О христианской Европе: Трир, Кельн, Аахен

В том, что сегодня в Православии весьма популярны стали паломничества к христианским святыням Северо-Запада Германии, немалая заслуга Паломнического центра апостола Фомы в Европе, который духовно окормляется западным благочинием Берлинско-Германской епархии РПЦ. Публикации об этих паломничествах на портале “Православие и мир” привлекли внимание многих христиан, и сегодня уже паломнический отдел Украинской Православной Церкви организовывает визиты к святыням Германии, Бельгии и Люксембурга. 

Свое путешествие я осуществил самостоятельно, без помощи паломнической службы. Однако самостоятельное путешествие не дает главного, что дает паломничество в группе, – участия в Литургии, которую служат на мощах священномучеников. Тем не менее, удалось узнать немало важного о нашей общей с католиками христианской истории, обновить свои чувства к Богу, на время отключившись от суеты рабочих будней. 

Трир: город христианской славы 

Итак, безусловно, главный с христианской точки зрения город Германии – это Трир. Во времена Римской империи называвшийся Augusta Treverorum, его именовали еще Северным Римом. Первое поселение здесь было основано императором Августом более двух тысячелетий назад, вскоре колония превратилась в важный торговый центр. Своего расцвета Трир достиг во II веке. Пережив первое нападение алеманнов, Трир к III веку постепенно превращается в благополучную императорскую резиденцию. Именно в этом городе произошло множество событий раннехристианской истории. Важнейшие из них – это казнь мучеников в самом начале четвертого века при императоре Диоклетиане. 

Каждая святыня требует определенной веры, но, все же, есть те святыни, античное происхождение и подлинность которых оспаривается наукой. Например, такие споры идут относительно того, на том ли месте расположен Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Углеродный анализ Туринской плащаницы также показал ее средневековое, а не античное происхождение. В то же время расположение храма Рождества в Вифлееме не оспаривается никем, поскольку с I-II века на этом месте собирались христиане, всегда верившие, что здесь родился Христос. Также обстоят дела и с одной из трирских святынь – церковью Святого Паулина и хранящихся в ней мощах священомучеников. 

Итак, в начале IV века произошли одни из последних масштабных гонений на христиан – гонения Диоклетиана. Между 303 и 304 годами им были изданы один за другим четыре эдикта против христиан, которые подвергли их самым кровавым за всю тогдашнюю историю преследованиям. Это была последняя попытка языческого Рима нанести смертельный удар по Церкви, стоившая жизни императору.

Историки Церкви считают, что гонения начались с того, что один из римских легионов почти полностью состоявший их христиан, так называемый Фиваидский, разгромил племя багаудов. После разгрома император Максимиан (соправитель Диоклетиана) издал приказ, чтобы все в честь победы совершали жертвоприношения императору как богу. Однако христиане отказались приносить императору жертву. Отказавшись, впрочем, и выступить против императора, так как воины приносили ему и Риму присягу и не хотели выглядеть ее нарушителями в лице римлян. Сам легион, в котором было по разным оценкам 6-7 тыс. воинов был расквартирован вдоль Рейна в частности в нынешних городах Кельн, Трир, Цюрих и Сен-Морис. В Трире, как в резиденции императора, было значительное количество воинов легиона, по оценкам историков – около тысячи. Кроме воинов Фиваидского легиона в ходе гонений пострадало немало других христиан не пожелавших принести жертву императору. Так был казнен консул городского сената Пальмациус и сенаторы Кресентий, Александр, Констанций. Были убиты и простые люди – жители города. Погибли они все на Марсовом поле, которое находилось тогда за пределами города. Тела их бросили в местную реку Мозель. Христиане тайно ночью извлекли часть тел из реки и захоронили их на местном кладбище. 

Для того чтобы остаться живым во времена Диоклетиана, не нужно было отрекаться от Христа. Достаточно было принести жертву императору, как богу, продолжая верить в Христа. Вот как гид паломнической службы св. апостола Фомы рассказывает об этом: “Христианину говорили: “Мы все понимаем, что ты во Христа веришь, ну и мы тоже верим, как в одного из богов. Зачем усложнять жизнь себе? Ты вот возьми только маленький кусочек ладана и положи перед этой статуей нашего императора – бога и все. И ты пойдешь домой. У тебя же дети, семья, жена ждет. Вот это пять минут займет, даже быстрее. Положи кусочек ладана, признай императора богом и продолжай в своего Христа верить. А наши боги – они для нас боги – мы тебя уважаем, а ты нас. Зачем тебе свою жизнь ломать, калечить, усложнять, сам ведь знаешь, казнят тебя. Вот и Марка вчера казнили, кто будет теперь его детей воспитывать? Кому нужны такие подвиги, ты обычный человек, подумай о ближних. Можно ведь и тайным христианином быть, да и никто не запрещает в Христа твоего верить. А в крохотном кусочке ладана на ладони – жизнь. Вера, упование, любовь, близкие родные””. 

