Цельбоносная стопа

Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченный ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно невидимо, но ощутимо, словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже не одно столетие. И вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, с бронзовой крышкой, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла, как будто служит покровом для непрерывно совершающегося здесь таинства — благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия — изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге.

Изображение это указывает на запечатленную здесь память о чуде, бывшем на горе Почаевской в 1240 году — о явлении Божией Матери в столпе огненном. Над ковчегом — большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. И ковчег, и киот — творение золотых дел мастера С. Ф. Верховцева; в 1884 году им был заменен позолоченный балдахин, возвышавшийся над Стопою в виде часовни. Выше киота — две высокие зеркальные пилястры со сребропозлащенными венцами со скипетром и короною. А внутри ковчега — три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке.

Цельбоносная Стопа… Вот здесь, на этом кусочке камня стояла некогда сама Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И никогда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, не иссякший и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую ею целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется «стопочным». Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов. Но знают ли они, как возник этот источник, как появилась в Почаеве Цельбоносная Стопа Матери Божией, сколько и как помогала она людям?

Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопиющей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер. Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских и холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с упованием сердца. По милости Божией молитвы эти были здесь услышаны. Однажды ночью, выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно неопалимой купине, во время откровения Божия Моисею на Синае горевшей, но не сгоравшей, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове Ее была корона, а в руке скипетр. Явив себя людям с ослепительной ясностью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних — Иван Босый), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы объятая пламенем, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится.

Тут же усердной молитвой возблагодарили они Бога, даровавшего им чудесное явление Матери Божией и восславили саму явившуюся им Деву, оставившую след стопы Своей. Ибо с той поры стопа стала наполняться водой. Только одно мгновение простояла Она на твердом камне, а след ноги Ее, запечатлевшийся на нем как на мягком воске, остался навсегда. (Подобное предание существует и о Христе: при вознесении Своем Спаситель наш оставил след ноги Своей на горе Елеонской). Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было, как думают, в 1240 году от Рождества Христова[1].

Вскоре после этого события у подножия той скалы, на которой явилась Матерь Божия, иноки построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но сама скала, как и след Цельбоносной Стопы на ней, в течение еще четырехсот лет оставалась под открытым небом. Лишь с 1649 года, когда на этом месте выросла церковь во имя Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником оказалась, наконец, в храме. Сейчас на месте этого храма стоит другой — великолепный Успенский собор, и строители его только ради того, чтобы заключить эту святыню внутрь собора, в соответствии с условиями местности нарушили традиционный принцип храмостроительства: собор обращен не на восток, а, скорее, на север.

С первых же дней своего появления на горе Почаевской и доныне Стопа Божией Матери является источником многих чудес. Большинство из них осталось, вероятно, неведомыми миру, и тайна их ушла вместе с теми, кто видел, испытал или был свидетелем их силы. Но многие остались запечатленными для нас как зримые знаки «великой и богатой» милости Царицы Небесной, и потому так важна для нас память о необычных исцелениях, о явленных нам чудесах. В данном случае свидетельства о них, исходящие от самих исцеленных, дошли до нас от времен сравнительно недавних, веками уже отделенных от самого явления Богородицы. Но они тем более драгоценны как еще одно напоминание о том, что и через столетия милость и благоволение Ее не иссякают.

Самое древнее из засвидетельствованных и записанных исцелений, источником которых была Цельбоносная Стопа Божией Матери, произошло в 1664 году. У одной помещицы, по фамилии Хойнацкая, был слуга, которого звали Давид, по прозвищу Гайдук. Он был тяжко болен, все тело его беспрерывно болело, а голова просто плавилась от боли, от которой глаза его вылезали из орбит, и он почти потерял зрение. Жалея своего слугу, Хойнацкая (вероятно, не раз припомнив евангельскую историю о сотнике и его слуге) попросила тогдашнего почаевского игумена помолиться о больном перед Почаевской чудотворной иконой Богоматери и прислать воды от святой Стопы, чтобы помазать глаза его. Как только это было сделано, болезнь его прошла. Прошла внезапно и необъяснимо.

