Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Паломничество > Город Давида и археологический парк в Иерусалиме

Паломничество

Город Давида и археологический парк в Иерусалиме


Одно из самых сильных впечатлений при посещении Иерусалима — это возможность прикоснуться к подлинной истории, описанной в Ветхом и Новом Завете, и не просто увидеть некие экспонаты, но ощутить, погрузиться, пережить…

Музей-заповедник «Город Давида» и археологический парк на холме Офель возле южной границы Храмовой горы почему-то редко включают в маршруты для православных паломников. Мне однажды посчастливилось побывать здесь со знакомым гидом, и с тех пор я обязательно привожу сюда группы.

ir-david_01

Вход в музей «Ир Давид» — с улицы Ma’alot Ir David, отходящей перпендикулярно к югу от Ma’ale HaShalom, отделяющей южную границу Старого города от арабского поселения, чуть восточнее от входа на территорию Стены плача. Здесь нужно провести минимум полдня. В холле возле касс музея-заповедника обычно многолюдно, но дальше на территории народ рассеивается, так что все достопримечательности можно осмотреть спокойно. Собираясь сюда в теплое время года, обязательно наденьте обувь, которая не боится воды, запаситесь фонариком (если его нет, можно тут же купить в магазинчике музея), а вещи сложите в рюкзак, чтоб иметь свободные руки. Вас ждет увлекательнейшее путешествие!

ir-david_02

Первое, что мы видим — раскопки города времен царя Давида. Из библейских книг Царств известно, что раньше в Иерусалиме жили иевусеи — один из народов, населявших обетованную землю. Город располагался на не очень высоком, вытянутом к югу холме к востоку от горы Мориа — на которую Аврраам поднимался вместе со своим сыном Исаакаом для жертвоприношения. Позже, при Соломоне, на горе Мориа построили Иерусалимский Храм. Этот же город отождествляют с древним Салимом, откуда навстречу Аврааму с хлебом и вином вышел царь Мелхиседек, которому Авраам отделил десятую часть от своей добычи. К востоку от городского холма — Иосафатова долина, глубокое ущелье с потоком Кедрон. Город имел свой источник воды, называвшийся Гихон. Из города еще в иевусейские времена была прорублена вертикальная шахта глубиной 13 метров — и это в скале без применения железных орудий! По этому вертикальному колодцу и пробрались в город воины царя Давида. С тех пор Иерусалим стал принадлежать израильтянам.

ir-david_03

 

Самые крупные и находящиеся на возвышении каменные постройки отождествляют с царским дворцом. Ниже, прилепившись к нему, находились дома полководцев и знатных людей.

ir-david_04

Этим остаткам дворца, которые мы видим выше на фото, три тысячи лет. Вот так, смотря сверху вниз, Давид и увидел однажды на крыше одного из домов обнаженную Вирсавию, жену воина Урии хеттянина, которая купалась… «Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна». Давид тогда позвал ее мужа, вернувшегося из похода против аммонитян, накормил и напоил досыта и отправил домой, в надежде, что тот будет спать со своей женой, и беременность можно будет этим объяснить. Но Урия спал у ворот царского дома и не пошел к себе: причиной тому был военный поход, в котором участвовали его военачальник и друзья. «Ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою!» — ответил Урия Давиду. Тогда царь приказал поставить Урию на такое место в сражении, чтобы тот точно погиб, и после того взял Вирсавию в жены. История падения Давида и его последующего покаяния описана во Второй книге Царств. Свидетельство этого покаяния — знаменитый 50-й псалом «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей…» А Вирсавия, оплакав первого умершего ребенка, стала матерью Соломона.

Вот точно так, прилепившись к склону холма, стоят теперь дома арабских селений:

ir-david_05

Кстати, в раскопках дворца и домов знати на фото выше можно заметить некий странный предмет с дыркой посередине. Оказывается, это не что иное, как самый древний унитаз! Вот такова была цивилизация три тысячи лет тому назад. Ниже на фото этот артефакт показан крупным планом.

ir-david_06

Дальше мы будем спускаться под землю. Маршрут не сложный, и если вы не страдаете клаустрофобией, то нет причин опасаться: сюда водят даже группы израильских школьников. Сначала освещенными подземными коридорами, оборудованными лестницами, мы спускаемся в толщу холма к источнику Гихон.

ir-david_07

Тут мы видим тот самый знаменитый «коридор подземный», или «водяную трубу», пробравшись по которой, воины Давида захватили город иевусеев. Отсюда население города брало воду. Теперь этот колодец называют «шахтой Уоррена» по имени археолога-первооткрывателя.

ir-david_08

Трудно представить, как по такой вертикальной скользкой «норе» могут пробраться вооруженные воины!

