Рождество с видом на океан

Представьте себе тихую теплую ночь: легкий ветерок колышет ветви пальм, едва слышен шорох океанского прибоя. Он сегодня спокоен. И это не удивительно, ведь сегодняшняя ночь – Святая.


Так началось мое Рождество на Тенерифе – самом большом острове Канарского архипелага у берегов Западной Африки, куда меня, священника УПЦ, командировали служить в праздничные дни.


Тенерифе – один из семи островов Канарского архипелага. Говорят, что Канарские острова – это остатки опустившейся на дно Атлантиды, описанной древними греками. По легенде, Атлантида погибла из-за извержения вулкана. Канары – живописные острова вулканического происхождения, протянувшиеся дугой более чем на 500 км вблизи африканского побережья Атлантики, поражающие путешественников своим удивительным разнообразием и неповторимостью. Тенерифе так же известен своим вулканом: именно вершину расположенного на нем вулкана Тейде видят с подходящих к Канарским островам кораблей. Самая высокая точка горы El Pico del Teide расположена на высоте 3718 метров над уровнем моря и является наивысшей точкой не только Канар, но и всей Испании. На самом деле остров Тенерифе является огромной горой, вырастающей из моря и вершиной которой является конус Тейде. Долететь до острова можно из Мадрида. Полет займет три часа, несмотря на то, что острова – часть Испании. И местное время отличается от мадридского на минус час. А от киевского или московского – на два и три часа, соответственно.


Интересное ощущение – жить в другом часовом поясе. На родине Рождество уже давно наступило, а здесь еще продолжается “святвечер”. Так как совершать литургию ночью здесь не принято, славянская община острова – украинцы и русские, живущие или работающие на острове – после вечернего богослужения собираются на праздничный концерт. В православных приходах Западной Европы вообще редко где литургия начинается раньше десяти утра. Тогда-то и объединила милая церквушка Сан-Себастьян под своими куполами украинцев, русских, молдаван, румын, сербов, немцев и голландцев. Только вот испанцев совсем не было. У них, живущих по западному календарю и встретивших Рождество раньше, в этот день отмечается праздник трех волхвов, завершающий цикл рождественских праздников.


На рождественскую литургию пришло около 50 человек, и большинство причащались. Не так просто исповедовать такое количество людей одному священнику, учитывая, что каждому надо уделить достаточно времени, а многие из пришедших не исповедовались полгода и более. И вот тут проверяется терпение – не священника, а тех, кто ожидает. Своей очереди и затем начала литургии.


Служба проходит на небольшом прямоугольном престоле. Впервые разворачиваю привезенный из Киева антиминс, подписанный Митрополитом Владимиром “для миссионерских потребностей Отдела внешних церковных связей”. Если обычно антиминс подписывается для каждого конкретного храма, то этот – “для совершения литургии на всяком благопристойном месте”. Собственно, так и было в истории: антиминс возник как переносной столик, в том числе для совершения Евхаристии вне храмов.


Храм без иконостаса или алтарной преграды, всё на виду, все молитвы вслух – такая простота служения естественна для маленьких зарубежных общин. Донести до каждого Слово, прочувствовать со-служение народа и священника так гораздо легче.


На Тенерифе вечная весна. Зимой здесь 22-24 градуса, летом около 28. Вместо киевских минус 25 в рождественскую ночь +18, а под конец литургии и вовсе +24 по Цельсию.


Церковь святого Севастиана самая древняя на острове. Она была построена католиками в XVI веке. Недавно они построили себе новый храм в курортной зоне Тенерифе, а ключи от Сан-Себастьян отдали православной общине. Просто так, чтобы братья-христиане могли совершать богослужения.


Православная Сретенская община Московского Патриархата на острове Тенерифе существует с 2003 года. Это община не русская, не украинская, а именно православная. Она открыта для всех, не смотря на главную проблему православия на Западе – этническую замкнутость. Приезжает священник-румын – на службу приходит больше молдаван, из которых не все говорят по-русски. Приезжает россиянин – естественно, больше русских. Только испанцев пока нет. Единственного православного испанца, причем не говорящего не только по-русски, но даже по-английски, я встретил уже в Мадриде, в православном приходе Рождества Христова. А вот на соседнем острове, Гран Канариа, есть постоянный священник Константинопольского Патриархата – украинец.


