаний.

Направляясь в живописную местность Израиля Самарию, мы спешили открыть для себя удивительное место — колодец ветхозаветного патриарха Иакова, где произошла беседа Иисуса Христа с самарянкой Фотиной. Встреча Иисуса и самарянки воспета в стихах, о ней снято множество фильмов. Увидеть это евангельское место наяву — одновременно и волнующе, и трепетно. Ведь каждый из нас заново переживает эту судьбоносную встречу неверующей женщины и Иисуса, пропуская через себя Его слова: «Кто будет пить воду, которую Я ему дам, тот не испытает жажды вовек. Вода, которую Я дам, станет для вас источником, текущим в жизнь вечную».

Воду Иисус сравнил с верой, которую Он нес в народ, и к которой впоследствии и была приобщена эта женщина. Священный колодец Иакова находится в пещере, над которой возведен храм.

Каждый, кто приходит в это место, набирает воды во исцеление, а также увозит с собой меленькую керамическую амфору с водой, которую мастерски запаковывает воском старый грек-архимандрит.

Мало кто знает, что известные евангельские слова Архангела Гавриила к Матери Божьей: «Радуйся, Благодатная!» — были произнесены возле источника. Это источник в Назарете — городе, где прошли детство и юность Иисуса Христа. Святая вода, черпать которую приходила и Дева Мария, течет сегодня прямо в пещерке греческого православного храма во имя святого Архангела Гавриила. Испить святой воды из источника Приснодевы довелось и нам. Наклонившись над водой, видишь в воде монетки, которые оставляют благодарные паломники, а еще возле источника много фотографий, которые оставляют люди с молитвой об исцелении больных родственников.

Вода для израильтян священна, и тут это особенно чувствуется. Дефицит воды заставлял еще давних жителей максимально рационально использовать ее. В старом городе в Иерусалиме сохранились подземные резервуары – цистерны для хранения воды, а также купели, гроты с родниковой и дождевой водой, которые использовались также и в религиозных целях.

После посещения раскопок старого города царя Давида мы приобщились к традиции омовения в водах Силоамской купели.

Купальня Силоам находится внизу одного из холмов города Давида и означает «посланный». Силоамская вода считается для жителей Иерусалима священной. Тут, в этой воде был исцелен Иисусом слепой от рождения человек.

Побывали мы и у купальни Вифезда, которая находится в Иерусалиме у Овечьих ворот. По Евангелию, у этой купальни Иисус исцелил больного паралитика, находившегося в болезни тридцать восемь лет.

 

«Аще забуду тебе….»

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвенна буди десница моя»… Поныне эта фраза псалма изгнанников жива во многих языках мира, ведь этот город является одним из центров человеческой цивилизации. Иерусалим — вечный священный город мира. Побывать в Иерусалиме — высшая награда для человека. Для меня все, что удалось увидеть во время паломнической поездки, к чему удалось прикоснуться или получить в Израиле, — огромное счастье. Спешите, кто еще там не был! Вы должны испытать это ни с чем не сравнимое человеческое счастье…

Фото автора.

Дата публикации: 14.12.2012