И эта удивительная стойкость в вере во многом объяснялась тем враждебным окружением языческого мира, той разностью моральных качеств, которая имела место между первыми христианами и язычниками… 

Итак, уже спустя десять лет после гонений Диоклетиана христианство было разрешено наравне с другими вероисповеданиями Миланским эдиктом 313 года. Еще через двадцать лет на Марсовом поле, на месте казни первых христиан, был построен первый храм, в котором были торжественно перезахоронены тела мучеников. Позже этот храм получил имя святого Паулина – епископа Трира, всю жизнь проповедовавшего христианство среди варваров и пострадавшего за свою борьбу с арианством. Мощи священномучеников покоятся в простых каменных саркофагах IV века, вот только в XVIII веке во время одной из перестроек храма саркофаги были украшены барочной резьбой по камню и позолотой. В саркофагах покоятся мощи консула, сенаторов, центуриона. Под стеклом в крипте находятся мощи солдат Фиваидского легиона и простых горожан. Любопытно, что в крипте Литургия уже 1600 лет совершается прямо на саркофагах с мощами мучеников – по древнехристианскому обычаю. Здесь становиться понятным, почему престол в православных храмах всегда освящается мощами святых. Имеют возможность служить тут и священники православной Церкви (православные признают подлинность мощей мучеников, как впрочем, и ученые историки, и археологи, исследовавшие храм). 



Церковь св Паулина

Когда молишься у останков христиан-мучеников в крипте, где они похоронены, испытываешь удивительные ощущения. Молитва просто льется из самого сердца. Хочется не останавливать ее не на минуту, посидеть еще немного, еще чуть-чуть поговорить с Богом… 



Вход в крипту – дверь с рыбой и сетью



Саркофаг с мощами священномучеников на котором служат Литургию.



“Знак мучеников” на стенах собора.



Вход в крипту.





Саркофаги с мощами священномучеников.

Следующее замечательное место в Трире – церковь св. Максимина, епископа Трира, фундамент которой относиться к IV веку. Надо сказать, что Трир известен, как резиденция святых Константина и Елены. И потому в городе осталось удивительно много храмов именно периода их жизни – Константин и особенно Елена активно финансировали строительство новых храмов. Итак, в храме был похоронен св. Максимин (саркофаг, где лежало его тело, выставлен во дворе). Святой Максимин известен тем, что он приютил в Трире Афанасия Великого, который находился здесь в ссылке за свою проповедь против арианства. Ученые сходятся на том, что Афанасий Великий, скорее всего, служил в этом храме. 



Церковь Св Максимина



Античный саркофаг, где был похоронен святой

Еще одно известное место в городе – легендарные Чёрные ворота (Porta Nigra), чьи некогда светлые камни потемнели от ветров и непогоды, высятся на оси север-юг как последнее из четырех укреплений защитного кольца города. Ширина ворот составляет 36 метров, высота – 30, а глубина – 21,5. Это самые большие и лучше всего сохранившиеся ворота на всей территории Западной Римской империи. С внешней стороны фасад разделен полуколоннами, а внутренние стены украшены пилястрами. Porta Nigra в своё время служили таможней. Известны они тем, что в Средневековье в них была христианская церковь, где подвизался и ушел в затвор греческий православный монах Симеон Затворник, причисленный католической церковью к лику святых. Кроме Чёрных ворот в городе сохранился римский амфитеатр и грандиозные остатки императорских терм. А Рейнский краеведческий музей полон сокровищ римского и раннехристианского периода. В нем можно найти личные вещи Елены, ее прижизненное изображение, перстни и фибулы, которыми Константин награждал своих подданных за верную службу. 



Порта Нигра



Дорогая посуда, которой пользовались жители города из Рейнского краеведческого музея.



Бюст Цезаря из Рейнского краеведческого музея.

Самой замечательной церковью Трира безусловно является собор святого Петра, старейший в Германии из полностью сохранившихся (храмы св. Паулина и св. Максимина также очень древние, но были несколько раз перестроены). В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая царица Елена “отдала часть своего дворца епископу Агритиусу” под церковь. Действительно, если посмотреть на храм то, четко просматривается та часть, что была дворцом. Его размеры (112,5 м на 41 м) до сих пор являются крупнейшими среди церквей города. В 882 году норманны частично разрушили здание, но собор вновь был отремонтирован в романском стиле, полностью строительство было завершено к 1196 году. Трирский собор является хранилищем христианских святынь. В алтаре храниться Хитон Господень, в крипте находится мощевик с главой святой Елены, а в ризнице – часть цепи, которой был скован Апостол Павел, сандалия и гвоздь святого Андрея Первозванного, а также частицы мощей святых праведников Иоакима и Анны. Также в соборе захоронены некоторые епископы Трира. Именно в этой церкви, по мнению историков, служил св. Амвросий Медиоланский, учитель блаженного Августина, который родился в Трире в знатной и богатой семье, но предпочел богатству и карьере служение Господу. 