Коридор выводит нас к южным укреплениям Города Давида, которые охраняли источник пресной воды — залог жизни горожан в случае осады. Это каменные башни, сложенные из больших блоков без раствора. Рядом с их остатками размещен рисунок, показывающий, как выглядели эти стены три тысячи лет назад.

ir-david_09

Вскоре после смерти сына Давида — царя Соломона — царство разделилось на два: северное Израильское и южное Иудейское. В конце восьмого века до Р.Х. северное царство оказалось разгромленным ассирийскими войсками. Десять колен Израилевых, составлявших это царство, были уведены в плен, и с тех пор исчезают из мировой истории. Двум оставшимся коленам, составлявшим южное Иудейское царство со столицей в Иерусалиме, тоже грозит опасность…

Царь Езекия, правивший в это время в Иерусалиме, тщательно подготовился к обороне. При нем оказалось возможным сделать почти невероятное: прорубить в толще скалы полукилометровый туннель для воды, чтобы воду из Гихона привести в самый центр города — в Силоамскую купель. Две бригады мастеров прокладывали путь под землей навстречу друг другу, и какова же была радость, когда рабочие услышали стук своих напарников! Изгиб водопроводного канала показывает, что мастера разминулись в направлении меньше чем на два метра. Тяжелейшая работа за 700 лет до Рождества Христова!

Вот что говорится в Библии по поводу этого туннеля: царь Езекия «сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (4Цар. 20:20). «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя [сюда], много воды. (2Пар. 32:2-4). «Он же, Езекия, запер верхний проток вод Геона (Гихона) и провел их вниз к западной стороне города Давидова» (2Пар. 32:30).

Мы спускаемся в туннель Езекии, по которому и сегодня текут родниковые воды Гихона. В самом начале пути уровень воды достигает 70 см — выше колен, но уже очень быстро падает примерно до 20 см. Туннель не освещен — вот здесь нам и пригодятся фонарики! Не бойтесь, смело опускайтесь в воды источника и идите. Полкилометра в толще скалы, шагая по воде — особенно освежает этот путь в летнюю жару.

ir-david_11

В ширину туннель невелик — идя по нему, то и дело задеваешь плечами или бедрами. Порой приходится пригибаться — но лишь на короткие участки. Большая часть туннеля высотой около двух метров, а некоторые места — и до трех метров на глаз.

Пройдя почти весь путь, обратите внимание на каменную стелу с древнееврейской надписью на левой стене туннеля. Это копия (подлинник хранится в музее Древного востока в Стамбуле). Надпись случайно обнаружили дети, игравшие в туннеле в 1880 году.

ir-david_10

Надпись расшифровывается так: «[Закончен] туннель. И так была история пробития его. Когда ещё [каменоломы ударяли] киркой, каждый навстречу товарищу своему, и когда ещё (оставалось) три локтя про[бить, слыш]ен (стал) голос одного, воскли[цаю]щего к товарищу своему, ибо образовалась пробоина (или трещина) в скале (идущая) справа [и налево.] И в день пробития его (туннеля) ударили каменоломы, каждый навстречу товарищу своему, кирка к [ки]рке. И пошли воды от источника к водоёму двест[и и] тысяча (1200) локтей. И с[т]о локтей была высота скалы над головами каменолом[ов]».

