Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > История и лица > Приключения главы святителя Иоанна Златоуста

История и лица

Приключения главы святителя Иоанна Златоуста


Великий святой и учитель Церкви Иоанн Златоуст широко известен в христианском мире и не нуждается в представлении. Однако история с посмертным почитанием его мощей мало кому знакома, и в этой истории больше загадок, чем ясных ответов. По меньшей мере три реликвии в христианском мире претендуют на то, чтобы быть главой святителя Иоанна — в Москве, на Афоне и во Флоренции.

Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика Софии Киевской (XI век)

На фото: Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика Софии Киевской (XI век)

Как известно, Златоуст умер в ссылке, а точнее — в местечке Команы, по дороге к месту окончательного изгнания, которое предполагалось в Питиунте (теперь это Абхазия). Раньше было принято считать, что Команы, где великий святитель был и погребен, тоже находятся на территории нынешней Абхазии, однако теперь исследователи указывают на другой населенный пункт — Команы Понтийские, около современного селения Гюменек поблизости от города Токат в Турции, согласно данным «Православной энциклопедии». Так что при желании почитатели свт. Иоанна могут в качестве паломников посетить все места, связанные с жизненным путем Златоустого святителя — Антиохия, Константинополь и путь изгнания: Кукуз-Арабисса-Команы — благо они расположены на территории одного государства (Турция), въезд в которое свободен, а перемещения вполне безопасны.

Однако нас сейчас интересует один частный вопрос, связанный с почитанием свт. Иоанна Златоуста, а именно судьба его честной главы. Паломники, посещающие монастырь Ватопед на Афоне, могут видеть и даже сфотографировать ковчег с необычной главой, которая преподносится как глава свт. Иоанна Златоуста. Необычна она тем, что нетленными сохранились только череп и левое ухо. Однако ковчег с точно такой же главой святителя Иоанна Златоуста хранится и в московском храме Христа Спасителя. Более того, в ризнице собора во Флоренции тоже можно увидеть ковчег с останками главы, надпись на котором гласит, что это — тоже глава Иоанна Златоуста. Как же в этом разобраться?

Мощи святителя Иоанна были с честью возвращены в Константинополь после его оправдания. Правда, сам процесс оправдания, как и жизнь святителя, тоже становились причиной церковных смут, споров и ссор между епископами. Из Коман в столицу Византии мощи святителя были привезены морем. Поздним вечером 27 января 438 года вся гавань Золотого Рога и вход в Босфор были заполнены огнями — люди на лодках, держа горящие светильники, встречали своего архиепископа, возвращавшегося теперь в Город своими мощами. Когда корабль причалил, император Феодосий, склонившись над гробом святителя, произнес молитву, в которой просил о прощении своих родителей — императорской четы Аркадия и Евдоксии, гонителей Златоуста. Мощи были поставлены в церкви святых Апостолов — одном из важнейших храмов столицы, где обычно хоронили императоров и архиепископов.

Когда церковь Апостолов была перестроена при Юстиниане, гробница Златоуста оказалась в алтарной части, рядом с мощами святителя Григория Богослова. «В полу же алтаря слева лежит святой Иоанн Златоуст, а справа — святой Григорий Назианзин, называемый Богословом», — свидетельствует латинская рукопись, описывающая святыни Константинополя (Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 436-463). Здесь мощи пребывали до разграбления Города крестоносцами в 1204 году.

После того, как крестоносцы завоевали Константинополь, при храме Апостолов был основан капитул каноников, и в течение нескольких лет святыни храма разными путями были вывезены в Европу. Однако мы не встречаем достоверных сведений о перенесении в это время мощей именно Иоанна Златоуста.

