Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > События > Участники круглого стола «Реформация и Православие» обсудили тему Предания, святоотеческое богословие и перспективу диалога

События

Участники круглого стола «Реформация и Православие» обсудили тему Предания, святоотеческое богословие и перспективу диалога


Вчера, 27 ноября в Национальном педагогическом университете им. М.Драгоманова в Киеве состоялся круглый стол «Реформация и Православие», организованный университетским Центром изучения религий и Евро-Азиатской Аккредитационной комиссией. Форум собрал участников из Украинской Православной Церкви и различных протестантских течений: реформатов, баптистов, пятидесятников, евангелистов и пр. Специальным гостем круглого стола стал профессор Дональд Ферберн из семинарии Гордон-Конвелл (США), автор книг о православии и святоотеческом богословии для протестантской аудитории. Встреча была проведена в рамках юбилейных мероприятий, приуроченных к 500-летию Реформации в 2017 году. Вечером того же дня обсудили книгу Ферберна о восточном святоотеческом богословии.

Сергей Михайлович Бортник, доцент Киевской духовной академии

Сергей Михайлович Бортник, доцент Киевской духовной академии.

Доцент Киевской духовной академии д-р Сергей Бортник в первом докладе очертил тему Предания в межконфессиональном диалоге. По словам Сергея Михайловича, то предание, против которого, как правило, выступают сегодня протестанты — это не подлинное Предание, но предания со строчной буквы, или, говоря словами апостола Павла, «бабьи басни». Церковь должна критически относиться к тому, что пытается проникнуть в христианскую жизнь под видом псевдоблагочестия, и отмежевываться от этого.

С.Бортник напомнил источники Откровения в понимании Православной Церкви: это деяния Вселенских и поместных соборов, творения отцов Церкви, канонические установления, литургические тексты, иконография, а также благочестивые традиции — в той мере, в какой последние соответствуют Писанию и предыдущим позициям.

Доцент КДА обратился с вопросом к протестантам: насколько подобные вещи невозможны в их традиции, которая насчитывает уже пятьсот лет? Ведь очевидно, что и в Протестантизме есть авторитетные «столпы» — Лютер, Меланхтон, Кальвин и пр., в каждой из протестантских церквей сложилась традиция совершения богослужения и общепринятые молитвенные тексты, разработана традиция определенного толкования противоречивых мест Библии… То есть, говоря иными словами, в Протестантизме давно есть собственное Предание, даже при отсутствии данного термина.

Принципиально важным для подлинного Предания, по словам Сергея Бортника, является, прежде всего, участие в «таинстве Церкви» — речь идет не от «таинствах», будь то двух или семи в смысле латинского sacramentum, но о всеобъемлющем Таинстве Церкви как жизни христиан в освящающем единстве с Богом, что описывается греческим словом mysterium.

В настоящем Предании, подчеркнул С.Бортник, присутствует не только «горизонтальное» (историческое) измерение — то, что современная Церковь приняла от предшественников, включая апостолов и святых отцов, но и — что не менее важно! — измерение «вертикальное», то есть действие в нас того же Святого Духа, что вдохновлял авторов книг Нового Завета.

Профессор Дональд Ферберн (Donald Fairbairn), семинария Гордон-Конвелл, США

Профессор Дональд Ферберн (Donald Fairbairn), семинария Гордон-Конвелл, США.

Профессор Дональд Ферберн в своем докладе раскрыл взгляд святителя Кирилла Александрийского на праведность, в чем можно обнаружить точку встречи православных и евангельских христиан. Этот момент можно обнаружить в том, что в понимании обеих традиций праведность и освящение — это то, что исходит от Бога и даруется верующим как результат их личного союза с Иисусом Христом. «Мы становимся праведными тогда, когда мы лично становимся едиными с Праведным», — отметил Дональд.

Праведность, как и сыновство, даруемые во Христе всем верующим в Него, прежде всего принадлежат Самому Христу. В центре христианского понимания спасения, как для православных, так и для протестантов, — личный союз со Христом. Усыновление или праведность, даруемые от Бога всем верующим во Христа, — это не статическое явление, но динамический процесс: христианская жизнь включает в себя пребывание в том, кем мы уже есть во Христе, подчеркнул Д.Ферберн.

Круглый стол Православие и Реформация

В совместном докладе профессора НПУ им. Драгоманова Юрия Черноморца и Татьяны Левченко рассматривались точки встречи православного и протестантского богословия. Ввиду объемности доклада он был зачитан лишь частично. Докладчики отметили, что Реформация началась с редукции всех возможных состояний человеческого совершенства лишь к двум — состоянию греха и состоянию спасения (святости, праведности). Ю.Черноморец и Т.Левченко проанализировали богословские взгляды Мартина Лютера, Карла Барта, протоиерея Георгия Флоровского и митрополита Антония Сурожского и пришли к выводам, что перспектива диалога между Православием и Протестантизмом связана с возвращением к библейскому пониманию веры как верности.

Вместе с тем, отметили докладчики, точки соприкосновения православного и протестантского богословия всегда будут оставаться и линиями размежевания. Однако все эти противоречия можно преодолеть не в рамках конфессиональных теологий («теология — это лишь очки, с помощью которых мы рассматриваем мир»), но благодаря встречи христиан со Христом, и — затем — христиан с христианами. «Поэтому объединить христианство может лишь простой жест: Прииди и виждь! (Ин 1:46)».

Михаил Черенков, профессор Украинского католического университета (Львов)

Михаил Черенков, профессор Украинского католического университета (Львов).

