Вход Господень в Иерусалим: встречаем Царя Иисуса и идем по Его пути

Протоиерей Андрей Дудченко

Празднование Входа Господня в Иерусалим дает нам возможность приобщиться к прославлению Христа как нашего Царя и учит тому, как Бог отвечает на наши молитвы. Паломники, посещающие сегодня Иерусалим, имеют возможность пройти той самой дорогой, по которой Иисус ехал на осленке.

Вход Господень в Иерусалим. Фреска работы Мамациоса Георгиоса
Вход Господень в Иерусалим. Фреска работы Мамациоса Георгиоса

Литургическое празднование Входа в Иерусалим тесно связано с Лазаревой субботой, хотя по евангельской хронологии воскрешение Лазаря произошло не сразу накануне торжественного входа. Однако после того, как Иисус воскресил Лазаря, на совете первосвященников с фарисеями было принято решение убить Иисуса. Страсти уже предрешены. И теперь Иисус Сам намеренно приближает развязку.

Иисус просит учеников привести ослицу с осленком, садится на осленка и едет в Иерусалим из Вифании. На склоне Елеонской горы, на территории русского монастыря св. Марии Магдалины сохранились ступени от древней дороги, ведущей во святой град из Вифании — тут проходил Иисус. Жители Иерусалима и люди, которые уже начали приходить сюда из других городов Иудеи для скорого празднования Пасхи, постилают свои одежды по дороге, где едет Иисус. Другие же срывают пальмовые ветви и постилают по дороге, а некоторые бегут впереди, как глашатаи, и возвещают: «Осанна Сыну Давидову!». Такая встреча и такое вступление в город не могли остаться без последствий для Иисуса.

В Иудее в то время был царь — это был Ирод Антипа, сын Ирода Великого. Род Ирода не происходил из царской династии, однако первосвященники объявили Ирода законным царем, потому что тот породнился с династией Маккавеев. Дед Ирода Великого был язычником, а отец активно поддерживал оккупацию Иудеи римлянами. Сам же Ирод Великий женился на Мариамне, внучке иудейского первосвященника Гиркана II из рода Хасмонеев (которому принадлежали Маккавеи), чтобы «легализовать» свою династию. Когда Иуда Маккавей, основатель династии, воцарился в Иерусалиме после победы над языческими оккупантами, его так же встречали жители — постилая ветви пальм и деревьев (в память этого установлен еврейский праздник Ханука, а православные так же особо выделяют память Маккавеев, в роду которых многие стали мучениками).

Ирод Антипа носил царский титул, однако его власть была во многом условна. На оккупированных территориях римляне позволяли местным князькам за лояльность к империи сохранять за собой царские титулы. Однако римляне имели в Иудее и своего полномочного представителя — на то время римским наместником Иудеи был Понтий Пилат, резиденция которого располагалась в Кесарии Приморской — римской столице Иудеи.

Во времена жизни Спасителя среди израильского народа то и дело вспыхивали восстания — народ пытался скинуть власть римлян. Люди читали священные книги пророков и воодушевлялись тем, что Бог обещал вернуть Израиль из плена и даровать такого царя, при котором будет мир, благоденствие и процветание. Самому Давиду — лучшему из царей Израиля — Бог обещал, что его потомки будут царствовать всегда — если будут следовать воле Господней. В такой наэлектризованной обстановке провозглашать кого-то открыто «сыном Давида» значило открыто взбунтоваться против властей и иудейских, и римских. Если Иисус — Сын Давидов, значит, Ирод не царь, а власть римлян скоро будет свергнута. Отец Ирода Антипы, Ирод Великий, при котором родился Иисус, сразу же почуял эту опасность, как только услышал от волхвов, направлявшихся в Вифлеем — город Давида — о царской звезде. Обманутый волхвами, от которых он надеялся выведать источник угрозы своей царской власти, он отдал приказ убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях — чтобы наверняка избавиться от претендента на трон. Вспомним, когда в Иерихоне слепец (или слепцы), сидящий при дороге, услышав, что мимо проходит Иисус, стал кричать: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов», – Иисус запретил ему говорить такие слова. Называть кого-то «сыном Давида» было очень опасно, а время для страданий Иисуса тогда еще не подошло…