Мощи святителя Григория Богослова, которые, как мы помним, лежали в храме Апостолов рядом с мощами Златоуста, были перенесены в Рим после Четвертого крестового похода. Вероятно, в это же время здесь оказались и мощи Златоуста — возможно, при папе Иннокентии IV (1243-1254). А через сто пятьдесят лет в соборе святого Петра в Риме существовал алтарь в честь святителя Иоанна. Сами же мощи Златоуста почивали в разных храмах Рима, пока в 1626 году не были перенесены в новое здание собора святого Петра и помещены в алтаре Капеллы Коро. Освидетельствование этих мощей было произведено в 1990 году, тогда же было описано, что мощи находятся в свинцовом ларце, который вложен в ковчег из кипариса.

30 ноября 2004 года мощи святителя Иоанна Златоуста вместе с мощами свт. Григория Богослова были возвращены из Рима в Константинополь. Мраморные ковчеги с этими святынями с тех пор находятся в патриаршем соборе святого Георгия на Фанаре в Стамбуле. С недавних пор рядом с ними находится и третий мраморный ковчег — с мощами святителя Василия Великого, друга Григория Богослова. Так все почитаемые Церковью Вселенские учителя — три святителя — собрались мощами в одном православном храме. В честь возвращения мощей свтт. Иоанна Златоуста и Григория Богослова Константинопольской Церковью учрежден специальный праздник, который совпадает с днем памяти апостола Андрея Первозванного по новому стилю — 30 ноября.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в соборе св. Георгия на Фанаре, Константинополь

На фото: мощи святителей Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа) в соборе св. Георгия на Фанаре, Константинополь.

Среди мощей, которые покоятся в ковчегах собора св. Георгия на Фанаре, находятся только кости, но нет глав. Что же произошло с главою святителя?

Прежде чем мы станем отвечать на этот вопрос, укажем, что православные паломники почитали не только мощи, но и пустой гроб святителя в храме Апостолов, после того как мощи были вывезены на Запад. Это отмечают русские паломники XIV века — Стефан Новгородец (середина XIV века), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.) и Александр Дьяк (90-е годы XIV в.). Постепенно в связи с таким почитанием возникло представление, будто бы мощи святителя на самом деле не покидали гроба, но так и находятся внутри…

Итак, возвращаемся к главе. Тут у нас две традиции — восточная и западная. Согласно западному преданию, крестоносцы увезли и главу Златоуста, и привезли ее в аббатство Клерво, откуда затем в середине XIII века глава была перевезена в Париж в капеллу коллегии св. Бернарда, а после Французской революции — утрачена. Тем не менее, честную главу святителя продолжали почитать в Константинополе. Есть сведения, что она хранилась отдельно от остальных мощей — в некоем женском монастыре Пресвятой Богородицы, о чем пишут: в конце XIII века — несторианский монах Раббан Саума (его как путешественника еще называют «китайским Марко Поло»), в середине XIV — начале XV веков — Стефан Новгородец, русский диакон Зосима и анонимный армянский путешественник. Этот монастырь исследователи отождествляют с монастырем Богородицы «тон Патрикиас», согласно сообщению «Православной энциклопедии» (правда, такое название больше в интернете нигде не встречается, поэтому какими-либо сведениями об этом монастыре мы, к сожалению, не располагаем).

Католические монахи-болландисты, издатели многотомного сборника житий святых, собрали ряд противоречивых сведений о главе святителя Иоанна Златоуста, а также ее частях, на христианском Западе. Так, перенесение главы Златоуста праздновалось 27 января в монастыре Сан-Сальваторе в сицилийском городе Мессина. Древний бюст-реликварий с главой Златоуста почитался в XVII веке в картузианском монастыре во Флоренции. Здесь же, во Флоренции, в 1995 году в запасниках собора Санта-Мария дель Фьоре была найдена глава святого, которую отождествили с главой Златоуста. Часть нижней челюсти этой реликвии в 2007 году была передана в дар Румынской Православной Церкви. Далее, болландистский исследователь Папеброх сообщает, что подобный древний бюст-реликварий с главой Златоуста показывают и в кафедральном соборе города Майнц в Германии — там эта святыня известна с начала XVII века. А в середине того же века встречается упоминание о «целом черепе» Златоуста в сокровищнице собора святого Донатиана в Брюгге (теперь это территория Бельгии). Однако, по данным болландистов, последний источник не заслуживает доверия, поскольку, по более надежным сведениям, в Брюгге хранилась лишь часть черепа некоего святого епископа по имени Иоанн, не названного Златоустом. Но это еще не все. Есть местные предания о нахождении частиц главы Златоуста в монастыре-дворце Эскориал неподалеку от Мадрида и в итальянском городе Пеша.