В 1986 году собор внесен в список Всемирного культурного наследия человечества. Каждый год храм посещает до 3 млн. паломников, что весьма немало, с учетом того, что население Трира составляет всего 100 тыс. человек. 





Трирский собор св Петра – бывший дворец св Елены (часть которая была дворцом хорошо видна на фото – апсида и два боковых крыла).



Алтарь.



Галлерея.

Интересна история обретения Хитона Господня. По преданию его нашла святая Елена, которая отправившись в Иерусалим, получила максимальные полномочия от императора Константина – став на время своего визита в Иерусалим фактическим правителем Палестины. Там от епископа Иерусалимского она узнала, что в одной семье уже несколько поколений храниться Хитон Господень, который он носил при жизни. Благоверная царица выкупила святыню. При визуальном исследовании археологи определили, что Хитон был сшит в первые века нашей эры в Палестине, но сейчас планируется провести углеродный анализ ткани. Будучи в Палестине, Елена узнала у местных христиан, что недалеко от Иерусалима сохранилась могила одного из 12 апостолов – святого Матфея, который был выбран по жребию вместо Иуды Искариота. Апостола до смерти побили камнями в I веке за проповедь Евангелия. Сейчас святые мощи его хранятся в аббатстве св. Матфия. Это единственные мощи апостола, которые находятся севернее Альп. Впервые храм на месте аббатства был построен в V веке – на месте погребения первых епископов города св. Евхариуса и Валерия – учеников апостола Петра. Эти епископы первыми принесли в Трир весть о распятом Спасителе мира, и Господь сподобил их дожить до старости и умереть своей смертью, несмотря на бушевавшие повсюду гонения. Саркофаги с мощами епископов сохранились до сих пор в храме. 



Аббатство св Матфия





Под плитой находится саркофаг с мощами святого апостола Матфия.



Саркофаги с мощами первых епископов Трира.



В Трире также сохранилась базилика, построенная в IV веке Константином Великим. Здесь проходили собрания сената, отсюда Константин управлял своей частью империи. Базилика удивительно напоминает византийские храмы Константинополя, только состояние ее намного лучше. Сейчас она принадлежит Евангелической церкви Германии. 









Итак, всего в одном городе сосредоточено уникальное количество мест, связанных с ранним христианством – мощи апостола и мучеников, храмы где служили и молились отцы Церкви. 

Из увиденного за последние десять лет, аналогичное впечатление на меня произвели лишь святыни Кипра и французский Лион. 

Кельн и Аахен 

Еще одним замечательным местом для паломничества является Кельн. В городе сохранилось множество соборов, один из которых, – св. Герона, построен еще в IV веке и расположен на могиле раннехристианских мучеников. Самый известный собор города – Кельнский, был построен в XIII веке. Это удивительно красивый и гармоничный собор, хотя он отнюдь не самый большой и не самый высокий в мире, как принято считать. Место, на котором сегодня находится Кельнский собор, являлось, по всей видимости, еще в римский период истории Кельна религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей “христианского Кельна”. 



Церковь св Герона.

История создания собора такова. В 1164 году император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кельнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трех волхвов, тех самых, что принесли ладан, смирну и золото младенцу Христу. Мощи долгое время хранились в Милане, а оттуда были перевезены в Кельн. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль, как в религиозной, так и в экономической жизни Кельна. Короны трех волхвов по сей день украшают городской герб. Для мощей волхвов был создан великолепный саркофаг, а затем власти города решили построить над ним еще и собор, как саркофаг над саркофагом. То есть, самый красивый собор Европы был построен под мощи. 

К православным относятся в соборе благожелательно. Проход к мощам был закрыт для прочих туристов, но я объяснил, что я православный и хотел бы пройти к мощам помолиться и меня запросто пропустили. 





Саркофаг с мощами волхвов.

Еще в соборе можно увидеть двухметровый дубовый крест, который был подарен собору архиепископом Геро (969-976 гг.) доверенным и посланником императора Отона I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия еще не были известны в Европе и его изготовление – это влияние восточной православной Церкви. 

Город Аахен известен своим Имперским собором, в котором столетиями короновались императоры Священной Римской империи. Древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох – дворцовая капелла-усыпальница Карла Великого (796-806), в соответствии с заветами византийской архитектуры, представляющая собой восьмиугольник высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров. В восточной части собора расположены готические хоры. 