Итак, Иисус входит в Иерусалим, открыто провозглашая Себя Царем. Говоря современным языком, в этот день «рейтинг» Его максимально высокий. Люди ждут, что Он станет царем Иудеи и свергнет ненавистное иго римлян. Знатоки Писания не могли не отметить, что Иисус намеренно садится на осленка, чтобы исполнить пророчество Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9). (Попутно возникает вопрос: как Иисус мог сесть одновременно на ослицу и молодого осла? Конечно, Он сидел только на осленке, как и пишут евангелисты, а впереди осленка вели его мать — так что ослик, еще не объезженный, просто шел за своей матерью).

Однако Иисус отказывается сделать то, чего от него ожидает народ. Провоцируя на провозглашение Себя Царем, в то же время он отказывается занимать земные царские престолы. И всего через несколько дней «рейтинг» Иисуса упадет до самого низа: ученики разбегутся, Петр отречется, а толпа будет кричать: «Распни Его!».

На самом деле эта история показывает, как Бог исполняет наши желания. Он слышит наши молитвы и отвечает на них — но порой делает это не сразу и не так, как мы могли бы себе представить. Бог часто дает нам больше и лучше, чем мы могли бы ожидать. Настоящим престолом Царя Иисуса станет Крест, на котором Он умрет за наши грехи. Люди ждали, что Иисус станет земным царем и принесет народу процветание и свободу от власти оккупантов и тиранов, а Бог послал Сына Своего воцариться над всем миром, победить не последствия, но самый корень зла, исцелить природу человека от смерти, и открыть вход в Царство Свое, которому не будет конца.

Литургическое чтение праздника Входа Господня в Иерусалим из послания апостола Павла к Филиппийцам учит нас действовать в этом ключе: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп 4:6-7). Когда мы просим чего-то у Бога конкретно, мы тем самым как бы ограничиваем Его в действиях. Когда мы просто в молитве открываем Богу свои желания, мы не сковываем Его рамками своих понятий, но даем простор действовать так, как хочет наш Небесный Отец. Он позаботится о нас лучше, чем мы можем представить. Стоит попробовать молиться именно так…

Приходя на праздник с распустившимися ветвями деревьев, мы тем самым встречаем Иисуса как нашего Царя. Мы не можем вернуться в события, бывшие две тысячи лет назад в Иерусалиме, как не можем и повторить их сегодня. Но литургическое празднование дает нам возможность приобщиться, то есть стать причастными той реальности, которая открылась тогда. Стоя в храме с ветвями деревьев, мы тем самым провозглашаем, что Иисус — наш Царь, и принимаем Его как Своего Царя. Мы напоминаем себе о том, что было произнесено при нашем крещении: «Верую Ему (Иисусу) как Царю и Богу». Принять Иисуса как своего Царя означает обещание быть послушным Его заповедям, ведь Царь — этот тот, кто устанавливает законы и вершит суд. Принять Иисуса как Царя — это жить по заповедям, идти за Ним и вместе с Ним по пути, который Он открыл нам, и вручить себя Ему всецело, доверившись Ему как Судье. Такой обет мы принесли в крещении, и об этом напоминает нам второй тропарь сегодняшнего праздника: «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». В Крещении мы обрекли Себя на смерть вместе с Иисусом, чтоб с Ним и жить — чтоб уже сейчас Он был нашим Царем, а мы — Его народом в этом мире.

 

Локализация пути Господня в Иерусалим

Теперь, поразмышляв о празднике, отметим одну интересную деталь. Библейская история оживает, когда соприкасаешься с географией и археологией Святой земли. Несколько лет назад мне повезло пройти той самой дорогой, по которой Иисус ехал на ослике в Иерусалим, и с тех пор я непременно привожу сюда паломников. Речь идет о раскопках в иерусалимском музее-заповеднике «Город Давида».

Как правило, показывая величественную панораму Иерусалима со смотровой площадки на Елеонской горе, православные гиды обращают внимание паломников на заложенные камнем «Золотые ворота» в восточной стене города.