Веком позже, в 1763 году, один волынский священник Григорий Белецкий дважды получал чудесную помощь: вначале у него был тяжелый нарыв на груди, вскрывшийся только после того, как он помазал его целебной водой. Но затем болезнь вдруг вернулась, причем в гораздо более тяжелой форме: у него возникла новая опухоль, теперь уже внутри тела. От боли и слабости больной не мог сам идти в Почаев, его нужно было везти. Однако уже на полпути (о. Белецкий хотел прибыть в Почаев к празднику Успения Божией Матери) он почувствовал некоторое облегчение и даже сумел самостоятельно войти в храм и дойти до Цельбоносной Стопы. Возблагодарив Божию Матерь за этот первый знак милости, он выпил чудотворной воды, а дома сумел омыть ею все тело. После этого боли вдруг уменьшились, опухоль стала спадать, и не успел он вернуться домой, как уже был здоров. Это выздоровление было удостоверено всеми, кто знал больного.

До нас дошли записи, говорящие о том, что не только люди, искавшие исцелений, получали их, но и те, кто поначалу их и не искали, а получали как бы по тайной вести, поданной Царицей Небесной. В 1770 году одна больная девушка по фамилии Загурская, находясь уже на смертном одре, попросила священника, принимавшего ее исповедь, дать ей святой воды. Священник подал ей воду из Стопы Богородицы, и, выпив ее, больная выздоровела, а затем отправилась в Почаев, чтобы поблагодарить Пресвятую Деву. Оказавшись в храме, в котором прежде никогда не была, она прямо подошла к святой Стопе и заявила, что исцеление ей принесла вода, взятая именно здесь.

В 1780 году у одной женщины, жившей в окрестностях Почаева, умирал трехлетний ребенок. Однажды ночью, после долгой и горячей молитвы Божьей Матери, она уснула и во сне увидела некоего старца, который сказал ей: «Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме». Проснувшись, женщина с трудом вспомнила, что у нее осталось немного воды от Цельбоносной Стопы. Она влила несколько капель в рот больному и вновь уснула. И снова увидела во сне того же старца, и он сказал ей теперь: «Встань, сын твой здоров». И, действительно, когда она пробудилась, ребенок сидел на постели и просил есть. Через несколько дней болезнь его была позади.

В 1832 году одна мещанка из Каменец-Подольска привела в Почаев свою девятилетнюю внучку, в годовалом возрасте потерявшую зрение после перенесенной оспы. Шесть дней шли они, чтобы поклониться Почаевским святыням, и, когда пришли, девочка по совету добрых людей помазала свои глаза святой водою. Когда обе они после этого отошли от Стопы на середину церкви, больная вдруг воскликнула, плача от радости: «Ах, бабушка! Я вижу Божию Матерь обоими глазами!» Отныне она стала зрячей.

Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия, и рассказать о каждом случае невозможно. Скажем лишь, что помощь эту получали знатные и незнатные, старики и дети, православные и даже христиане иных исповеданий, все, кто приходил к Цельбоносной Стопе с верой, надеждой и усердной молитвой, все, кому по неизреченному Промыслу Божию должна была быть послана помощь. И сегодня, как и сотни лет назад, с той же молитвой и той же верой идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, со всем, что есть на сердце, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыне, испить этой воды, чая исцеления на горе Почаевской, ища благословения Пресвятой Девы, Ее покрова и заступничества. Поэтому и не иссякает человеческая благодарность, выраженная словами акафиста, что вот уже сотню лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед святой Цельбоносной Стопой:
«Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя низошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, ея же цельбосносною силою во всем мире славно прославила еси».

1 Вот как описывается оно в книге известного ректора Киево-Братского училища, иеромонаха Иоанникия Галятовского, «Новое небо с новыми звездами», вышедшей во Львове в 1665 году: «Иоан Босый, з села Почаева, видел на скале стоячую Пречистую Деву Богородицу, перед Нею стоял законник, который в скале мешкал и поведал тому Иоаннове Босому, и хлопятом з села Почаева, пасучим овци на горе близ к тоей скале, которой там есть стопа есть вырыта, и завшеся в этой скале вода чыстая снайдует, которую розмантые хоробы улечаются, на той скале церковь знаменитая муровная, и при церкви монастырь знаменитый, муром вколо обведенный, в земле Руской, на Волыни знайдуется, который монастырь от села Почаева, называется Почаевским». Эта запись в книге Галятовского (посвященной чудесам Пресвятой Богородицы) — одно из первых письменных свидетельств о происхождении монастыря.

Залишити відповідь