Строительство собора начал около 800-го года Карл Великий, пригласив специалистов из Византии для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящен папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребен в дворцовой капелле. 

Дворцовая императорская капелла, построенная около 796 по инициативе Карла Великого Одоном Мецским в византийском стиле, является ядром собора. Она имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме же представляет собой восьмигранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа. Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие декоративную функцию. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353-1414 гг. Большинство капелл, окружающих восьмиугольник, выполнены в готическом стиле. Фридрих I украсил храм великолепным канделябром, висящим над камнем с надписью. 

Вместе с останками Карла Великого в ризнице хранятся также исподнее платье Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все эти реликвии, привезены с Востока при Карле Великом. 















Имперский собор в Аахене построенный в византийском стиле.


Аахенский и Кельнский соборы одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В Аахене, как и в Трире, есть православные храмы Русской Православной Церкви. Найти их адреса можно здесь ― http://www.rokmp.de.i-srv.net/?page_id=246. Службы в них совершаются на немецком и церковно-славянском языках. Любопытна история создания прихода в Аахене. Местные власти отобрали бывшее помещение дискотеки у хозяев после того, как там участились случаи правонарушений. Помещение было отдано городом православным верующим под храм. Мало того, из бюджета города ежегодно выделяется определенная сумма на то, чтобы храм мог оплатить коммунальные услуги и некоторые другие расходы. Логика местных властей простая: чем больше людей будет ходить в храм, а не на дискотеку, тем безопасней будет в городе. Не надо говорить, что для немцев порядок и безопасность – не пустой звук. 

Надо отметить, что не только православный, а все христианские храмы Трира, Аахена и Кельна финансируются за счет государства. Причем на содержание Кельнского собора уходит около 2 млн. евро в год. 

Апостол Арденн 

В 30 минутах езды от Аахена находиться бельгийский городок Ставло. Он известен тем, что в нем в приходской церкви св. Себастьяна храниться ковчег с мощами св. Ремакля, которого почитают как месточтимого святого в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви. 



Аббтство основанное св Ремаклем



Собор св Себастьяна где хранятся мощи св Ремакля.





Ковчег с мощами св Ремакля.

Св. Ремакль (ок. 600 – 675) прославился в качестве “апостола Арденнского”, проповедника христианства в глухих языческих горных и лесных районах Бельгии и Германии. 

Король франков Сигеберт III из династии Меровингов, установив, что в северных оконечностях Арденн еще не было проповедано Евангелие, решил основать монастыри там, где в чащах бродили волки, бурые медведи и зубры, куда даже самые смелые из людей предпочитали не забредать, предвидя множество опасностей. Поскольку два епископа, Маастрихтский и Кельнский, пожелали сооружения аббатства на своей территории, король решил удовлетворить обоих, повелев устроить неподалеку от границы двух епархий две обители под руководством одного аббата. Выбор короля пал на Ремакля. И вот святой берет свой страннический посох и приходит на берега Варшена ― так называлась местная речушка. Там он обосновывается на поляне, уставленной идолами и служащей капищем для окрестных язычников. Ремакль сокрушает идолов, очищает и освящает место для монастыря, которому он дает название Мальмундариума, что значит “очищенный от зла” (впоследствии это название стали произносить как Мальмеди). Это происходило около 651 года, еще в бытность Ремакля епископом Маастрихтским. Позднее он основывал неподалеку еще одну обитель в месте, куда животные имели обыкновение сбегаться как в загон, поэтому, и названо оно было Стабулум (сейчас Ставло). 

Св. Ремакль также сыграл некоторую роль в развитии города Льежа, бывшего в те времена деревушкой из нескольких домов. Он всемерно поощряя паломничества к часовне свв. Космы и Дамиана, построенная св. Монюльфом, и вскоре деревушка превратилась в городок с двумя сотнями обитателей. Также и в Вервье он со всем своим апостольским пылом восстал против идолопоклонников. Это тоже был затерянный поселок, носивший тогда название Summa villa. Жители Вервье были так признательны Ремаклю за его посещение, что позднее он был избран покровителем города. 

Пробыв некоторое время в монастыре Ставло, Ремакль вместе со своим учеником Хадленом решил посетить паломничество в Рим. Он привез для своего аббатства частицы мощей св. Петра и с этих пор прочно обосновался в аббатстве. 

Умер св. Ремакль в совершенной ясности духа, в окружении своих учеников, 3 сентября 675 года. Его тело было погребено в церкви построенного им монастыря и позднее один из преемников, Годвэн, заключил тело святого в раку. Немало чудес совершилось после смерти Ремакля…
 
http://orthodoxy.org.ua/content/o-khristianskoi-evrope-17902

Залишити відповідь