Ворота в Восточной стене Иерусалима. Вид от церкви Всех Наций в Гефсиманском саду
Золотые ворота в восточной стене Иерусалима. Вид от церкви Всех Наций в Гефсиманском саду

Говорят, что, мол, в эти врата и входил Иисус в Иерусалим во время царского входа на ослике. Однако на самом деле это не так. Восточные ворота ведут непосредственно на территорию Храмовой горы, к участку, который был близок ко святилищу и Святому святых. Эти ворота не использовались для входа в город. Раз в году, согласно Закону, в Йом Киппур, среди жертвенного скота в Иерусалимский Храм приводили двух козлов. Первосвященник бросал жребий, и один козел приносился в жертву за грех, над другим же козлом совершался особый обряд очищения. «И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев 16:20-22). Во времена Второго Храма через восточные ворота и выводили козла отпущения: за ними через Кедроскую долину возвышается холм Елеонский, а дальше за холмом уже начинается иудейская пустыня.

Центральный же вход в Иерусалим, которым проходили паломники во времена Иисуса, приходившие на поклонение в Храм, находился с южной стороны города. Сразу у входа была расположена знакомая нам по Евангелию купальня Силоам, куда по подземному тоннелю подавалась вода из единственного в Иерусалиме источника пресной воды — Гихона. Иерусалимляне ценили и ценят каждую каплю воды. Дождевая вода тут тоже не пропадала даром, но собиралась в подземные каменные резервуары — цистерны. Омывшись в купальне, как предписывалось Законом, паломники поднимались центральной улицей к Храму. Ее мостовая была выложена каменными плитами, а вокруг располагались многочисленные лавки. Какого только люда здесь не было! Благочестивые исполнители закона фарисеи, пастухи, галилейские рыбаки, сборщики налогов, торговцы разными снедями и товарами, тут же сновали карманники и выглядывали клиентов проститутки… Одним словом, бурлила жизнь восточного города. Как всегда, в гуще людской смешивались благочестие и грех…

Центральная улица Иерусалима, ведущая к Храму
Центральная улица Иерусалима, ведущая к Храму

Этим же путем проследовал и Иисус Христос, сидя верхом на ослике во время Своего последнего Входа в Иерусалим. Под плитами мостовой находился водосточный канал, по которому дождевая вода из разных районов города стекала в Силоамскую купель. Улица с водостоком была раскопана археологами совсем недавно, и теперь у нас есть уникальная возможность пройти путем Спасителя. Наверху — арабская деревушка, а мы идем под землей по достаточно просторному водосточному каналу, и над головой у нас — те самые плиты, по которым ходил Иисус.

Раскопанная дорога под центральной улицей Иерусалима времен Иисуса
Раскопанная дорога под центральной улицей Иерусалима времен Иисуса

Вот этим, подлинным путем Спасителя, и следовало бы водить наших православных паломников почаще! Ведь тот «Крестный путь» (Via Dolorosa), которым любят водить гиды в современном Старом городе — даже не реконструкция пути Христа, а молитвенный путь монахов-францисканцев, сформировавшийся в нынешнем виде только с XVIII века. У нас же есть возможность проходить подлинным путем Христа, стоит только купить входной билет в «Город Давида».

Остатки ступеней, ведущих в Иерусалимский Храм
Остатки ступеней, ведущих в Иерусалимский Храм

Пройдя путем Иисуса, мы выходим к территории Храма. Так называемая «Стена плача», которая так называется лишь у нас, а во всем мире известна просто как «Западная стена», – это подпорная стена холма, на котором стоял Храм Иерусалимский. У нас же есть возможность побывать на месте лавок менял и продавцов жертвенных животных, которые разогнал Иисус, выйти к ступеням времен Иисуса, ведущим в Храм, и подойти к его центральному входу. Но это уже, как говорится, другая история…

Google

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Александр Брусиловский

    Т.е. южный вход, это как раз откуда начинается Via Dolorosa и именно оттуда вьезжал Господь! ?

    1. Что вы. Виа Долороза начинается на северо-востоке и не имеет ничего общего с крестным путем Иисуса. Но статья вообще о другом 🙂 о пути во время Входа в Иерусалим, а не о крестном пути. И надо представлять себе географию города времен Иисуса, которая лишь частично пересекается с современным Старым городом.

Залишити відповідь