Глава Иоанна Златоуста во Флоренции

На фото: глава Иоанна Златоуста во Флоренции.

Теперь обратимся к восточному, православному преданию. Согласно нашей традиции, честная глава святителя Иоанна Златоуста в середине XIV века была подарена императором Иоанном VI Кантакузином монастырю Ватопед на Афоне. В 1560 году челюсть от этой главы ватопедские монахи привезли для поклонения в Молдавию и подарили ее в монастырь Слатина. Эта реликвия стала известна как чудотворная: в 1649 году от нее исцелилась жена господаря Василия Лупу Екатерина.

В 1652 году в Москву приехал архимандрит Ватопедского монастыря Дамаскин. Он рассскал, что обитель пострадала от сильного пожара, и для восстановления росписей храма требуется значительная по тем временам сумма — 2 тысячи рублей. Архимандрит выразил готовность прислать в Москву для поклонения и, соответственно, для сбора пожертвований, некоторые древние святыни — крест равноапостольного Константина Великого и главу Иоанна Златоуста. Царь Алексей Михайлович тогда отправил в Ватопед игумену Феодосию и братии грамоту, в которой предлагал: «нашие царского величества милости и жалованья к себе поискати, тот честный животворящий Крест Господень… и главу святаго Иоанна Златоустаго для поклонения прислати к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, с тем же с архимандритом Дамаскиным или с ыным верным человеком, кому в том верите». Вскоре святыни были привезены — тем же архимандритом Дамаскиным. После торжественной встречи в Брянске 17 мая 1655 года делегация, везущая реликвии, была сопровождена с большой охраной до Рославля, а затем в Смоленск и далее на Москву. Алексей Михайлович торжественно принял архимандрита Дамаскина 7 июня 1655 года в царском шатре возле Шклова, а святыни позже были отправлены патриарху Никону. Посетивший Москву в это же время архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария, описывает, что во время встречи царя после взятия Смоленска один из архимандритов торжественно нес главу Иоанна Златоуста в серебряном позолоченном ковчеге.

Глава Иоанна Златоуста в храме Христа Спасителя в Москве

На фото: глава Иоанна Златоуста в храме Христа Спасителя в Москве — та самая, что была привезена греками из Ватопеда.

Алексей Михайлович обещал греками вернуть крест Константина и главу Златоуста обратно на Афон, однако не сдержал обещания. Вместо этого братия Ватопеда получила очередную грамоту, в которой царь сообщал о том, что «изволил» оставить святыни у себя, в Москве, «лет на двадцать или менши, на сколко лет доведетца», а к грамоте было приложено материальное вспомоществование деньгами и соболями на 1800 рублей. Поначалу монахи пытались вернуть себе святыни. В 1657 году архимандрит Макарий просто не был допущен в Москву: ему в Путивле вручили некую сумму и отправили назад. В 1665 году в Москву прибыл ватопедский екклесиарх Лука с представителями других афонских монастырей, но царь им святыни также не вернул. Вместо этого афониты должны были удовлетвориться очередным пожертвованием — в размере 1 тысяча рублей, а в сопроводительной грамоте царь сообщил, что афонские реликвии «устроены» в Москве, в соборном храме, поскольку таким великим святыням «под властию бусурманскою быти не достойно». Некоторые из греков не хотели так просто сдаваться, но в Московии с греками особо не церемонились. Келарь Кирилл, сопровождавший екклесиарха, проявил несговорчивость и не хотел соглашаться с царской волей («бил челом невежливо»), за что был сослан на Соловки, затем в 1675 году переведен в Чудов монастырь. К счастью, его потом таки отпустили на Афон — в 1683 году. Но греки не хотели успокаиваться. В том же 1683 году в Москву за святынями отправили архимандрита Дометиана. Цари Иоанн V и Петр I на этот раз пожаловали им уже значительно меньшую сумму — всего 200 рублей, а в грамоте указали ту же самую причину, по которой не годится отдавать реликвии на Афон: они должны пребывать в России «на сохранение от насилия нечестивого огарянского». Для смягчения позиции монахов им предоставили постоянную помощь в размере 500 рублей в каждый очередной их приезд за пожертвованием. И похоже, с тех пор греки смирились, поскольку в 1687 году, когда в Москву приехал ватопедский архимандрит Косма, в монашеском послании уже не было просьб о возвращении реликвий, задержавшихся так надолго в российской столице, братия лишь просила обещанные царской милостью 500 рублей, поскольку монастырь нуждался в средствах для прокладки водопровода.