Из туннеля мы выходим к купальне Силоам. До наших дней сохранились фрагменты купальни периода Второго храма (после возвращения из Вавилонского плена) и бассейн византийского периода. От купальни Силоам вела центральная дорога к Храму — так называемая «дорога паломников». Каждый израильтянин, живший не в Иерусалиме, должен был приходить в столицу для принесения жертвы в Храме трижды в году: на праздники Пасхи (Песах — в память Исхода из Египта), Пятидесятницы (Шавуот — дарование Закона на Синае) и Кущей (Суккот — в память о 40-летнем странствовании по пустыне после сбора осеннего урожая). Приходя в город, люди должны были совершить полагавшееся по закону омовение — очищение перед посещением храма. Для этого и предназначалась Силоамская купальня.

ir-david_12

На фото выше — рисунок, реконструирующий Силоам. И сейчас здесь можно посидеть на ступенях у воды и прочитать главу 9 Евангелия от Иоанна, где рассказывается об исцелении Иисусом слепорожденного. Спаситель «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Здесь же, у Силоама, есть и музейный сувенирный магазин, где, в частности, можно совсем дешево купить настоящие римские монеты, найденные при раскопках. Один из наших паломников нашел здесь монету Константина Великого, а я купил в серебряной оправе на цепочке древнюю лепту апостольских времен — две такие самые мелкие монеты опустила в сокровищницу Храма бедная вдова, что отметил Христос.

ir-david_13

Омывшись в купальне, паломники поднимались к Храму по центральной улице. Ее мостовая была выложена каменными плитами, а вокруг располагались многочисленные лавки. Этим же путем проследовал и Иисус Христос, сидя верхом на ослике во время Своего последнего Входа в Иерусалим. Под плитами мостовой находился водосточный канал, по которому дождевая вода из разных районов города стекала в Силоамскую купель. Улица с водостоком была раскопана археологами совсем недавно, и теперь у нас есть уникальная возможность пройти путем Спасителя. Наверху — арабская деревушка, а мы идем под землей по достаточно просторному водосточному каналу, и над головой у нас — те самые плиты, по которым ходил Иисус.

ir-david_14

Вот этим, подлинным путем Спасителя, и следовало бы водить наших православных паломников почаще! Ведь тот «Крестный путь» (Via Dolorosa), которым любят водить гиды в современном Старом городе — даже не реконструкция пути Христа, а молитвенный путь монахов-францисканцев, известный только с XVIII века.

А мы выходим из водосточного коридора наверх и дальше, если купили билет в археологический парк, проходим на его территорию.

Археологический парк Офель, или центр Девидсона, находится возле южной стены Старого города, у Мусорных ворот — между городской стеной, она же южная стена Храмовой горы, и автомобильной дорогой. За стеной виднеется черный купол мечети Аль-Акса, а террритория Офеля — настоящий рай для археолога.

ir-david_15

При Соломоне холм Офель, находившийся между городом Давида и горой Мориа, был срыт, чтобы здесь можно было провести городскую застройку. Теперь здесь в изобилии раскапывают остатки построек времен Второго Храма и более ранние.

Здесь, с южной стороны, возле входа в Храм, находилась разнообразная «инфрастуктура»: тут были лавки менял и продавцов жертвенных животных. Храм чеканил собственную монету, и только этими монетами принимались денежные пожертвования. Ведь на римских монетах изображался император, которого римляне-язычники обожествляли, и территорию Храма нельзя было осквернять языческими изображениями. Поэтому у входа в Храм и находились пункты обмена. Тут же были и миквы для ритуального омовения, на случай, если кто пришел не от Силоама.

ir-david_16

К Храму вела большая лестница, которую поддерживали арочные пролеты. В западной стене Храмовой горы (часть которой известна ныне как Стена плача), недалеко от юго-западного угла (на территории археологического парка) сохранилась каменная опора, которая поддерживала пролеты ступеней, ведущие в Храм. Теперь ее называют «арка Робинсона» по имени английского исследователя, впервые описавшего это открытие.

ir-david_17

Видны и остатки древних ступеней, ведущие к южным воротам Храма, которые построил Ирод. Эти ступени — единственное, что осталось от Храма, стертого с лица земли войсками римлян в 70-м году, так что не осталось «камня на камне», как и предсказывал Иисус. Теперь мы имеем возможность постоять на этих плитах, по которым ступал Спаситель.

Holy_Land_Temple_stairs

Здесь же можно впечатлиться и размером каменных блоков, из которых была сложена стена Храм: они больше, чем у египетских пирамид. Эти камни — около 10 метров в длину и 5 в толщину, а их средний вес — от 30 до 50 тонн!

ir-david_18

Напоследок хочется порекомендовать приходить в этот уникальный музей-заповедник с утра, а не после обеда, чтобы успеть все осмотреть, и с хорошим гидом.

Google

Дата публикации: 15.03.2013