Первая православная литургия на острове Тенерифе была совершена 1 июня 2003 года. Совершил ее священник Филипп Парфенов. Командированный во Францию, он пару раз приезжал служить на Канары. “На первой литургии было около 25 человек. Проведена она была в кафе-баре одного из отелей Плайя-де-Лас-Америкас, – вспоминает о.Филипп. – За первый год всего было отслужено четыре литургии. В последующие разы собирались в медицинском кабинете, по соседству с тем же баром, в том же отеле. Постоянных, из службы в службу приходивших, было мало, человек 5-7, остальные 10-12 – каждый раз новые. И, несмотря на то, что богослужения начинались поздно, в одиннадцать часов утра, большинство подтягивалось еще позже. Но этот “канарский синдром” характерен вообще для всего нового русского зарубежья, будь то Франция или Испания”.


С тех пор община на Тенерифе переживала разные времена. Одно время сюда даже был назначен настоятель. Сейчас же на остров для служения литургии периодически приезжают разные священники. Как рассказывает настоятель прихода Рождества Христова в Мадриде о.Андрей Кордочкин: “На Канарах литургия совершается раз в несколько месяцев. Богослужения совершает или клирик кафедрального собора в Париже иеромонах Иосиф (Крюков), или другие клирики, включая меня. Что же касается общины на Гран Канариа – в течение первых нескольких лет там совершал богослужения только я, теперь, как правило, все приезжающие священники стараются служить на обоих островах”.


Этого, конечно, мало. Литургия здесь нужна. Из полусотни человек, пришедших в храм на Рождество, многие не исповедовались по полгода и более. Общим языком для большинства пришедших на службы является русский, для молитвы -церковнославянский. В мадридском приходе кое-что читают по-испански: этот язык здесь является наиболее универсальным средством общения.


Жизнь на чужбине не так сладостна, как может показаться. “Сидите себе в сытой Испании, сбежали от нас”, – такие слова приходится слышать отцу Андрею из Мадрида от участников дискуссий в Интернете. Прихожан на Тенерифе можно условно разделить на две категории: маленькая доля тех, кто владеет недвижимостью и живет здесь либо часто приезжает отдыхать, и те, кто здесь работает, причем часто нелегально, не имея официального разрешения.


Община на Тенерифе такая маленькая, что почти всех причастников помнишь по именам. Кажется, будущее Церкви – именно за такими “семейными” общинами, где почти все знакомы, где стоящие рядом в храме – не чужие друг для друга. Люди здесь живут, работают, молятся, отдыхают – каждый в своей пропорции.


Есть на островах и места паломничества. Самое известное – прибрежный городок Канделярия, недалеко от столицы Санта-Круз. В соборе этого города хранится главная канарская святыня – статуя Богородицы Канделярской, или “Черная Мадонна”. Эта статуя, согласно легенде, была найдена в конце XIV века, еще до испанской колонизации. Оброненная, вероятнее всего, с корабля португальских миссионеров, бороздивших в те годы Атлантику, статуя была выброшена течением на побережье, в лавовый грот, нависающий над волнами. Статую нашли местные жители – гуанчи – и поместили как святыню в пещере своего правителя, где и оберегали примерно полвека.


Приехавшие на острова испанцы узнали в местной святыне образ Божьей Матери. Для статуи в 1526 году была построена специальная часовня. Но ровно через 300 лет она вернулась туда, откуда и пришла: наводнение разрушило часовню и унесло образ в воды Атлантики. Теперь в большой базилике стоит чтимая копия Канделярской Мадонны. Образ Канделярской Богородицы украшает и алтарь церкви Сан-Себастьян, где собирается православная община.


В последний день на Канарах хочется встать пораньше, чтобы встретить рассвет на океане. Волны в бухте то ласковые, то такие, что брызги поднимаются метров на 10 – но это не шторм. У спуска к океану вдохновляющая надпись: “Атлантика всегда опасна. Если вы решите спуститься, то только на свой собственный риск”. В 8 утра в городке еще ни души. Солнце медленно встает из-за гор, освещая косыми лучами утесы. Лениво просыпаются обитатели вилл, таунхаусов и отелей. Продолжается вечная весна… Следующая православная литургия на этой благословенной земле состоится после Богоявления, а затем – одному Богу ведомо. Как только с трапа самолета вновь спустится священник.

Залишити відповідь