В российских архивах находятся сведения о том, что подобные выплаты по 500 рублей Ватопеду производились до 1735 года, причем неизвестно, прекратились ли после этого. Российский литургист священник Михаил Желтов в своем блоге привел примерный подсчет суммы, которая была выплачена из царской казны Ватопеду за эти годы. Так, за честную главу Златоуста и крест Константина грекам было выплачено не менее 2000 рублей деньгами второй половины XVII века и как минимум 5000 рублей деньгами первой половины XVIII века, что в общей сумме в пересчете на нынешнюю валюту составляет около 1,6 миллиона долларов (ок. 50 миллионов современных российских рублей), для сравнения: годовой (!) оклад бурлака в XVII веке составлял один рубль с копейками.

Однако, получив такую сумму, монахи до конца не успокоились. Они, правда, больше не беспокоили российского царя просьбами вернуть святыни, а вместо этого… придумали легенду. Будто бы в Москву была отправлена не та глава — святителя Андрея Критского, а не Златоуста. Однако, то, что это именно выдумка, проверяется описанием ватопедских святынь от 1709 года, где в списке фигурирует глава свт. Андрея Критского, а глава свт. Иоанна Златоуста не упоминается. Ватопедцы впоследствии просто подменили списки, однако в частных беседах признавались о подлоге (как пишет, например, В.Г. Григорович-Барский во «Втором посещении Св. Афонской горы», СПб., 1887, сс. 199-200).

Глава Иоанна Златоуста в монастыре Ватопед на Афоне

На фото: глава Иоанна Златоуста в монастыре Ватопед на Афоне.

Так что теперь посетители Ватопеда могут приложиться к главе с одним ухом, почитаемой как глава Иоанна Злаутоуста, а та глава, что была привезена греками в Москву, после большевистского переворота 1917 года оказалась в музеях Московского Кремля. После того, как советская власть потеплела к Церкви и разрешила отпраздновать юбилей 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году главу Златоуста вернули Русской Православной Церкви. Поначалу она находилась в Елоховском патриаршем соборе, а после того как был построен храм Христа Спасителя, святыню перенесли туда. В 2010 году эту реликвию возили для поклонения в Соединенные Штаты Америки — Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке.

Вот такая история. Какая глава подлинная — судите сами, если об этом вообще можно судить. Или же относиться к этому иначе: как к неким материальным «иконам», почитая которые, даже если они на самом деле не подлинные, мы тем самым воздаем честь великому Вселенскому учителю — Иоанну Златоусту, как воздаем мы честь тому, кто изображен на иконе, а не веществу, из которого она сделана?

Все фактические данные взяты автором из статьи «Иоанн Златоуст. Часть 2», опубликованной в 24 томе «Православной энциклопедии», которая издается по благословению Патриархов Московских и всея Руси Алексия II и Кирилла церковно-научным центром «Православная энциклопедия».

Google

Дата публикации: 22.11.2013