Наиболее обсуждаемым оказалось выступление профессора Украинского Католического университета (Львов) Михаила Черенкова — известного в Украине протестантского теолога, который провозгласил Реформацию общим будущим для православных и протестантов. По словам М.Черенкова, Реформация в рамках протестантизма оказалась «невыполнимой». Для православных же реформация как идея и вовсе представляется еретической, уверен профессор. Вместе с тем он считает, что идея Реформации может стать общей идеей межконфессионального обновления.

«Возможна ли Реформация в Православии и возможно ли реформировать уже реформированных и не раз перереформированных протестантов? Готов ли Протестантизм ради Реформации вернуться к отношениям церковного единства с Православием и Католицизмом, чтобы пережить совместное преобразование? К каким формам преобразующего церковного единства с протестантами готова Православная Церковь?» — такие вопросы поставил протестантский профессор католического университета перед участниками круглого стола.

Свою точку зрения на эти вопросы М.Черенков изложил так: «Нас разделяет прошлое, мы вряд ли сможем выяснить запутанные отношения, но, быть может, все еще возможно искупить взаимную вину через сближающее смирение, воображение и дерзновение о будущем единстве? Для меня очевидно, что с позиций евангельского богословия ответ должен быть положительным. Но настолько же очевидным является дефицит политической воли церковного руководства и просвещенности церковных общин. Стало быть, вопрос нужно уточнить: в каких формах возможно межцерковное сотрудничество ради общего будущего, отвечающее максимализму богословских требований и минимализму наличных церковных возможностей?»

М. Черенков призвал верующих и теологов из всех христианских конфессий не «приватизировать» историю и пересмотреть представление о собственной конфессии как о монолитной структуре. Так, в одной и той же Православной Церкви (например, в Московском Патриархате) можно найти де-факто разные церкви — церковь официальной политики, с одного полюса, и с другого — церковь митр. Антония Сурожского, прот. Александра Меня и Ольги Седаковой… С последней церковью М.Черенков охотно отождествил и себя, хотя формально и не является православным.

В межконфессиональном диалоге, уверен М.Черенков, следует опираться на общую кафолическую традицию первого тысячелетия и помнить, что история конфессий не является «священным каноном». Особенно важно помнить об этом сегодня, когда уже не срабатывают принятые ранее в ходе полемики ссылки на авторитет и каноничность.

Напоследок М.Черенков представил тезис Померанца, принятие которого открывает путь к настоящему диалогу: «Глубина моей традиции ближе ко глубине иной традици, нежели к моей собственной поверхности».

В ходе обсуждения последнего доклада редактор сайта «Киевская Русь» протоиерей Андрей Дудченко напомнил о большом потенциале своего рода «реформации» в Православной Греко-Кафолической Российской Церкви, который в начале ХХ века проявился в ходе подготовки и затем работы Поместного собора 1917-18 гг. В ходе трагических событий истории многие участники этого движения за церковное обновление впоследствии стали новомучениками. Однако поразительно, что после падения коммунистического режима и прославления новомучеников главное дело жизни многих из них — проявившееся в работе того уникального Собора — оказалось фактически невостребовано на общецерковном уровне, причем не только в РПЦ, но также и в Киевском патриархате.

Презентация книги Жизнь в Троице. Слева направо: Юрий Черноморец, прот. Андрей Дудченко, Сергей Бортник, Дональд Ферберн, Тарас Дятлик

Презентация книги «Жизнь в Троице». Слева направо: Юрий Черноморец (внизу), прот. Андрей Дудченко, Сергей Бортник, Дональд Ферберн, Тарас Дятлик (крайний справа внизу).

Вечером того же дня участники круглого стола снова собрались вместе в книжном магазине «Довженко. Книги. Кава. Кіно» на ул. Бульварно-Кудрявской, 43а, на презентацию изданной в Украине на русском языке книги Дональда Ферберна «Жизнь в Троице. Введение в богословие с отцами Церкви» (Черкассы: Коллоквиум, 2014).

Автор книги поделился с читателями своей историей и двумя главными открытиями, которые кардинально изменили его жизнь. Во время первого визита Дональда на территорию СССР — в Грузию в 1989 году он открыл для себя целый мир восточного христианства — Православной Церкви. Следующим открытием было знакомство с трудами святых Отцов древней Церкви — в особенности свв. Иринея Лионского, Афанасия и Кирилла Александрийских. С тех пор миссией жизни Дональда стало открытие этого мира для своих единоверцев-протестантов, а также студентов христианских учебных заведений как в США, так и в Украине — с 1992 по 1996 годы Д.Ферберн преподавал в Донецком христианском университете.

Своим впечатлением о прочитанной книге Ферберна поделились Сергей Бортник, Юрий Черноморец и прот. Андрей Дудченко.

Прот. А. Дудченко отметил, прежде всего, важность преодоления стереотипов православных и протестантов в отношении друг друга, чему способствует книга Ферберна. Протестанты обнаруживают, что православные отцы Церкви богословствуют на основании Библии. Православных же удивляет интерес протестантов к восточному христианскому богословию, и это ломает «шаблоны» наших представлений друг о друге.

Далее, чрезвычайно важно, отметил редактор «Киевской Руси», что в книге содержится попытка творчески, современным языком описать тайну Троичного богословия. «Я давно ждал появления подобной книги — не переписывания давно известных истин, как в принято школьном богословии, но свежего, творческого подхода, попытки современным языком для наших современников описать неичерпаемую тайну христианского богословия Троицы», — сказал о.А.Дудченко. Чрезвычайно важно, отметил он, чтоб книга Д.Ферберна стала доступной для студентов православных духовных учебных заведений.

На это есть надежда, потому что уже сегодня днем проф. Ферберн выступил с лекцией перед студентами Киевских духовных школ в Киево-Печерской лавре. Правда, тираж книги — всего лишь 800 экземпляров…

donald_fairbairn_-_life_in_trinity

Дата публикации: 27.11.2015